Иван Васюнык рассказал Фокусу о Тимошенко и Ющенко, а также о подготовке к Евро-2012

Вице-премьер Иван Васюнык рассказал в интервью Фокусу, почему для Юлии Тимошенко ценна его критика и как Виктор Ющенко сохранится в политике

Related video

Гуманитарный вице-премьер Иван Васюнык, курирующий подготовку к Евро-2012, едва ли не с момента назначения в Кабмин Тимошенко ходит в кандидатах на вылет. Он то вступает в публичные перепалки с премьером (прошлой осенью, после развода НУНС и БЮТ), то зарабатывает от депутатов коалиции проект постановления об отставке (после вылета Днепропетровска из числа городов, принимающих Евро-2012, на Васюныка якобы ополчился лично Игорь Коломойский, много вложивший в подготовку города).

При таких проблемах Васюнык чудесным образом остается непотопляемым. От гнева Коломойского его защитил БЮТ, не согласились на его отставку и в Партии регионов. Да и вообще, похоже, что от увольнения его бережет сама должность: недовольных еврокомиссаром Васюныком среди политиков и олигархов пока меньше, чем довольных, причем в числе последних – вдохновитель Евро Григорий Суркис, и, говорят, сама Тимошенко.

При этом экс-сотрудник Секретариата президента остается еще и человеком Ющенко в правительстве. ("Человек президента – вряд ли отражает реальную ситуацию, – поправляет Фокус сам вице-премьер – Дело не в межличностных отношениях. Нас объединяет общая политическая история и ценности".)

В качестве члена президиума партии "Наша Украина" он будет в эту субботу на съезде, от которого ждут сенсаций: по слухам, "НУ" может выйти из коалиции с БЮТ и таким образом дать президенту повод для роспуска Верховной Рады. Осторожный Васюнык, правда, предпочитает этой темы не касаться. Говорит, поживем – увидим.

– Однако есть информация о договоренностях Партии регионов и президента о досрочных выборах.
– Я считаю, что все эти домыслы – своего рода "коммуналка". И вообще не вижу смысла в постоянных обсуждениях договоренностей – кто кому как улыбнулся, кто кого любит, кто кому служит, кто чей солдат.

– А несостоявшейся коалиции БЮТ и ПР вы радуетесь или сочувствуете?
– Союз, основанный на корыстных целях, – это фиктивный брак. И хорошо, что обе силы отстранились от планов о возможной отмене прямых президентских выборов. И хотя выборы для Украины – это очень плохо, только перед ними политические силы берут какие-то обязательства, которые пусть частично, но все же выполняют.

– Когда поднимался вопрос о вашей отставке, Партия регионов отказалась голосовать за нее. Это знак какого-то особого расположения?
– Думаю, дело не в особом расположении, а в корпоративном принципе Партии регионов – "не зная броду, не суйся в воду". То есть не разобравшись в ситуации, не нужно принимать дилетантских решений. И в этой разборчивости есть свой здравый смысл, практичность. Ведь решение должно приниматься не по поводу меня, ведь не я стратегический приоритет, а по сути самого вопроса о проведении у нас чемпионата Европы по футболу.

– Спросим иначе: вы уверены сегодня, что будете занимать эту должность до самого Евро?
– Да нет. Но дело ведь даже не в этом. Год назад вообще стоял вопрос о том, что Украина может быть лишена возможности проведения чемпионата, но благодаря поддержке правительства, президента, Верховной Рады мы вышли из кризисного состояния. Это была моя ответственность, и я просто исполняю свои обязанности. Думать о том, что будет дальше, – только зря терять время.

– Вам сложно балансировать между Суркисом и Коломойским, чьи интересы сейчас столкнулись в подготовке к Евро?
– Я могу продолжить список: Ахметовым, Ярославским, Новинским… Согласование интересов политических, деловых, общественных групп – нормальная рутинная работа госчиновника. И если для него это сложно – значит, он выбрал не тот путь в жизни.

– Когда-то Тимошенко называла вас крепким профессионалом. Затем последовало несколько публичных ссор. Сейчас какие у вас отношения?
– Я не считаю их ни хорошими, ни плохими. Она – мой руководитель. Отношения должны быть такими, чтобы позволять продуктивно работать. Убежден, что мои публичные и аргументированные критические высказывания в адрес премьера представляют несравнимо большую ценность для подлинного руководителя, чем подковерные интриги. Вот такие у нас отношения. Они рабочие. Во всяком случае, так я их расцениваю.

– Зато у вас точно были непростые отношения с Виктором Балогой. Видите ли вы какие-то его заслуги перед президентом? И представляет ли он, знающий множество гостайн, опасность для Ющенко?
– Виктор Балога – действительно лучший представитель политических практик, построенных на конкуренции и борьбе. Он продемонстрировал, что воля и, скажем так, подвижность ума могут сделать из обделенного административными полномочиями органа (Секретариата президента. – Фокус) мощное политоружие. Остается, правда, вопрос: а надо ли было это делать? Я такой идеологии не разделяю, я – за партнерство. Что касается разглашения гостайн, то это сродни тому, чтобы открыть люк подлодки. Тонут все, тонет государство. Не знаю, почему вы вообще так ставите вопрос. Ведь он не первый глава Секретариата, сошедший с дистанции, хотя, конечно, именно он наиболее одиозный глава этого органа. Не знаю, во что можно конвертировать такой ресурс. И не уверен, что это в принципе возможно. Но это не моя головная боль.

– Есть ли для Виктора Ющенко возможность не идти на выборы, но сохраниться в политике?
– Даже большая возможность, чем у многих идущих на выборы. У президента Ющенко, я убежден, вообще нет такой проблемы – как сохраниться в политике. Ведь что он привнес в общество? Как глава Нацбанка – национальную валюту, как премьер-министр – честную и профессиональную социально-экономическую политику. Ну и, конечно, свободу и демократию. Только уже одно это дает Ющенко возможность спокойно и с высоко поднятой головой принимать любые решения.

– Правительство Юлии Тимошенко тает буквально на глазах. Премьер умышленно устраняет министров или действительно не может с ними сработаться?
– Отсутствие в правительстве ключевых министров на протяжении нескольких месяцев – это негативный факт для страны, тем более во время кризиса. А происходит это из-за разницы в ценностях. И, конечно, неумения выслушать друг друга, несмотря на то, кто руководитель, а кто подчиненный.

– Получается, это министры не смогли наладить диалог с Тимошенко?
– Я сказал, что это касается всех сторон.

– В свое время наделала шуму история с отстранением Евгения Червоненко от подготовки Евро-2012. Он очень эмоционально обвинял в этом вас. Вы с ним общаетесь?
– Не хотел бы, из уважения к стране, излишне персонализировать ответ; скажу только, что госслужба – это не место для истеричных и скандальных выходок. Представьте, что было бы, если бы каждый бывший чиновник устраивал скандальные шоу, обзывал своих коллег? Год назад, когда кризисом еще и не пахло, бездеятельность и заангажированность органа, который возглавлял этот госслужащий (Червоненко. – Фокус) завела Украину в тупиковую ситуацию – УЕФА определялся, сможем ли мы вообще провести Евро-2012. Поэтому сегодня для самого Червоненко было бы лучше заниматься организацией подготовки столицы к финалу (Червоненко сейчас заместитель столичного мэра Черновецкого. – Фокус), а не саботировать национальный приоритет – государственную политику подготовки к Евро.

– Есть ли у забракованных на данный момент украинских городов шанс вернуться в ноябре? Правильно ли делает, например, Днепропетровск, что судится с УЕФА?
– Я бы даже комментировать этого не хотел. Многие относятся к Евро по-советски – как к распределению денежных средств отдельным городам. На самом деле Евро – это проект украинской интеграции в Европу. Поэтому при правильном понимании целей Евро акцент переносится равномерно на все регионы Украины. Выражаясь понятиями тотального футбола, получается, что играют все, а не только те, кто владеет мячом.

– Вы интересовались футболом до того, как стали куратором подготовки к Евро-2012?
– Ну конечно. В юности болел за "Карпаты". Всегда – за "Динамо". 20 мая в Стамбуле – за "Шахтер" и за Украину.

Наталья Бублий