Открытый перелом: кандидаты, проигрывавшие в первом туре, не раз выигрывали во втором

Фокус обнаружил в новейшей европейской истории 5 примеров, доказывающих, что кандидату на пост президента, занявшему в первом туре второе место, одержать победу в финальном голосовании сложно, но все же возможно

Related video

Действующий на тот момент президент Александр Квасьневский уже не имел права участвовать в выборах. Основная борьба развернулась между вице-спикером сейма Дональдом Туском и мэром Варшавы Лехом Качиньским. Последний вошел в историю, назвав одну из площадей столицы именем бывшего президента Чечни Джохара Дудаева. Также он призывал активно заниматься люстрацией – очищать власть от бывших коммунистов. Дональда Туска поддержали предыдущие президенты страны – Александр Квасьневский и Лех Валенса, считавшие кандидата "рабочей лошадкой", а Качиньского – лишь "вечным борцом". Туску это не помогло, он проиграл, получив на 5% меньше голосов, чем его соперник.

Владимир Мечьяр хоть и находился на момент выборов в оппозиции, однако до этого успел трижды побывать премьер-министром. Население страны было им недовольно: приватизация осуществлялась медленно, при этом часть предприятий попала в руки друзей и соратников Мечьяра. В первом туре выборов 2004 года произошла сенсация – действующий президент Словакии Рудольф Шустер занял лишь четвертое место, набрав 7,4% голосов. А на втором оказался преподаватель университета и бывший депутат Иван Гашпарович. Во втором туре победа Гашпаровича стала неоспоримой, он не только преодолел разрыв в 10,4% после первого тура, но и опередил Мечьяра почти на 20%.

Итог выборов главы государства в Литве в 2003 г. стал полной неожиданностью для страны. Действующий президент Валдас Адамкус проиграл лидеру Либерально-демократической партии Роландасу Паксасу. Относительно молодой Паксас (на момент избрания ему было 46 лет, Адамкусу – 76) – в прошлом дважды премьер-министр и дважды мэр Вильнюса. Он относился к России более лояльно, чем реэмигрант из США Адамкус. Однако уже через год после выборов Паксаса обвинили в нарушении Конституции и отправили в отставку в результате импичмента. Следующим президентом на досрочных выборах был избран Валдас Адамкус.

Поскольку президент-социалист Франсуа Миттеран, пробывший на посту 14 лет, не стал баллотироваться на следующий срок из-за серьезной болезни, социалисты выдвинули кандидатом от своей партии экс-министра образования Лионеля Жоспена. В лагере их соперников произошел внутрипартийный конфликт. Сначала премьер Эдуард Балладюр решил не идти на выборы и уступил это право мэру Парижа Жаку Шираку. Но позже передумал. Первый тур принес два сюрприза: первое место – у социалистов, а второе, вопреки ожиданиям, – не у Балладюра, а у Ширака. Во втором туре Ширак победил с перевесом более чем в 6%.

Массовые забастовки на востоке страны привели к досрочным выборам парламента в марте 1994 г. и досрочным выборам президента летом этого же года. После первого тура Леониду Кравчуку, казалось, ничто не угрожало – разрыв в 7,2% преодолеть крайне сложно. Однако у Леонида Кучмы нашелся ресурс, в частности, 13,3% голосов Александра Мороза, занявшего третье место. В итоге во втором туре Кучма опередил Кравчука более чем на 7%, сумев увеличить свой результат почти на 6 млн. голосов.

Сергей Киселев, Фокус