Программы: перезагрузка

Можно долго спорить о том, насколько предвыборные программы, предлагаемые партиями избирателям, влияют в особых украинских политических условиях на результаты выборов. Но как минимум для ЦИКа такие программы субъекты избирательного процесса предоставить обязаны. Фокус попытался разобраться, что предлагают украинцам крупнейшие политические игроки на этот раз

Related video

На нынешних выборах политики весьма серьезно подошли к написанию и продвижению своих программ. Однако до многостраничных программных томов крупных европейских партий, в которых не только декларируются приоритеты вроде мира во всем мире, а и подробно расписываются шаги достижения цели, им еще далеко. К тому же, после внесения изменений в избирательное законодательство с помощью программ будет сложнее достучаться до пассивного избирателя. Принятые поправки, в частности, отменяют для внеочередных выборов публикацию программ в региональной прессе за бюджетный счет и, главное, на информационных стендах непосредственно на избирательных участках. То есть, ставится под вопрос идея пропорциональных выборов, предполагающая голосование как раз за программы, а не за отдельных людей.

"Программы по-прежнему составляются по методу эха, — рассказывает политолог и народный депутат Дмитрий Выдрин. — В общество вбрасываются определенные тезисы, а затем на фокус-группах тестируется, насколько общество к ним восприимчиво". Что же донесло народное эхо до трех крупнейших участников избирательного процесса?

Партия регионов: с языком, но без федерации
Лидер парламентской гонки совсем недавно активно пропагандировал свою стратегию развития Украины, которую по заказу регионалов готовили западные специалисты. Но произошла заминка и сейчас ее адаптируют к украинской действительности уже отечественные эксперты. Пока же Партия регионов на своем съезде утвердила предварительный вариант программы. Первое, что бросается в глаза, по сравнению с 2006 г. — смещение акцентов с задач государства на интересы гражданина. Если год назад регионалы шли на выборы в качестве оппозиции с обещаниями обеспечить экономический рост, то сейчас, когда они у власти, первая часть программы иллюстрирует, во что же будет конвертирован этот рост для отдельно взятого человека. Проще говоря, регионалы вынуждены взять на вооружение социалку.

Кроме общего тренда — пособий на ребенка — в программе присутствуют обещания повысить стипендии, выплаты солдатам срочной службы, ввести пятилетние налоговые каникулы для предприятий малого семейного бизнеса и даже создать сеть суворовских и нахимовских училищ. Отдельного внимания заслуживает пункт, по которому при подписании работником бюджетной сферы трудового контракта он получает ключи от квартиры и через 20 лет работы она становится его собственностью. За средства, вырученные от земельных аукционов, предлагается построить муниципальное жилье, которое будет сдаваться в аренду молодым семьям на 10 лет.

Если сравнивать эту программу с прошлой, то она более конкретизирована, хотя и не указано, где брать деньги на все реформы. Без изменений остались тезисы о самобытности и единстве украинцев из разных регионов страны. Сохранился и лозунг "Два языка — одна страна", подразумевающий русский в статусе государственного, правда, с уточнением, что "для этого нужно устойчивое большинство в Верховной Раде". Зато вовсе пропал тезис о федерализации — из-за него регионалы в свое время выслушали о себе много интересного. Во внешней политике партия намерена придерживаться многовекторности, утверждая, что и Запад, и Восток одинаково важны. Примечательно, что из программы исчезло положение о добровольной отставке фракции, если в течение трех лет обещанное выполнить не удастся.

В целом, программа регионалов очень осторожная и максимально взвешенная. Если в 2006-м целый абзац был посвящен острой критике "оранжевых", то сейчас об оппонентах — лишь пара упоминаний. Впрочем, собственные заслуги регионалы также не выпячивают.

БЮТ: прорыв воображения
Юлия Тимошенко пошла по дорожке, проторенной некогда Партией регионов и "Вече", предложив не просто программу, а стратегию. Труд технологов БЮТ охватывает множество сфер. Эта сила никогда не скупилась на обещания, но во вступительном слове к "Украинскому прорыву" (так называется программа) по объему патетики БЮТ превзошел сам себя. "Основной Закон процветания для страны", "программа Жизни, программа Действий", "указатель пути для страны в XXI столетии", "понятие, которое скоро станет нарицательным и будет приводиться во всем мире как стратегия успеха без переводов и транскрипций" — в таких выражениях проводит самопрезентацию "Украинский прорыв". При этом эксперты отмечают, что несмотря на многочисленные разговоры об этом документе, его появление постоянно откладывалось. И делают вывод: создавался он на скорую руку. Есть также мнение, что БЮТ, как ни странно, не готов к досрочным выборам и никак не может определиться со стратегией. Поэксплуатировав тему о референдуме по поводу изменений в Конституцию, БЮТ теперь, как видно хотя бы из рекламной кампании, бросает все силы на раскрутку "Прорыва".

Программа состоит из 12 стратегических линий прорыва: конституционной, судебно-правовой, антикоррупционной, интеллектуальной и т.п. БЮТ продолжает настаивать на проведении всеукраинского референдума и принятии новой Конституции по ранее обнародованным Тимошенко вопросам. Ключевыми же названы демографический и строительный прорывы. В размере выплат при рождении ребенка ведущие партии соревнуются между собой: каждая представляет собственную систему помощи роженицам. При этом БЮТ — единственная сила, которая намерена увеличить выплаты по уходу за ребенком. Под строительным прорывом подразумевается развитие системы ипотеки, обеспечение госзаказа на социальное жилье, а также налоговое стимулирование снижения стоимости строительства.

Озабочен БЮТ и энергоэффективностью. Предлагается уменьшение зависимости от монопольного импорта энергоносителей, снижение потребления газа и нефтепродуктов, координация энергетической политики с Евросоюзом. Для реализации этих положений БЮТ предлагает достроить многострадальный и уже практически похороненный трубопровод "Одесса-Броды-Плоцк" (транзитная тема вообще выписана в "Прорыве" отдельно) и построить газопровод через Азербайджан, Грузию и Черное море. Плюс создать в Украине собственный ядерно-топливный цикл.

Но что самое интересное, в "Прорыве", несмотря на привычные обещания обеспечить достойные условия среднему классу, ни разу не упоминается термин "солидаризм", который был коньком программы 2006 г.

Конечно, это не в последнюю очередь связано с тем, что БЮТ уже охладел к Социнтерну и переориентировался на Европейскую народную партию. Собственно, такие кульбиты пока и не позволяют говорить о существовании у нас в стране традиционных правых и левых партий.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает, что если программы "Нашей Украины — Народной самообороны" и Партии регионов направлены на удовлетворение текущих потребностей избирателей, то задача БЮТ — "поразить воображение и нарисовать картину будущего". Действительно, "Прорыв" содержит великое множество максималистских заклинаний, адресованных "Простому Человеку": "Наша страна хочет всего и сразу", "Эволюционное развитие не удовлетворяет наши амбиции", "Тише едешь дальше будешь — это не про нас". Впрочем, вряд ли кто-нибудь станет вникать в смысл этих фраз: существующие приверженцы БЮТ фанатично внимают любым речам лидера, а новых поклонников с помощью программных обещаний не приобретешь. "Сейчас людей уже сложно убедить в том, что кто-то придет и быстро сделает всем хорошо", — утверждает руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.

НУНС: потрогай депутата
У кого могли возникнуть проблемы с утверждением программы, так это у мегаблока. Уже первые попытки включить в один список людей с разными позициями, объединенных только фигурой Ющенко, вскрыли противоречия между экс-социалистом Юрием Луценко и представителями "Правиці". Хотя тактические интересы заставили стороны умерить амбиции, настаивать, что такое единодушие сохранится после 30 сентября, мало кто решится.

В программе НУНС пунктом номер один идет весьма холодно воспринятое многими экспертами обещание отменить депутатскую неприкосновенность и ликвидировать чиновничьи привилегии. По некоторым данным, этот акцент был придуман американскими политтехнологами, обслуживающими НУНС, и внутри самого блока к нему непростое отношение: эта проблема стоит отнюдь не на первом месте среди тем, интересующих избирателя, а убедить его, что все беды — от неприкосновенности, потребует немалых усилий.

Вошел в программу неоднократно анонсируемый Юрием Луценко и пункт о создании Национального антикоррупционного бюро, которое должно следить за соответствием расходов чиновников задекларированным доходам. Также в планах — деполитизация МВД и ликвидация налоговой милиции, отмена налоговой накладной и снижение ставки НДС до 17%. Помимо прочего, планируется завершить процесс вступления в ВТО, что "Наша Украина" в предыдущей программе обещала сделать еще в 2006 г.

Отдельный пункт посвящен защите украинского языка и культуры. Называется это "единым информационным пространством страны". Соответственно, увеличится финансирование музеев и библиотек и будет стимулироваться развитие отечественной книги.

Кроме того, авторы документа не устают напоминать, что мы читаем программу пропрезидентского блока и что роспуск Виктором Ющенко Рады — это возвращение власти под контроль граждан.

Конкретный популизм
Те, у кого хватит терпения изучить программы трех лидеров предвыборной гонки, вряд ли сумеют найти в них много принципиальных отличий и уж точно не будут разбираться в каскаде чисел, которыми пестрят эти документы. "Программы стали более конкретными, это уже обязательства, технические задания", — отмечает Вадим Карасев.

Очевидно, что все игроки в стремлении привлечь электорат сделали ставку на социальные обязательства. "Между тремя силами проявилась конкуренция по социальным инициативам, которые, кстати, инициировал Президент, — говорит руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. — Но программы по-прежнему будут играть лишь вспомогательную роль в кампании, а главная достанется стереотипам". Между тем директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик уверен, что нынешние социальные инициативы — чистой воды популизм: "Если это не так, то почему никто не конкретизирует, откуда возьмутся деньги на социальные проекты?".

Единственное, в чем позиции ПР, НУНС и БЮТ сходятся, — в необходимости уменьшения объемов теневой экономики, наведении порядка в системе здравоохранения, внедрении энергосберегающих технологий, принятии нового Налогового кодекса и избрания судей народом. Радует, конечно, что все силы дозрели до необходимости реформирования судебной системы, но, например, пока мало кто представляет себе механизм народного избрания судей. Точно так же политические силы регулярно обещают помощь селу, но особого прогресса пока не видно.

Не исключено, что при грамотной пиар-кампании выстрелить могут программы партий второго эшелона. Пока же стратегии крупных политсил, бесспорно, — не самый сильный фактор влияния на электорат. Избавиться от стереотипа "программа для галочки" украинские политики пока не могут, хотя и стараются сделать свои планы действий более технологичными.

Что предлагают лидеры избирательной гонки