Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Несчастье в деньгах: будущие кандидаты в президенты хотят сэкономить на избирательных кампаниях

Несчастье в деньгах: будущие кандидаты в президенты хотят сэкономить на избирательных кампаниях
Лето пройдёт без предвыборной агитации: политсилы ещё не начали президентскую кампанию, но уже экономят
000

Кто-кто, а пиарщица Татьяна Николаева, услышав о несостоявшейся коалиции ПР и БЮТ, обрадовалась: ведь обе силы тут же заявили о формировании предвыборных штабов. Но очень быстро Татьяна поняла, что в эту избирательную кампанию, в отличие от прошлых, на машину заработать не удастся. «Денег у партий нет», – жалуется она в разговоре с Фокусом.

По отработанной схеме женщина обратилась к одному из политтехнологов, сотрудничающих с PR-службой БЮТ, в надежде устроиться в предвыборный штаб. Но безотказно действовавшие раньше принципы штабной работы, предусматривавшие мгновенное расширение штата при первом же упоминании о выборах, теперь дают сбой.

– Мои знакомые, которые на постоянной основе работают в главном офисе БЮТ, говорят, что на новеньких в этот раз сэкономят. Основная нагрузка ляжет на штатных сотрудников пресс-центров, причём за те же деньги, – говорит Татьяна Николаева. – Если в прошлом году им доплачивали по 1500–1700 долларов, то в этом году сверхурочное время будет оплачиваться согласно штатному окладу. Дополнительную рабочую силу намерены привлекать не раньше сентября.

Другая собеседница Фокуса, наслушавшись рассказов о том, как щедры олигархи всех мастей к новому кандидату Арсению Яценюку, предложила одному из его региональных штабов (в Днепропетровске) свои услуги – естественно, в обмен на щедрую штабную зарплату.

«После собеседования мне предложили поработать бесплатно. Вы же, мол, верите в нашего кандидата? Вот и поработайте пока за идею, а зарплата будет через пару месяцев», – рассказывает она.

Причём, как утверждают осведомлённые источники, деньги в штабе самого молодого кандидата в президенты как раз водятся, но их тратят пока не на сотрудников, а на сбор информации о соискателях: согласно установке, претенденты на сотрудничество с Яценюком не должны быть запятнаны работой на другие политсилы.

Ещё один пиарщик, работавший в прошлые выборы на одну нынче непарламентскую политсилу, рассказывает, что на днях получил от её лидера предложение потрудиться и в этот раз (у партии будет свой кандидат в президенты). На вопрос специалиста о деньгах ему напомнили о «моральном долге перед партией». 

И, конечно же, никто из тех, кто рассчитывает на зарплату, и не думает пытать счастья в «Нашей Украине». Когда сдавалась эта статья, судебные приставы как раз описывали имущество крымского штаба «НУ» – региональная структура задолжала 100 тыс. грн. Пенсионному фонду и 1,5 млн. грн. сотрудникам. Примерно такая же ситуация наблюдается и в других штабах партии Ющенко.

Осенний марафон
В Блоке Тимошенко только на этой неделе собирались провести первое совещание (во главе с неизменным руководителем медиакампаний блока нардепом Александром Абдуллиным) на тему финансовых и организационных вопросов предстоящей избирательной кампании.

«А что вы хотите? Все серьёзно надеялись на коалицию с ПР, можно сказать, до последнего верили. До окончания переговоров штабами никто не занимался, и они сейчас в абсолютно развороченном состоянии. Придётся с нуля собирать. О деньгах и речи пока нет», – не скрывая раздражения, рассказывает Фокусу один из бютовцев.

Его коллега из Партии регионов почти так же характеризует положение дел в собственной политсиле. По его словам, назначение Николая Азарова начальником штаба кандидата в президенты Виктора Януковича – ход не политический, а скорее психологический: «Азаров – генерал без армии: набирать людей и финансировать кампанию ещё никто не начинал».

– Партия пока вообще без денег. В центральном офисе были? Там стоит запах вокзального туалета! – так иллюстрирует запустение в этой политсиле один из партийцев, покинувших в последнее время ряды регионалов.

Фокус побывал в особняке на Липской – никакого запаха, конечно, не заметил. Всё-таки у ПР есть деньги на санитарию, возможно, правда, только для центрального штаба. Как нам стало известно, восточные штабы регионалов, равно как и крымские, скорее всего, останутся без центрального финансирования. Им придётся вытягивать кампанию на средства местных бизнесменов, связанных с партией.

– Если на прошлых президентских выборах было потрачено по миллиарду долларов с той и другой стороны, то сейчас вполне можно обойтись и 100 миллионами, – рассуждает нунсовец Сергей Василенко, руководивший на прошлых парламентских выборах крымским штабом «Нашей Украины».

Такую возможную экономию он обосновывает тем, что ПР и БЮТ на этот раз предстоит раскручивать кандидатов уже не по всей стране, а в «своих» регионах: «Они – уже сложившиеся бренды, значит, бросить силы надо только на проблемные точки, да и то попозже, ближе к голосованию, чтобы наверняка». 

На «попозже» ориентируются, очевидно, во всех штабах. Как рассказали Фокусу в ПР и БЮТ, установка там пока следующая: летом – никакой агитации и специальных, требующих затрат, акций, кроме планового общения с прессой. Все активные действия – только с осени. На осень же переадресовывают и тех, кто хочет работать (и заработать) на избирательной кампании, – местные ячейки развернутся не раньше.

Бедные богатые
Причина столь незавидного положения штабистов всех сил общая: у привычных спонсоров из числа участников рейтинга самых богатых, как ни странно это прозвучит, критически не хватает свободных, не вложенных во что-либо денег. Состояние большей части богатейших украинцев составляют сейчас активы, а не удобный для вложений «кэш».

«Заметьте, что в штабе Партии регионов за региональную работу на этот раз будет отвечать Сергей Лёвочкин, а не Андрей Клюев, как раньше (это Клюев, например, организовывал акции протеста для ПР в марте этого года на майдане Независимости). Всё просто: сейчас у Клюева денег нет. А вот у Фирташа свободный капитал всё-таки имеется. Теперь Лёвочкин (его считают близким к Фирташу. – Фокус) будет организовывать всю региональную агитацию, турне лидера, подвоз людей на митинги и так далее. Как вы думаете, кто за это будет платить?» – задаёт риторический вопрос один из собеседников Фокуса.

По словам источников Фокуса, сейчас неплохим запасом живых денег, которые не нужно вынимать из активов и можно безболезненно выбросить на кампанию, обладают, кроме Фирташа, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и, что особенно любопытно, столичный мэр Леонид Черновецкий, официальный, как он сам говорит, миллиардер ещё с прошлого года (после продажи своего банка «Правэкс»).

По данным Фокуса, сейчас материальной поддержки со стороны Леонида Черновецкого добивается БЮТ – именно с этим якобы связана очередная волна «античерновецкой» кампании, развёрнутой в Киеве сторонниками Тимошенко.

Частями ли, оптом ли, но именно этим людям всё-таки придётся наскрести для своих кандидатов по крайней мере по $36 млн. – это тот минимум, который, по усреднённым подсчётам, потребуется каждому претенденту на кандидатское кресло. Причём деньги эти нужны не на штабной персонал или пускание пыли в глаза избирателям, а на сам день выборов: чтобы расставить своих, положенных законом представителей по всем 36 тысячам избирательных участков в Украине. «В среднем на тысяче участков во время выборов работает до 5 тысяч представителей кандидата (включая членов комиссий и наблюдателей). При средней единовременной зарплате в 200 долларов только для того, чтобы укомплектовать эти участки своими людьми, нужно  потратить около миллиона долларов», – рассказывает нам один из бывших членов комиссии.

И это уже та статья расходов, на которой сэкономить не удастся.

Родина им поможет
В тяжкое время экономического кризиса олигархи и политики поменялись местами. Теперь государство вынуждено и главное – может помочь  крупному бизнесу материально.

В его силах, например:

• Организовать выгодный тендер
К примеру, ООО «Азовинтекс», владеющее частью уставного фонда Индустриального союза Донбасса близких к Тимошенко бизнесменов Виталия Гайдука и Сергея Таруты стало единственным исполнителем работ по реконструкции аэродромной части аэропорта «Львов».

• Посодействовать законодательно (дать льготы, ослабить налоги или надавить ими на конкурентов подзащитного бизнесмена).
Утверждённая Радой 13-процентная надбавка на ввоз в Украину импортных авто на руку отечественным автомагнатам, таким как бютовец Тариэл Васадзе (корпорация «УкАВТО»), регионал Дмитрий Святаш (корпорация «АИС»), Пётр Порошенко (корпорация «Богдан»).

• Заработать для олигархов денег – например, за рубежом
Продав в Японии украинские квоты на выброс углекислого газа,  правительство Тимошенко теперь распределяет их между предприятиями. Получить эти деньги изъявили желание более 300 компаний, в основном донецких. В их числе шахта им. Засядько, принадлежащая регионалу Ефиму Звягильскому.

• Дать денег в виде госпомощи – льготные кредиты от госбанков выделялись в последнее время некоторым строительным компаниям. В то же время частные банки получают помощь от Нацбанка. Громкий скандал в конце прошлого года подняла Юлия Тимошенко, обвинив НБУ как раз в излишнем госфинансировании банка «Надра», связанного с Дмитрием Фирташем.

• Просто закрыть глаза на нарушения (неуплату налогов и сборов, прочие злоупотребления) – и, таким образом, дать крупному бизнесу возможность выжить.

Наталья Бублий, Сергей Высоцкий

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.