Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

«Не выплачивать зарплату - грех», - интервью с патриархом Кириллом

«Не выплачивать зарплату - грех», - интервью с патриархом Кириллом
«Этот визит – пастырский. Не нужно в нём видеть никаких политических составляющих», – заявил патриарх украинским журналистам, среди которых был и корреспондент Фокуса. События накануне и во время визита Кирилла показали, что все как раз наоборот
000

Первой политическую мотивацию в приезде Кирилла увидела  «конкурирующая фирма» – Украинская православная церковь Киевского патриархата во главе с бывшим иерархом РПЦ, отлучённым от неё, патриархом Филаретом. «Кирилл едет пропагандировать политический проект интеграции Украины в Россию», – говорится в обращении Филарета по поводу визита патриарха. Однако это не помешало ему предложить гостю встретиться.


Прочь от Москвы?

УПЦ Московского патриархата  всё чаще проводит собственную политику  Священный Синод УПЦ МП публично назвал Голодомор геноцидом (РПЦ называет его «только» трагедией).

Прекращена деятельность агрессивных пророссийских православных братств и осуждён чрезмерный культ царя Николая II.

Допускает снятие анафемы с гетмана Мазепы.

В обращении по поводу визита патриарха Синод УПЦ МП называет его, против обычая, не предстоятелем (лидером) церкви, а только патриархом Московским.

Такой взгляд не нов: патриарха даже в России называют «Путиным от православия» и ярым государственником.

«Это поверхностный взгляд», – утверждает глава отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата архимандрит Кирилл. Он напоминает, что в советские времена нынешний патриарх был ректором Ленинградской духовной школы и научился быть осторожным с государством. «Но если того потребуют интересы церкви, он может сказать государству «нет», – подчёркивает архимандрит.

Сейчас интересы церкви требуют сохранить за собой Украину. 

«Все давно привыкли, что украинское православие разделено – есть, мол, Православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), есть Киевского (УПЦ КП), есть те, кто называет себя Украинской автокефальной церковью. Ещё силён стереотип, согласно которому мы, МП, – это агенты Москвы, верные путинцы. А ведь на самом деле у нас, как в украинской политике, разные «партии». Имеются, условно говоря, свои «Витренко» – сторонники Москвы. А есть «самостийныки», эдакие «Ющенко», – так образно один из священников УПЦ МП описывает Фокусу ситуацию, с которой столкнётся во время своего первого визита в Украину патриарх всея Руси.

Не по-русски
В том, что в МП завелись свои «Ющенко» – сторонники того, чтобы быть не «филиалом» Москвы, а равной с ней поместной автокефальной церковью, может быть, и не знали бы посторонние, если бы не УПЦ Киевского патриархата. Там тщательно отслеживают малейшие признаки внутренних проблем у «московских».

«Могу сослаться не только на собственное мнение, – говорит Фокусу глава Информационно-издательского управления УПЦ КП епископ Евстратий, – даже люди изнутри УПЦ МП говорят, что среди них много сторонников автокефалии. Правда, вслух это стараются не произносить».

Даже в кадровых перестановках в ведомстве митрополита Владимира бдительные представители Киевского патриархата видят верный знак: там становится всё больше иерархов, готовых уйти «прочь от Москвы». Вот, скажем, поменяли в УПЦ МП куратора строительства кафедрального собора в столице, эдакой стройки века. Её возглавил авторитетный митрополит черкасский Софроний, чуть ли не единственный открытый сторонник автокефалии в УПЦ Московского патриархата, смело говорящий: «Независимая держава – независимая церковь». Представить такое в УПЦ МП ещё пару лет назад было бы трудно.


От любви до ненависти. В день приезда патриарха митинги провели и те, кто считает его «отцом православия», и те, кто называет его «агентом ФСБ»

По словам епископа Евстратия, это ответ Киева Русской церкви, которая недавно ввела в свой Синод, где раньше заседал один украинский митрополит – Владимир, митрополита донецкого Илариона.
«Учитывая стремление Илариона стать следующим после Владимира митрополитом Киевским, это выглядит скандально», – отмечает епископ Киевского патриархата.

Впрочем, собеседники Фокуса в обоих патриархатах рассказывают, что такое пристальное внимание КП к проблемам МП не праздное, а вынужденное: «Они так и не добились признания от Константинополя, до сих пор считаются раскольниками. Теперь надеются найти общий язык с МП».

В УПЦ МП подтверждают информацию о растущих в их рядах «самостийныцьких» настроениях.

– Да, мы ведём дискуссии о будущем церкви, – сдержанно комментирует Фокусу ситуацию архимандрит Кирилл (УПЦ МП), – и это свидетельствует о том, что у нас есть свобода мнений. А мнения достаточно радикальные – пересмотреть статус церкви или в сторону уменьшения её прав, или в сторону увеличения, вплоть до постановки вопроса об автокефалии. Но пока мы идём по среднему пути.

Упомянутый уже «автокефалист» УПЦ МП митрополит Софроний вообще сравнивает «партии» внутри своей церкви с лебедем, раком и щукой. Известный украинский религиовед Виктор Еленский этому не удивляется: «В УПЦ МП действительно есть проукраинская партия. Это отражает ситуацию в обществе – значительная часть их прихожан уже не желает находиться под властью Московского патриархата».
Интрига теперь в том, чья партия внутри УПЦ МП окажется более влиятельной и победит. Пока, по данным Фокуса, совпадающим с информацией, полученной от архимандрита Кирилла, действительно побеждает «золотая середина», то есть противники резких движений как к Москве, так и от неё. Считается, что именно эту линию возглавляет лидер украинских православных Московского патриархата митрополит Владимир. «Ему удаётся сохранять баланс между всеми этими партиями», – говорит Еленский.


Волшебное слово
В церковной практике считается, что на автокефалию (независимость, поместность) может претендовать церковь, расположенная в независимом государстве. У УПЦ МП юридически автокефалии от Русской православной церкви нет. Но основные признаки поместности  – кроме последнего – уже  есть.
– самостоятельность в составлении устава и выборе лидера (если нужно согласие «вышестоящей» церкви – это автономия)
– собственный синод (высший церковный орган) из местных епископов
– собственные внешние связи с другими церквами
– возможность расширяться – создавать зарубежные «филиалы»
– самостоятельность организационная и культовая – церковь сама осуществляет судебные функции, канонизирует святых и т. д.
– подтверждение автокефалии со стороны остальных мировых православных церквей (закрепляется Вселенским собором и специальной грамотой – томосом)

Впрочем, некоторые собеседники Фокуса допускают, что в последнее время из-за бурлений внутри церкви даже он рискует – могут уговорить уйти (по уставу УПЦ уволиться её глава может только по личному заявлению). Были даже слухи, что этот вопрос поднимут уже во время нынешнего визита патриарха Кирилла. 

«Хотя прекрасно видно, что многим в РПЦ было бы выгодно заменить Владимира, действующего в интересах УПЦ, на более лояльного Москве иерарха», – говорит епископ Евстратий и вспоминает по этому поводу пример собственного начальника – главы УПЦ КП Филарета, которого в 1992 году Москва убрала «из-за его нелояльности».

В УПЦ КП все эти разговоры сводятся к одному: пусть МП поскорее добьётся автокефалии у Москвы – тогда КП с удовольствием с ней объединится. «Все наши проблемы решились бы в течение нескольких месяцев», – уверяет Фокус епископ Евстратий.

В Русской православной церкви о таких разговорах осведомлены и устами Андрея Кураева, популярного в СМИ священника, приближённого к патриарху, уже дали едкий ответ: украинская церковь всё равно не будет самостоятельной и достанется, например, Константинополю: «У Украины всегда так – если не с Москвой, то с Турцией».

Впрочем, официально УПЦ МП о подобном и речи не ведёт.

Без денег
Со стороны разговор об автокефалии УПЦ МП выглядит чуть ли не формальным – по многим признакам она у ведомства митрополита Владимира и так есть. Сам патриарх Кирилл в течении визита то и дело повторяет: УПЦ МП – это и есть поместная церковь Украины.

Но одно дело сказать, другое – юридически признать: для РПЦ это болезненный вопрос – всё равно, что государству лишиться своих территорий.

– Большая часть верующих МП – это приходы в Украине. Уровень религиозности здесь выше: на Пасху храмы посетило в три раза больше людей, чем в России, – говорит епископ Евстратий.

По сведениям Фокуса, приходы УПЦ МП долгое время были рынком для реализации церковной продукции РПЦ, это существенная статья доходов любой церкви. А уж об отчислениях в казну РПЦ из УПЦ МП и вовсе ходили легенды. Которые, однако, опроверг в одном из последних интервью покойный патриарх Алексий II: «Украинская православная церковь не производит никаких отчислений в бюджет Русской православной церкви и имеет полную экономическую независимость».


Пограничная ситуация. Спикер УПЦ МП архимандрит Кирилл говорит: по поводу совместного будущего с Москвой в его церкви есть разные мнения. Пока побеждает «золотая середина»

«Речь о деньгах тут вообще не идёт. Речь о том, что потеря Украины станет колоссальным ударом по идентичности этой церкви. Она останется без своих истоков», – продолжает эту мысль Виктор Еленский.

Если с распадом Союза Россия утратила статус империи, то церковь его ещё сохраняет, и терять бы не хотела. Украинский визит патриарха должен означать: «всё под контролем», и чувствуется, что рассчитан во многом на российскую публику – не зря трансляцию его поездки организовали не только украинские, но и российские каналы.


Очень шумно
Главный светский идеолог автокефальной украинской церкви – конечно, президент Виктор Ющенко. Его брат Пётр на пару с экс-главой Госкомитета по делам религий Александром Саганом даже руководит организацией «За поместную Украину», звёздный час которой пришёлся на прошлый год – тогда во многом благодаря её стараниям в Украину приехал Вселенский патриарх Варфоломей. Впрочем, как приехал, так и уехал – несмотря на громкий титул, вопросы автокефалии единолично, без остальных 14-ти мировых православных церквей и Русской в частности, он не решает.

Теперь Кирилл в Украине, Александр Саган – уволен из Госкомрелигии незадолго до визита патриарха (говорят, как раз за склонность к автокефалии), а сайт «Поместной Украины» не работает.

«Я думаю, их деятельность на церковные дела никак не повлияла, – говорит Фокусу архимандрит Кирилл. – Влияние украинских политиков на церковные дела вообще очень слабое, хотя шуму много».

На вопрос, зачем Ющенко, да и многим другим политикам (об автокефальной церкви мечтал ещё Кучма), эта самая автокефальная церковь, Виктор Еленский отвечает: «Непризнание поместности православной церкви на территории независимого государства – это такая форма непризнания государства». А у Андрея Кураева получается, что украинские политики просто тянут одеяло на себя: «Очень часто, как только национальная церковь обретает независимость, она становится очень зависимой от местных политических элит».

Как ни крути, не получается визит патриарха без политики. Хотя бы чисто церковной.


Церковный взнос. Судя по статистике, Русская православная церковь минимум на треть – украинская

На святом месте 

Накануне визита в Украину патриарх Кирилл уверил Фокус, что РПЦ удалось сохранить «независимую от власти позицию», а также объяснил, почему невыплата зарплаты – грех

– За десять дней вы намерены объехать почти всю страну – Киев, Донбасс, Крым, Волынь, Ровно. Почему ваш предшественник ни разу не совершил такого масштабного визита?
– Нужно вспомнить, что происходило в России. Девяностые годы были критическими, сломались все общественно-политические и экономические устои. Это были годы вызова для церкви. Главная задача патриарха Алексия II заключалась в преодолении хаоса, создании новой модели церковно-государственных отношений. Кроме того, святейший патриарх, отдав много сил на преодоление трудностей внутри Русской церкви, в тот момент, когда можно и нужно было бы поехать в Украину, уже не имел тех физических сил, которые бы дали эту возможность. У меня нет ни одного критического замечания по поводу того, что происходило, в том числе и в отношениях между Москвой и Киевом в церковном плане. На всё были свои исторические причины.  

– Недавно российские власти пристыдили работодателей, задерживающих зарплаты своим работникам. Церковь тут же назвала это явление грехом. Есть ли у РПЦ планы углублять партнёрство с государством и в других сферах?
– Церковь первой сказала, что не выплачивать зарплату – грех. Это было в лихие девяностые. Сказала независимо от политической конъюнктуры. Задача церкви – будить совесть людей. Если она начнёт обслуживать политические доктрины или практическую политику, она перестанет быть голосом народа. Благодаря тому, что нам удалось сохранить эту независимую от власти позицию, церковь сформировала своё понимание многих современных проблем (имеются в виду «Основы социальной концепции РПЦ», принятые в 2000 году. – Фокус) и обрела авторитет в обществе.


Патриарх всея Руси Кирилл

– Русская церковь активно демонстрирует новые методы православной проповеди: байкерские крестные ходы, онлайн-трансляции богослужений. Может, вскоре появятся и православные дискотеки?
– Церковь не делает ничего нового. Если взять период воцерковления языческой культуры, церковь пошла навстречу языческой античной науке, искусству. Церковь не должна замыкаться перед светской культурой. Она не должна от неё шарахаться. Это не значит, что она должна всё принимать. В любом обществе сосуществуют несколько субкультур. Сегодня некоторым кажется, что проповедь церкви должна адресоваться только носителям традиционной православной субкультуры. Это опасный и ошибочный путь. Церковь призвана проповедовать любому человеку. И у нас нет альтернативы – нужно идти к молодёжи. Но не следует мимикрировать под молодёжную субкультуру. Если священники начнут проповедовать на дискотеках, это будет огромной ошибкой и даже грехом. Но это не значит, что священник не может прийти туда, где собралась молодёжь. Не везде господствует грех. Но с другой стороны, церковь должна находить возможность обращаться к носителям любой, пусть даже опасной субкультуры. Даже той, что раскрепощает инстинкт и является антикультурой.

 Если церковь начнёт обслуживать политику, она перестанет быть голосом народа – В чём, по-вашему, главная причина нынешнего глобального экономического спада?
– Ценности, к которым устремляется человеческая цивилизация, – исключительно материальные: комфорт и власть. Это фантом, не обеспечивающий человеческого счастья. Это не значит, что мы должны игнорировать материальный фактор. Это тоже было бы лицемерием. Человек обязан трудиться, в том числе и для обеспечения жизни своей и своих близких. Но целеполагание должно быть за пределами материалистической парадигмы. Весь сегодняшний кризис – это свидетельство краха ложного целеполагания. Потому что для достижения материальных целей, как правило, используются неблаговидные способы.

Наталья Бублий, Виктория Ким, Жанна Шевченко, для Фокуса

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.