Закройщики Конституции

Во вторник коалиция штурмовала Основной закон: самозабвенно лишала неприкосновенности депутатов и президента. Затея, правда, вряд ли возымеет последствия — Рада распущена, к тому же Президент винит коалиционеров в плагиате — воровстве идеи у «Нашей Украины». Зато стало окончательно ясно — планы изменения Конституции всерьез завладели умами политиков. О желании переписать основной закон «от и до» заявляют сразу несколько сил: БЮТ, президент с НУНС, СПУ и КПУ.

Related video

Левый взгляд
Проект конституционных изменений от КПУ готовили три человека: основу написал Георгий Крючков, дорабатывали Петр Симоненко и Игорь Алексеев. Похоже, коммунисты пошли по принципу "новое — это хорошо забытое старое". Читая их предложения, ловишь себя на мысли, что когда-то все было. Хотя бы в части терминологии — там можно прочесть о "Президиуме Верховного Совета", "Совете министров", "госрегулировании" и "госпланировании" и т. д.

"Да, наша конституция, пожалуй, похожа на советскую, — признает соавтор проекта Георгий Крючков. — Но ведь нельзя утверждать, что все советское - плохое"

Надо признать, что кое в чем КПУшный основной закон пытается быть даже демократичнее нынешнего, украинского. Гражданские права населения там прописаны с особой тщательностью — например, отдельно указывается, что граждане не могут быть изгнаны из страны (в нынешней Конституции этого нет).

Прочитать документ полностью можно на сайте Компартии — из него секрета не делают. Другое дело, что и в его реализацию не особенно верят. Максимум, на что рассчитывают, — что кусочек текста, хотя бы тот, что о правах и свободах, будет включен в некий общий проект.

"Но при нынешней агрессивной позиции президента это вряд ли будет возможно", — расписывается в напрасном труде Крючков. Как отмечает директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, у проекта коммунистов действительно мало шансов, но по сравнению с другими документами в нем, по крайней мере, отображена идеологическая основа партии, в то время как остальные политические силы демонстрируют конъюнктурный подход к вопросу.

Социалисты в мечтах о совершенствовании основного закона пошли еще дальше КПУ — их проект Конституции (за авторством Александра Мороза) даже зарегистрирован в парламенте и вывешен на сайте ВР. В проекте нашли отражение, кажется, не просто все социалистические, а личные симпатии и антипатии спикера — с одной стороны, существенно урезаются права Президента, с другой — ужесточается вертикаль районных и облсоветов — они превращаются в местные "верховные рады", соперничающие с местными администрациями. А еще г-н Мороз, была бы его воля, разрешил бы распущенному парламенту собираться вплоть до появления новой Рады. Впрочем, как известно, он уже на этой неделе начал реализовывать этот пункт.

Народная воля
Блок Юлии Тимошенко и вовсе сделал изменения к основному закону основой своей избирательной кампании. При этом любопытно, что как раз бютовский взгляд на содержание основного закона наиболее загадочен.

Предложенные Юлией Тимошенко 9 конституционных вопросов на референдум практически не открывают бютовских планов на конституцию (все, что о них известно, — см. в таблице). Автор идеи референдума Владимир Полохало убежден, что это оправдано: нужно, чтобы свое слово по поводу содержания основного закона сказал избиратель. Но незаинтересованные эксперты объясняют — БЮТ не обнародует прямого конституционного проекта потому, что сама Тимошенко еще не знает, на какую должность сделать ставку — на президентскую или премьерскую. Но исходя из вопросов референдума уже ясно, что в любом случае остаться должен только один из них — президент или премьер. Правда, ЦИК, а за ним и президент подвели Юлию Владимировну с референдумом — первый отказался зарегистрировать необходимые инициативные группы, второй с этим согласился. Но БЮТ подписи в поддержку своей идеи все равно собирает — там уверены, что когда их будет 3 миллиона, можно будет требовать от главы государства объявления референдума.

По-президентски
Немудрено, что в президентском стане тормозят бютовские конституционные инициативы — там ведь уже вынашивают собственные. Причем снятие депутатской неприкосновенности и льгот — то, к чему так настойчиво призывает с билбордов и телеэкранов "Наша Украина — Народная самооборона", — лишь малая толика конституционных изменений, которые готовит патрон мегаблока — Виктор Ющенко.

Как выяснил Фокус, окончательного проекта Основного Закона в секретариате главы государства не существует — разве что тот, что писался силами рабочей группы во главе с нынешним главой Центризбиркома Владимиром Шаповалом, бывшим главой КС Иваном Домбровским и бывшим членом КС Николаем Козюброй. Теперь на его основе СП строит новый вариант основного закона, куда бесчисленная армия советников президента вносит и вносит свои рационализаторские предложения. Так что никто не берется предсказать — чьи черты унаследует будущее детище.

Как заявил Фокусу советник президента Степан Гавриш, даже у главы государства пока что нет четкого понимания будущего каркаса государственной системы: будет ли это президентская, парламентско-президентская или президентско-парламентская форма правления. По информации Фокуса, остается также вопросом самый обсуждаемый в СМИ пункт — о двухпалатном парламенте. Но то, что в любом случае президентский проект значительно усиливает позиции президента, — несомненно (см. сравнительную таблицу).

Премьер в законе
Таким образом, основные действующие лица украинской политики вовсю пишут под себя основной закон. Но значит ли это, что, голосуя за них, мы голосуем автоматически и за новый проект конституции? Степан Гавриш утверждает — нет.

Такое хлопотное дело, как замена основного закона силами одной политсилы никак не решить. Необходимых для самостоятельной перекройки конституции 300-голосов социологи не обещают ни одному из участников избирательной гонки. "Украинская политическая элита вряд ли сможет договориться вокруг какого-то одного варианта Основного закона. Так что если за изменение основного закона, кто бы его ни инициировал, возьмутся в парламенте — оно неизбежно провалится". — размышляет советник Президента. Максимум, на что хватит сговорчивости политических сил, — это компромиссный вариант, который так же не будет до конца никого устраивать, как и нынешний. "Он будет напоминать бедную сиротку с протянутой рукой, — образно описывает плод конституционного компромисса Гавриш.

В общем, светлые головы на Банковой уже сейчас ищут путь, по которому проект Конституции, разработанный в СП, можно утвердить, не прибегая к услугам парламента. И уже, кажется, нашли. В его основе лежит тезис о том, что президентский проект — это вовсе никакие не изменения в Конституцию, а вообще — новый, с нуля созданный основной Закон. Почему так? А потому, что процедура принятия новой Конституции нигде не прописана. Таким образом, можно предложить ее утверждение референдумом. Правда, для реализации такого плана президенту необходимо отсутствие ВР — хотя бы временное. И это можно устроить. Например, не признать результаты досрочных выборов и объявить новоизбранную Раду нелегитимной.

Вот тут-то президент может выйти к народу со своей новой Конституцией. Здесь, правда, уйма слабых мест — начиная с юридического обоснования такого демарша и заканчивая необходимостью заручиться согласием Партии регионов, без которой такая комбинация вряд ли может пройти.

Так что на всякий случай, в арсенале президента имеется, по информации Фокуса, и третья идея, благодаря которой можно усилить президентские полномочия без конституционных изменений. Основывается она на трех законопроектах, которые уже разработаны в СП, — "О местных государственных администрациях", "О местном самоуправлении" и "О Кабинете министров Украины". Их суть сводится к усилению властной вертикали президента в регионах и увеличению его влияния на правительство.

Конечно, Виктор Ющенко вряд ли надеется, что праламент утвердит эти документы "за спасибо" — поэтому планирует обменять их на должность премьера: коалиция просто гарантирует президенту превращение этих законопроектов в законы. И Конституция, таким образом, наконец окажется совершенно ни при чем.

Что и как скроено в конституционных проектах политсилКак менялась КонституцияПопытка № 1. Референдум Кучмы
(16 апреля 2000 года)

Попытка № 2.
Комиссия Медведчука Мороза

Леонид Кучма не оставил идеи изменить конституцию. В итоге была создана временная парламентская комиссия названная комиссией "Медведчука Мороза" (хотя сами они не входили в ее состав), которая 19 сентября 2003 года издала законопроект № 4180 в нем из 4-х вопросов референдума остался только один — дополнительное право президента распускать ВР при несформированном парламентском большинстве. Вместе с этим проект изменял форму правления в Украине с президентско-парламентской на парламентско-президентскую республику. 23 июня 2004 года 276-ю голосами этот проект был одобрен. После позитивной оценки Конституционного суда его вынесли на окончательное утверждение. Но голосование провалилось: законопроекту № 4180 до 300 голосов не хватило 6 депутатов.

Попытка № 3.
Оранжевый компромисс

В разгар оранжевой революции Леониду Кучме таки удалось протолкнуть изменения в Конституцию как одно из условий проведения третьего тура голосования. Законопроект № 2222 стал миксом из предыдущих вариантов проектов Конституции. Он забирал некоторые властные полномочия у президента и передавал их Кабинету министров и парламенту. Многие эксперты крайне критически отзывались о качестве этого документа и уже тогда предрекали негативные последствия нечеткого перераспределения полномочий. 8 декабря 2004 года 402 народных депутата проголосовали за изменения в Конституцию, которые окончательно вступили в силу в мае 2006 года.