Маруся Зверобой: "Я стала информационной пощечиной, после которой проснулись страна и люди"

Несколько дней назад волонтер Маруся Зверобой и депутат ЕС София Федина записали довольно скандальное обращение к президенту о ситуации с отведением войск. Многие увидели в нем даже угрозу жизни Зеленского, а фракция "Слуга народа" готовит обращение к главе ГПУ Руслану Рябошапке, чтобы он дал правовую оценку этим высказываниям. Фокус задал несколько вопросов Марусе Зверобой, чтобы из первых уст узнать ее позицию, а также выяснить, что она, собственно, имела в виду.

Related video

Все, кто воевал на передовой, знают, что внутренним конфликтом может воспользоваться внешний враг. Поэтому раскачивать лодку нельзя. Как вы считаете, может ли внешний враг воспользоваться конфликтом, возникшим между добробатами и властью, чтобы попытаться расколоть страну?

– У нашего общего врага есть план А, план Б, план В и так далее – по всему алфавиту. На любой расклад в нашей стране у него есть план. Просто сейчас с той властью, которая пришла, любой план легко воплотить в жизнь. И уже не имеет значения, с кем и между кем будут ссоры. Даже если представить себе, что у нас нет конфликта, о котором вы говорите, Зеленский со своим отводом войск абсолютно не соображает, что он делает. Он не знаком с опытом ведения войны предшественниками. Это его очень большая ошибка как непрофессионала на той должности, на которой он сейчас находится. И в итоге за его ошибки поплатится вся страна – и землями, и людьми.

Помочь нам сможет только мировая общественность, мы сами не сможем преодолеть врага. Но если при предыдущей власти была достаточно сильная международная дипломатическая работа, то сейчас мир смеется с нашей страны. Санкции снимаются, наблюдается очевидное потепление отношений Европы и Трампа с Путиным. А нашего президента после нескольких его выездов за границу все начинают презирать, как и страну в целом.

И то, что Зеленский капитуляцию называет миром, характеризует его либо как совсем глупого, либо управляемого извне. И я склоняюсь ко второму варианту.

Зеленский выгоден России. Было видно, как она поддерживала его в предвыборный период и насколько ей был невыгоден Порошенко. Даже по ситуации, которая произошла из-за нас с Фединой, а также как это подается на российских телеканалах, видно, что сейчас Россия поддерживает Зеленского. У меня вопрос: почему так происходит? Потому что ей это выгодно. Если бы Зеленский был для России неудобным, если бы он был ей невыгоден, такой явной поддержки точно не было бы. А лично для меня врагами являются все, кого поддерживает Российская Федерация.

Я не из команды Порошенко. Но я поддерживаю проукраинские силы, имеющие направление в Евросоюз и НАТО. С этими силами мне по дороге. Я пока не вижу, где "Голос", где Тимошенко, где все те люди, которые декларировали эти направления в своих предвыборных программах. Рубятся в соцсетях только порохоботы и я.

И именно поэтому Зеленского вы назвали в своем видеоролике так, как назвали?

– Я предупредила этого человека. Потому что я знаю тех, кому он хамил. А он, очевидно, вообще не понимал, что это за люди, куда он приехал. Он не понимает своего места в этой войне, в этом конфликте. Он просто невежда. Если бы он понимал, что некрасиво человеку, не воевавшему все эти годы, а зарабатывавшему деньги, пока ребята гибли на передовой, говорить: "Иди в армию," то не сказал бы такого. Это просто свинство! Не ему, четырежды уклонисту от армии, такое заявлять! Или другим воинам тыкать, называть их "пассажирами", "я не лох" и т. д. Что это за президент? Это позор для всей страны на весь мир!

Каждый имеет право высказывать свое мнение. Я не нардеп. У меня есть своя страница в фейсбуке, как и у каждого. Я никому ничего не должна. И это не моя проблема, что мое мнение заходит так, что люди массово его распространяют. Вероятно, они думают так же, как и я.

А то, что я могу сесть за кофе и поговорить о том, о чем я хочу, и называть вещи теми словами, которыми захочу, то я имею право, даже по той причине, что, на минуточку, я шесть лет на этой войне. У меня не было отдыха. Лишь недавно закончился мой крайний контракт, и на данный момент я перезагружаюсь. И мне очень больно за то, что происходит в нашей стране. Я слишком хорошо понимаю, что происходит и чем это все закончится. И понимаю настолько хорошо, что не могу об этом молчать.

Вы не боитесь, что вас могут использовать политические силы? В Сети вас уже назвали Жанной д'Арк. И понимаете ли, что ваши заявления могут подпадать под определенную статью Уголовного кодекса и в результате может быть заведено уголовное дело?

– Во-первых, не на чем там возбуждать уголовное дело. И те, кто подхватывают такую информацию, пусть для начала пообщаются с юристами. Во-вторых, представьте, что меня в информационном пространстве нет и не было. Что это изменит? Ничего. Украину сдавали, сдают и будут сдавать.

Если мы станем молчать, то не дадим себе даже шанса победить. Если мы не будем стрелять и только будем отходить, то отходить до какой черты? До Львова? Почему нас не отодвинуть дальше? Путин – это человек, который не останавливался ни на один день. Это человек, который наступать будет всегда. И он нас съест настолько, насколько мы позволим себя съесть. Договорняки – это путинская ловушка, и об этом знает вся воюющая Украина, которая оборонялась все эти годы. Об этом не знает только наш президент. Он хочет быть спасителем, миротворцем, но он не сможет объяснить, каким образом сдача территорий поможет вернуть свои границы. Это когнитивный диссонанс. Два противоположных информационных вектора – сдать землю и вернуть границу. Надо быть тупым идиотом, чтобы вообще как-то верить Путину и России. У нас страна – стадо непуганных идиотов. Ни президент не понимает, с кем он имеет дело, ни его избиратели не понимают.

Fullscreen

Кстати, мне Корчинский сказал, что даже его так не травили российские боты, как нас с Фединой. Моя подача информации Зеленскому – как гопнику, на том языке, на котором он позволил себе общаться с воинами, я ему объяснила, что с ним будет, если он станет себе такое позволять. И мне очень жаль, что страну довели до такого состояния, что информация доходит до обычных людей только при такой подаче. Если говорить нормальным языком, то в соцсетях это 100 лайков, 50 репостов. Я не понимаю, что происходит с нашими людьми! Они спят, они парализованы? Или это информационный паралич всей страны? В таком случае ей необходима такая хорошая информационная пощечина, чтобы она проснулась. Ну и так получилось, что именно с моей подачи сработала такая пощечина. И Россия это оценила. Они увидели, что люди благодаря этому проснулись.

Я ему (Зеленскому) объяснила, что с ним будет, если он станет себе такое позволять

Есть и вторая причина, которую я вижу. Сейчас максимально раскручивается скандал со мной и Фединой. Но если бы это были не мы, то создалась бы какая-то другая ситуация, поскольку сегодня происходит конкретная сдача наших территорий, я имею в виду Золотое. Я знаю Путина уже шесть лет. И знаю все его ходы. Сколько лет мы прожили с фразой: "Не шатайте лодку, иначе Путин нападет"? Я очень хорошо знаю, что если Путину надо напасть, то тут всегда найдется какая-то причина, чтобы отвлечь внимание. Фактически тот информационный бум, который произошел из-за нас с Фединой, по факту русские и разгоняют. Но не было бы нас – было бы что-то другое.

Но я никогда не буду молчать. Это не моя позиция: молчи, иначе Путин нападет. Толку молчать, если люди Путина сейчас сидят во власти? Если мы будем молчать, то это будет означать, что мы сдаемся. Надо все равно брать наших за глотку, если они сдают страну. Надо бороться. И мы будем бороться. Нас уже ничем не запугать, еще с 2014 года.

Как вы считаете, есть ли смысл в таких акциях, как "Нет капитуляции!"?

– Это очень важная штука, в первую очередь – для самих людей. Они должны привыкнуть к мысли, что если они будут сидеть по домам и молчать, то стране от этого будет только хуже. И власть совершит столько беспредела, сколько ей позволят сделать. Так произошло, что они находятся в таком положении, когда народ должен их четко контролировать. Сделали какую-то лажу – надо выходить на улицы. И надо требовать справедливости, не отступать. В данном случае надо требовать, чтобы не было капитуляции.

Конечно, это все тоже будет влиять на нашего президента. Его психика на самом деле очень слаба. В прошлый раз отвода войск не произошло из-за многотысячного марша в Киеве. Он попросту испугался.

Сегодня на улицы никто не выходит, и поэтому он решился на отвод войск. Ему уже по часикам стучат извне и говорят: "Так, мальчик, хватит играться с населением, решай быстрее". И он по беспределу забирает ветеранов с передовой, отводит войска, несмотря на то, что эта территория обстреливается. Это явные договорняки.

Учитывая вашу позицию, не думали ли о том, чтобы пойти в политику?

– Я над этим не задумываюсь. Я люблю свободу и ценю ее значительно больше даже потому, что я могу говорить то, что я думаю. Вот обвиняют Федину как нардепа, что она что-то в видео сказала. Да она почти ничего не сказала, просто сидела рядом и кивала. То, что надо было, сказала я. Поскольку у нас демократия и я могу говорить то, что я думаю. А когда ты нардеп, то ты должен фильтровать то, что ты говоришь. Поэтому я думаю, что на данный момент нардепы не могут себе позволить формат, в котором они разбудят страну. А я могу себе это позволить. И именно потому, что я не нардеп. Так что надо мне в политику или нет – это еще очень большой вопрос. Я бы не была уверена в том, что мне туда надо.

Ты можешь сделать что-то важное, даже сидя на диване. На самом деле, диванная сотня – очень важная сила. Ведь мы можем стать единой силой и противостоять диванным сотням и тысячам иностранных ботов в социальных сетях. Зашел в фейсбук – написал свою позицию – выпустил пулю в другую сторону. И тебе для этого необязательно быть нардепом, президентом, министром. Можно поднимать ветер, даже если ты дома или на природе жаришь шашлыки. Зашел в социальные сети – написал свою позицию. Увидел анонс марша – кума с кумой под мышку, пошел и принял участие. Всего лишь несколько часов твоего времени, но ты активно участвуешь в жизни своей страны. И это работает.