Счетчик выборов

Второй этап исследования электоральных предпочтений среднего класса, которое провел Фокус, показал в целом позитивную динамику рейтингов основных политических сил. Это неудивительно: во-первых, жители больших городов возвращаются из отпусков, усиливая политическую поддержку партий и блоков. Во-вторых, избирательная кампания набирает обороты: растет количество явной и скрытой политической рекламы, лидеры отправились в туры по регионам Украины, что, безусловно, отражается на политических предпочтениях граждан.

Related video

В частности, рейтинг Партии регионов вырос в Донецке (+9%), Днепропетровске (+4%), Запорожье (+3,5%), Одессе (+5%) и Харькове (+5%). Увеличилось число приверженцев БЮТ и НУНС в Киеве (по 3%).

Наблюдаются также интересные региональные различия. Например, в Харькове поднялся рейтинг НУНС (+5%), а сторонников БЮТ прибавилось в Днепропетровске (+5%) и стало больше почти вдвое в Запорожье, Симферополе и Львове. Вторая волна опросов показала резкое падение уровня поддержки маленьких партий: КПУ, СПУ, Блока Литвина и Блока Витренко. Пока рано говорить, что именно стало причиной этих колебаний. Правда, относительно Харькова и Днепропетровска можно предположить, что на предпочтения местных избирателей могли повлиять визиты лидеров крупных политсил.

В частности, Юлия Тимошенко 20 августа начала избирательный тур в своем родном городе, посетив роддом и подписав соглашение с местными аграриями. Не забыла лидер БЮТ упомянуть и о проблемах системы образования, трудностях, с которыми сталкиваются родители, школьники и студенты. Все это могло поспособствовать росту ее рейтинга у среднего класса харьковчан. 23 августа лидер пропрезидентского блока НУНС Юрий Луценко в рамках поездки по Харьковской области наведался на центральный рынок за мясом "по 12 гривен". Радикализм Луценко сознательно эксплуатируется технологами НУНС для привлечения электората, разочаровавшегося в Ющенко и Тимошенко, и социология показывает, что этот прием пока работает. Фокус в дальнейшем намерен следить, как вылазки лидеров партий меняют предпочтения среднего класса.

Фокус также решил измерять уровень чувствительности представителей среднего класса к программным заявлениям политических сил. Редакция поинтересовалась, кого избиратели считают главным виновником инфляции и обесценивания зарплат. Оказалось, что во всех городах, кроме Киева, Львова и Одессы, ответственность за экономические проблемы люди возлагают на Виктора Ющенко. В трех городах-исключениях относительное большинство все-таки полагает, что вина за негативные социально-экономические тенденции лежит на Викторе Януковиче.

На этом фоне позиции и обещания Юлии Тимошенко улучшить ситуацию с ценами и зарплатами могут привлечь к БЮТ новые голоса украинцев, проживающих в больших городах. Действительно, 41% тех, кто обвиняет Януковича, и 14% недовольных политикой Ющенко видят Тимошенко новым премьер-министром. Больше всего потенциальных избирателей Тимошенко, чутких к социальным лозунгам БЮТ, сконцентрировано в Киеве, Харькове и Одессе. Однако до этой части электората еще нужно достучаться. С другой стороны, Партия регионов и Виктор Янукович могут найти дополнительные резервы среди доверчивых граждан. Оказывается, более 51% всех, кто искренне верит в реальность предвыборных обещаний в части повышения социальных выплат, готовы голосовать за Партию регионов. Любопытно и то, что почти 16% возлагающих ответственность за экономические провалы на Януковича считают его первым кандидатом на пост премьера после выборов. На данный момент это лучший показатель среди политических лидеров.

За БЮТ и НУНС готовы голосовать соответственно 28% и 16% доверчивых представителей среднего класса, а также 32% и 15% тех, кто обещаниям не верит. Однако у обеих партий еще в запасе огромный массив сторонников, которые пока не имеют определенного мнения относительно реализации блоками социальных обещаний (у БЮТ – 40%, у НУНС – 20%). Так что этим политобразованиям стоит постараться, чтобы доказать своим приверженцам способность действовать. В частности, БЮТ и НУНС, возможно, придется адекватно отреагировать на призывы ПР, КПУ и СПУ прийти в парламент и проголосовать за отмену депутатских льгот. Просто негативная реакция на предложения бывшей коалиции вряд ли добавит доверия к обещаниям оранжевых сил.

Вполне очевидно, что высокий темп досрочных выборов не позволяет политическим силам и их лидерам развернуть полноценную агитационную кампанию. На этом фоне, как показывают результаты опроса Фокуса, главную роль в выборе избирателя играют уже сложившиеся стереотипы и его неистребимая вера в положительные личные качества кандидатов. Улучшить результаты может лишь тот, кто знает, где найти неопределившегося избирателя и на какие проблемы нужно делать упор в том или ином регионе.

Для справки:
Опрос проводило агентство TNS Ukraine методом телефонного опроса CATI. Участие в опросе принимало 3 000 человек, живущих в семи крупнейших городах Украины: Киеве, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Львове, Одессе, Симферополе.
В опросе принимают участие люди, которых, по мнению редакции, можно отнести к среднему классу: активного возраста (25-45 лет), живущие в больших городах, работающие, со средним и выше доходом.