Я, как и Янукович, мог попасть за решетку, - интервью с Николаем Азаровым

Руководитель избирательного штаба Виктора Януковича Николай Азаров в интервью Фокусу вспомнил о собственной непростой юности, рассказал о планах по отстранению Юлии Тимошенко от должности премьера и о новой коалиции

Related video

Ласково попросим ее

- Какие выводы вы, как начальник штаба, сделали для себя после первого тура?

- Выборы прошли успешно. Планировали обеспечить отрыв в 10-14%, так и получилось. При этом мы столкнулись с фактами, когда, например, во Львовской области явка была значительно выше чем в Луганской или Донецкой. Хотя в регионах, где большая доля трудовых мигрантов, повышенной явки не может быть в принципе. Значит, БЮТ использовал "приписки". В сельской местности была налажена тривиальная сеть по скупке голосов. На наш взгляд, около 700 тысяч голосов за Тимошенко было получено именно так. И наши штабы не оказали должного противодействия этой технологии, не уделили внимания работе с избирателями в небольших поселках и селах. В этом одна из основных наших недоработок. Хотя за два года премьерства Янукович сделал для села намного больше, чем Тимошенко.

Поддержка Виктора Федоровича по западным областям значительно выросла по сравнению с 2007 годом. Тернопольщина почти 10% за него отдала. В конце концов, кризис ударил по нашим трудовым мигрантам, которые потеряли работу за границей. Значит, для них важно, чтобы Янукович создал рабочие места внутри страны. Именно это – наша главная задача.

- Вы считаете, что люди на Западе сравнили программы Януковича и Тимошенко и проголосовали за вас?

- Не так прямолинейно. Если наши программные посылы не дошли до людей – виноваты наши областные организации. Но в тоже время, любому нормальному человеку достаточно сравнить, сколько стоил бензин при Януковиче, а сколько сейчас. Сколько за квартиру платили, какая покупательная способность гривны была. Я в своих выступлениях всегда просил, чтобы люди апеллировали к простому здравому смыслу. За эти два года стало жить лучше? Тогда голосуйте за Тимошенко!

- Да, но есть еще объективный фактор для падения экономики - кризис.

- Какие объективные факторы были в начале 2008 года? Какие объективные факторы были в 2005 году, когда она умудрилась за 8 месяцев провалить экономику в минус? Кризис для нее – это спасительное оправдание. В конце 2008 года она утверждала, что экономика Украины не интегрирована в мировую экономику и никакой кризис нас не коснется. Чего все об этом забыли? Имея на 65% экспортно-ориентированную экономику вещать о том, что мы не интегрированы в мировую экономику! Имея 100 миллиардов гривен корпоративных займов, вступив в ВТО! Когда премьер-министр говорит об этом на всю страну, что должен сделать здравомыслящий человек? Искать способ избавиться от такого премьер-министра, потому что ничего хорошего от него ждать уже не приходится. Когда кризис разразился в полном объеме, она прибежала в Верховную Раду и начала на согласительном совете рассказывать о том, что все спишет на кризис. Кризис ее спас!

- Вы сказали о том, что избиратель должен избавляться от такого премьера. А как будете избавляться от нее вы, если выиграете? Ведь она останется в своем кресле.

- Ну, как Виктор Федорович сказал? Очень ласково и нежно попросим ее из Кабмина.

- Но ведь для этого для начала надо сформировать новую коалицию.

- И сформируем. Коалиция предложит президенту кандидатуру нового премьер-министра. Кандидатуру определит Янукович - как победитель выборов и лидер самой крупной фракции в парламенте .

- Но очевидно, что в коалицию должен войти НУНС, так как для формальной коалиции у Партии регионов, коммунистов и Блока Литвина не хватит голосов. Вы не видите в этом некоторых проблем?

- Янукович достаточно четко сказал, что если в течение месяца не будет сформирована работоспособная коалиция, а на базе работоспособной коалиции работоспособный Кабинет министров, то он объявит досрочные выборы в парламент.

- А где гарантия того, что Верховная Рада выполнит указ о роспуске? Ведь аналогичный указ Ющенко в 2008 году она проигнорировала.

- Янукович не Ющенко, если он примет решение о роспуске, оно будет реализовано.

Янукович был неинтересен спецслужбам

- Но все же, каким образом вы будете склонять на свою сторону НУНС?

- Давайте все эти вопросы обсудим после 7 февраля. Поверьте мне, все произойдет достаточно быстро. Тимошенко уже себя дискредитировала. Она все последнее время проигрывала: неудачные выборы мэра Киева, неудачные выборы в Тернополе, неудачный первый тур. Юля получила 10% в своем родном Днепропетровске! Да если бы Янукович получил 10% в Донецке, я бы первый подошел и сказал ему: "снимайся". А ей не верят в родном городе! Посмотрите ее выступления, к чему сводится критика? "Криминал рвется к власти". Это про события 40-летней давности, когда пацан Янукович участвовал в драке. Причем суды отменили приговоры и строго юридически он не судим. Да нет никакого криминального прошлого и по сути – есть судебная ошибка!

- Вы сами затронули эту скользкую тему. Закон законом, но было дело…

- Ничего не скользкую! Вы всегда паинькой в жизни были? Да? А вот я, закончивший с отличием школу, институт, почетный профессор Московского университета, доктор наук, в 17 лет элементарно мог за драки, участие в которых я принимал очень часто, попасть за решетку. Я тоже, как Янукович, воспитывался у бабушки, без отца, заступиться было некому. И я точно так же мог загреметь: милиция тогда сильно не разбиралась, хватала первого попавшегося. Но ведь приговоры Януковичу были отменены. Он вступил в партию, а это невозможно было сделать, имея хоть одну помарку в биографии. И когда он вступил в партию, всем было понятно, что никакого криминального прошлого за ним нет. Он бы в той системе никогда не смог бы стать директором предприятия. Я знаю, как тогда "под микроскопом" смотрели биографию. И никаких перспектив у тебя с судимостью не было.

- С другой стороны, есть версия, что очиститься от судимостей у Януковича не получилось бы без плотного сотрудничества с людьми в погонах.

- Ну какой интерес он представлял для спецорганов? Он не общался с иностранцами, диссидентами. Вербовали тех, кто представлял политический интерес. А Янукович жил в Енакиево, рабочим был.

- Есть еще уголовная разведка.

- Чушь. В нее вербовали тех, кто входил в организованные преступные группировки, а их на весь Советский Союз были единицы. Только В 90-е годы они расплодились. Но ведь осведомитель должен был жить в той же среде. Как можно работать одновременно директором предприятия и на уголовную разведку?

Всех в коалицию

- Давайте вернемся в сегодняшний день. Так каким образом вам удастся добиться роспуска Рады?

- Парламент простым большинством голосует за недоверие правительству. Если в течение 30 дней не вносится новая кандидатура – роспуск обеспечен. Но мы все-таки рассчитываем сформировать коалицию - это вариант минимальных потерь для страны. Очень важно уже в марте сделать бюджет. У нас помимо проблем в экономике большие проблемы в финансовой сфере. Поэтому терять время на то, чтобы провести в мае досрочные выборы, потом месяц угрохать на создание коалиции, и только в июле создать правительство – это означает потерять весь 2010 год. А мы уже потеряли первый квартал для экономики. Поэтому мы сделаем все, чтобы сформировать коалицию.

- Вас называют самым вероятным кандидатом на пост премьера.

- Не знаю, кто так говорит. У нас во фракции не было пока разговоров о том, кто будет премьер-министром. В партии достаточное количество сильных претендентов на этот пост. И очень важно, чтобы правительство представляло собой команду единомышленников, амбициозных профессионалов, а не амбициозных карьеристов или хапуг как сейчас.

- То есть вы готовы, если что, уступить Борису Колесникову? Ходят слухи о том, что между вами разгорается конфликт как раз за кресло премьера.

- Я хочу вас и ваших читателей успокоить: у меня нет никакого конфликта с Колесниковым. Он самодостаточный человек. Будет ли он премьером или нет – мое отношение к нему не изменится, как, я думаю, и его отношение ко мне. Второе: я вообще-то никуда не рвусь. Я понимаю, насколько тяжела и ответственна сейчас работа премьер-министра. Я ведь исполнял обязанности премьера, был первым вице-премьером. Это не то, что сейчас делает Юля. Она вообще ничего не делает. Она ездит по стране и раздает обещания. А тут придется пахать с утра до вечера, разбирая примерно полутораметровые кипы бумаги каждый день. Это каждый день изучать минимум 500-600 документов, к которым прикладываются обоснования, расчеты. Постоянные совещания проводить, выслушивать мнения, сопоставлять их, находить оптимальные решения, контролировать их исполнение. Это колоссальная работа.

- Каким вы видите состав Кабинета при Януковиче? Кто, в случае формирования коалиции, туда войдет от Литвина, коммунистов, НУНС?

- Сейчас невозможно говорить о персоналиях. Ясно одно, что достойные есть. В Блоке Литвина есть прекрасные специалисты, например, Гриневецкий, которого я знаю по его хорошим результатам работы губернатором Одесской области. Абсолютно разумный человек, подготовленный, избегает популизма, пустых обещаний. Я назвал просто первую фамилию, о которой вспомнил. Но подробнее к этому вопросу давайте вернемся после выборов, когда начнутся переговоры с обсуждением конкретных кандидатур. Вот тогда можно будет спокойно говорить о том, кто на что претендует. Пока никаких переговоров нет. Другим забита голова.

Второй тур. Сорвать и защитить

- Очевидно, что забита вторым туром. Чего вы ожидаете от второго тура? Войны с Тимошенко?

- Мы уверены в наших избирателях, и социология говорит о том, что победа будет нашей с достаточным разрывом для того, чтобы каждый здравомыслящий человек признал ее. Но, к сожалению, Тимошенко к таким людям не отнесешь. Поэтому перед нами стоит задача – не дать БЮТ сорвать выборы на юго-востоке страны.

- И как они намерены срывать выборы?

- Существует несколько схем. Например, сорвать выборы путем неявки членов комиссий от БЮТ. Как будут комиссии формироваться: 7-8 человек от нас, 7-8 от БЮТ. Мы знаем установки, которые даются штабами БЮТ членам ТИКов в регионах, по которым у нас подавляющее преимущество. Планируется и повреждения печатей урны, и повреждение конвертов, в которых будут в Киев отправляться мокрые протоколы, и неподписание протокола из-за неявки членов комиссий. При голосовании на дому лишние бюллетени будут вбрасывать в урну, чтобы не признавать результаты в наших регионах. И целый ряд других технологий, каруселей всем известных. Когда стоит перед участком человек, дает бюллетень с голосом за Юлю, а на выходе получает чистый и отдает 300 гривен избирателю.

То есть будет делаться все, чтобы признать результаты голосования недействительными в наших базовых регионах. И у нас самая главная задача – это противодействовать таким попыткам. Имея такой разрыв в голосах, мы заинтересованы в том, чтобы выборы прошли максимально честно и прозрачно. Плюс нам надо обеспечить наблюдателей в те места, где могут быть организованы фальсификации в пользу Тимошенко. Она уже заявила бессрочный митинг на Майдане, мы знаем о планах завоза людей, которые будут блокировать работу ЦИК, судов. Мы знаемо о планах по дестабилизации судебной системы. Тимошенко надо максимально сократить разрыв, а потом путем манипуляции судами, нагнетанием психоза добиться решений в свою пользу. Но у нее ничего не выйдет.

Тигипко должен что-то предложить

- А Тигипко каким-то образом вписывается в вашу команду? Какие переговоры идут? Что вы ему предлагаете и нужно ли ему что-то предлагать?

- Юлия Владимировна как навязчивая невеста сватает его. Все готова отдать, лишь бы он публично ее поддержал. Для Тигипко же сказать об этом публично – сократить свои дни в политике. Он это понимает, как понимает и то, что если он выйдет и поддержит Тимошенко, то его избиратели не побегут голосовать за нее. У нас совсем другая ситуация. Мы готовы с ним сотрудничать. Виктор Федорович провел с ним переговоры. Тигипко заявил о том, что пока не принял решение. Это его политическая позиция, которая обусловлена, наверное, каким-то будущим политическим проектом. И мы с пониманием к этой позиции относимся. Но мы не можем не видеть, что его сторонники – это наши сторонники, которые по каким-то причинам не увидели в нашей программе того, что хотели увидеть. Поэтому мы будем к этим людям обращаться, объяснять им, что мы готовы сотрудничать. И с этой позиции мы будем обращаться и к самому Сергею Леонидовичу. Если у него появится желание сотрудничать – он должен об этом заявить, мы ждем конкретных предложений от него. Если они будут, будем говорить. В равной степени то же можно сказать и об избирателях Яценюка. У тех, кто голосовал за Яценюка, экономические позиции очень близки к нашим. У нас с ним очень хорошие отношения – он работал министром в нашем кабинете. Я его ценю и считаю перспективным политиком. Поэтому мы не только к избирателям Тигипко обращаемся, но и к избирателям Яценюка.

После победы Януковича нам придется работать и с теми, кто голосовал против и нас. Мы ни в ком не видим врагов. В деле спасения страны найдется место всем.

- Даже БЮТ?

- По большому счету, даже БЮТ. Что надо исключить? Авантюристов и фанфаронов. Я лично знаю в БЮТ многих людей, некоторые были в моей депутатской группе "Европейский выбор". Я очень многих знаю серьезных руководителей, которые в частных беседах говорят, как им все надоело. Их можно привлекать к работе.

- Можете их назвать?

- Зачем? Чтобы Тимошенко их уничтожила? А мы не будем их уничтожать – эти люди соль земли, они многое построили своими руками. И если они оказались в противоположном лагере, значит, мы себя где-то неправильно повели, допустили какие-то ошибки.

Вопросы к Черновецкому

- Насколько известно, после провала в Киеве вы устроили киевскому штабу разнос. Вы были очень недовольны действием людей Черновецкого, которые входили в этот штаб. Как будут складывать отношения мэра и Партии регионов в дальнейшем? Будут ли перевыборы в Киеве?

- Действительно, мы очень критично рассмотрели ситуацию, в частности, по Киеву. Напривмер, за день до выборов появились письма, подписанные якобы Черновецким, в которых якобы мэр агрессивно требовал не голосовать за Януковича. Я задал простой вопрос: почему никто не опроверг эти письма? "А мы посчитали, что это не так важно, что люди сами разберутся". Такой ответ позволил мне сделать вывод о том, что люди мало разбираются в предвыборных технологиях. А ведь кто-то в БЮТ это придумал, организовал распространение. Агитационная работа в Киеве была налажена из рук вон плохо. Вот я и спрашивал у штаба: что им мешало встречаться с людьми, разговаривать с ними, разъяснять. Мэр в чем-то виноват? Безусловно. Но ведь правительство на то и существует, чтобы подправлять недочеты местных властей. А если правительство уничтожает город? То что?

- То есть вы еще попытаетесь поработать с ним?

- А какие у нас есть варианты? Суд признал законность пребывания Черновецкого на должности. Можно его, конечно, подвинуть. Но у нас сейчас более масштабные задачи – спасти экономику страны. На фоне этой задачи Киев важен, но не отдельно, а вместе со страной.

Сергей Высоцкий, Фокус