Отвод по-украински. Как будут разводить войска на Донбассе и почему министры путаются в указаниях

Министерство обороны и МИД делают заявления, в которых противоречат друг другу, касающиеся разведения войск и боевой техники на Донбассе. Фокус разбирался, почему отвод войск может быть заблокирован на длительное время

Related video

18 сентября министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что разведение сил и средств на Донбассе должно состояться по всей линии фронта, а не только на трех пробных участках.

"Действительно, была договоренность, не новая, 2016 года, о том, что в трех тестовых участках будет осуществлена попытка отвода. Сейчас это успешно осуществили в Станице Луганской, мы ожидаем следующего этапа в Золотом и Петровском. Далее президент Зеленский в своем плане предлагает не разводить три следующие, иначе будем разводить последующие 300 лет, а попробовать все же согласно с Минскими договоренностями развести на всей линии", – заявил Пристайко во время заседания парламентских комитетов по вопросам внешней политики и европейской интеграции, куда народные депутаты вызвали его с отчетом.

А министр обороны Андрей Загороднюк, напротив, утверждает, что разведение войск на Донбассе будет происходить не сразу по всей линии разграничения, а участками. Определяющим для украинской стороны является то, чтобы разведение сил происходило по обеим сторонам линии разграничения.

"Во-первых, оно не будет распространяться одновременно везде. Это будет участками. И будет надзор за тем, чтобы это делалось с обеих сторон. И это абсолютно критично. То есть, это не отступление абсолютно. Это должно быть сделано технически правильно, потому что есть уже позиции, есть уже целая система укреплений, которая выстроена. Мы говорили с военными, и с Генштабом, никто не будет делать этого без подготовки", – сказал Загороднюк в интервью "Радио Свобода".

При этом командующий Операцией объединенных сил (ООС) генерал-лейтенант Владимир Кравченко на встрече с координатором систем ООН в Украине Оснат Лубрани сообщил, что идет подготовка к отводу войск от линии непосредственного разграничения.

"На сегодня проводятся подготовительные мероприятия по отведению войск вдоль всей линии разграничения. Такое задание определено начальником Генштаба, министром обороны и президентом", – приводит слова Кравченко пресс-служба ООС.

Стратегические задачи

Источник Фокуса в структуре Генерального штаба вооруженных сил Украины подтверждает, что подготовительные мероприятия по возможному разведению войск на Донбассе действительно проводятся. Согласно указанию министра обороны, план будет представлен в скором времени.

"Это работа Генштаба – анализировать и планировать стратегию, и не только на Донбассе. В этом не ничего нового, ситуация постоянно просчитывается с учетом рисков, данных разведки. В конкретном случае, могу сказать, вооруженные силы готовы выполнять приказ верховного главнокомандующего, когда он будет отдан", – рассказывает собеседник Фокуса.

По словам бывшего заместителя начальника Генштаба ВСУ, генерал-лейтенанта запаса Игоря Романенко, разведение войск должно проходить в двустороннем порядке, а это вносит свои коррективы в сроки их выполнения.

"Верховный главнокомандующий, министр обороны и командующий ООС заявили о начале подготовки к разведению сил и средств. Подготовка может быть длительной, но это не означает, что мы не готовимся. Станица Луганская показала, что нельзя однозначно указать сроки. То, что можно было решить за пару недель, растянулось на длительное время. Последние переговоры в Минске показали, что вопрос обеспечения безопасности не решен, а это два пилотные участка в Петровском и Золотом, а не вся линия фронта", – говорит Фокусу Романенко.

Он отмечает, что в случае отвода воинские подразделения должны отойти на новые подготовленные позиции, а после этого демонтировать занимаемые прежде.

Напомним, 18 сентября пресс-секретарь представителя Украины в Трехсторонней контактной группе Леонида Кучмы Дарка Олифер сообщила, что российская сторона на переговорах в Минске заблокировала определение даты начала разведения сил и средств на Донбассе.

Следует отметить, что еще до проведения переговоров в Минске наблюдательная миссия ОБСЕ зафиксировала активное обустройство позиции со стороны боевиков вблизи Петровского. В день переговоров наблюдатели обнаружили укрытие и около 20 человек в камуфляжной одежде, а также ориентировочно 12 грузовиков, одну землеройную машину и несколько кранов, которые рыли траншеи и выполняли полускрытые земляные работы возле дороги между Петровским и населенным пунктом Стыла.

Сопредседатель гражданской инициативы "Правое дело", которая отслеживает ситуацию на оккупированном Донбассе, Дмитрий Снегирев настаивает, что возле Станицы Луганской отведение войск прошло в одностороннем порядке со стороны украинских сил. В созданной при этом "серой зоне" уже отмечается присутствие снайперов и диверсионно-разведывательных групп противника.

"В Станице боевики демонтировали только опорный пункт, отведения не зафиксировано. В этом направлении у них задача захватить Счастьинскую ТЭС, которая обеспечивает электричеством регион. В Золотом мы открываем Первомайско-Стахановское направление, там сейчас идут обстрелы. Мы фиксируем накопление сил, кроме того там две военные базы регулярных войск РФ. В Петровском – степная зона, танкоопасное направление в сторону Мариуполя. Если мы здесь отойдем на два километра, то оставляем первую и вторую линию обороны", – делится Снегирев наблюдениями с Фокусом.

По словам эксперта, тема разведения войск по всей линии фронта возникла после заявления президента Зеленского о возращении к переговорам в "нормандском формате". В 2016 году Россия требовала разведения войск и ратификации "формулы Штайнмайера", поэтому переговоры были приостановлены. Сейчас Кремль требует соблюдения "формулы Штайнмайера" как условие для возвращения к переговорам в нормандском формате. Кроме того, взаимоисключающие друг друга заявления министров иностранных дел и обороны, каждый из которых напрямую назначается на должности президентом, указывают на то, что Владимир Зеленский находится в поиске вариантов выхода из сложившейся ситуации.