Зеленский тянется к кнопке. Как запретить депутатам голосовать за себя и за того парня

Фото: chesno.org
Фото: chesno.org

Президент Владимир Зеленский подготовил законопроект, которым вводится уголовная ответственность за неперсональное голосование, именуемое в народе "кнопкодавством". Фокус изучил мировой опыт и задался вопросом, как можно заставить народных депутатов придерживаться норм регламента Верховной Рады и Конституции, не прибегая к крайним мерам

Related video

Обещание Зеленского, сделанное им на съезде политической партии "Слуга народа", подтверждает Фокусу представитель президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук. "Во вторник мы передаем два законопроекта на рассмотрение Верховной Рады – один из них как раз будет касаться уголовной ответственности за неперсональное голосование. Мы надеемся на то, что парламент их примет как можно раньше, иначе мы не сможем навести порядок в вопросах нарушения регламентных процедур Верховной Радой", – рассказывает Стефанчук.

По его словам, проект закона предусматривает не только уголовную, но и административную ответственность в виде штрафов.

"Мы должны научиться жить по правилам"

На вопрос Фокуса о дальнейших действиях президента в случае отказа народных депутатов поддержать законопроект, Стефанчук отвечает: "Мы должны научиться жить по правилам. Если народные депутаты VIII созыва не поддержат проект документа об уголовной ответственности, как и о депутатских прогулах, импичменте, отмене депутатской неприкосновенности, то мы будем ждать, когда приступит к работе новый состав Верховной Рады, и вынесем все эти инициативы уже на его рассмотрение".

Напомним, борьба с практикой голосования "за себя и за того парня" имеет в Украине большую историю. Так, из недавних попыток исправить сложившуюся ситуацию можно назвать инициативу Реанимационного пакета реформ, разработавшего совместно с народными депутатами в феврале 2015 года законопроект №1895 о внесении изменений в некоторые законодательные акты (о наложении взыскания на народного депутата за нарушение требований относительно персонального голосования), который был поддержан только в первом чтении.

Планировалось внести изменения в закон "О регламенте Верховной Рады Украины" и закон "О комитетах Верховной Рады". В пояснительной записке правовед-криминалист, доктор юридических наук Николай Хавронюк подводит неперсональное голосование под статью 366 Уголовного кодекса, а именно: "составление, выдача должностным лицом (ч. 3 статьи 18 УК) заведомо ложных официальных документов (примечание к статье 358 УК), внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, иная подделка официальных документов".

7 февраля 2019 года Верховная Рада включила в повестку дня законопроект №8461 заместителя председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонида Емца о внесении изменений в Уголовный кодекс (относительно уголовной ответственности народных депутатов за нарушение статьи 84 Конституции – неперсональное голосование), однако до его рассмотрения дело не дошло. Емец предлагает дополнить статью 190 УК и карать народных депутатов за неперсональное голосование лишением свободы на срок от трех до семи лет и штрафом в размере 170 тыс. гривен ("десять тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан").

Кто демонтировал систему "Рада-3"

В одном из интервью Стефанчук напоминает, что система для голосования в парламенте "Рада" не сертифицировалась с 2012 года. Действительно, председатель Верховной Рады Арсений Яценюк в свое время активно продвигал усовершенствование электронной системы. Так, в 2008 году на разработку "Рады-3" с сенсорной панелью было израсходовано 461 тыс. гривен (по версии председателя фракции Партии регионов Александра Ефремова – 8 млн грн). В 2011 году Яценюк утверждал, что Институт проблем математики, машин и систем Национальной академии наук ежемесячно проверяет работу системы.

"Для введения в действие "Рады-3" требуется только распоряжение спикера Верховной Рады (на тот момент им был Владимир Литвин. – Фокус). Система сертифицирована и готова к эксплуатации", – говорил Яценюк.

По задумке Яценюка, голосование должно было начинаться с нажатия сенсорной клавиши, удерживая которую, депутат должен был нажимать кнопку "за", "против" или "воздержался". Если в течение 11 отведенных для голосования секунд депутат отпускает одну из кнопок, его голос не зачитывается.

4 февраля 2013 года Яценюк в качестве председателя фракции "Батькивщина" предположил во время согласительного совета, что "система электронного голосования с помощью сенсорной кнопки "Рада-3" демонтирована".

В любом случае, неперсональное голосование является прямым нарушением присяги народного депутата, в соответствии с которым он обязан соблюдать нормы Конституции и ряд других законов Украины. К слову, заключение о незаконности и недопустимости неперсонального голосования вынес Европейский суд по правам человека в своем решении по делу "Александр Волков против Украины" 9 января 2013 года. Адвокатам бывшего судьи Верховного суда удалось доказать в Страсбурге, что "…Верховная Рада принимала решение о его увольнении с нарушением правил использования системы электронного голосования".

Мировая практика

О недопустимости голосования "чужими руками" рассказывает Фокусу депутат Верховной Рады Александр Черненко. "Европейский опыт – общий. При спорном голосовании в большинстве стран при наличии системы голосования не приходит в голову "кнопкодавить", – утверждает он, приводя в пример оппозиционного депутата польского сейма Малгожату Зверцан, которой пришлось сложить мандат в апреле 2016 года за голосование карточкой отсутствующего коллеги.

Черненко убежден, что в украинских реалиях наиболее эффективным методом выполнения нормы Конституции о процедуре голосования стало бы введение "сенсорной кнопки". "Если ввести уголовную ответственность, то любые ограничения в этом контексте можно будет легко оспорить в Конституционном суде. Такой шаг неэффективен. Проблему разрешило бы введение сенсорной кнопки", – делится с Фокусом наблюдениями Черненко.

К слову, в Израиле и Шотландии неперсональное голосование наказывается в уголовном порядке – до пяти лет лишения свободы. В Литве, Польше и Словакии – влечет лишение депутатского мандата. В парламенте Франции такая практика частично легализована: если депутат напишет заявление на имя спикера, то за него в указанное время может голосовать коллега по фракции. В Германии за согласованные проекты законов разрешается голосовать лидерам фракций.

В сейме Польши, как и бундестаге ФРГ, депутаты голосуют поднятием руки. Сейм Литвы следует правилу персонального голосования, но решения принимаются простым большинством от числа присутствующих. Исключение составляют случаи, предусмотренные конституцией и уставом сейма. Кроме поименного и тайного голосования в Литве в некоторых случаях проводится открытое голосование с использованием бюллетеней.

По данным Европейского информационно-исследовательского центра, "процедуры голосования продуманы таким образом, чтобы максимально исключить возможность неличного голосования, его фальсификации, делегирования голоса другому парламентарию".

В поисках консенсуса

Автор законопроекта о введении уголовной ответственности за неперсональное голосование Леонид Емец поясняет Фокусу, что предлагаемое им наказание будет действенной только в случае лишения народных депутатов статуса неприкосновенности.

"Законопроекты не принимаются, потому что нет депутатской воли на это. Они в своем большинстве хотят сохранить нынешние правила голосования. Депутат, нарушающий прямую норму Конституции, должен нести за это ответственность, – говорит Фокусу Емец. – В большинстве стран существуют политические традиции. В Украине даже систему "Рада" можно обойти с помощью телефона, приложив его к сенсорной кнопке. У нас не внедрена надежная система персонального голосования".

Кроме того, предупреждает Емец, для Украины голосование большинством от присутствующих депутатов на заседании Рады – рискованный шаг. "Во-первых, зачем менять Конституцию? Во-вторых, при таком голосовании не исключено, что фракции ограничивали бы доступ в зал заседаний Рады во время голосований. Сейчас в составе парламента присутствует много принципиальных людей от политических сил, вошедших в Раду с обещанием ввести ответственность за "кнопкодавство", однако их недостаточно, чтобы искоренить это явление полностью", – заключает Емец.

Генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель обращает внимание Фокуса, что КИУ всегда призывал воспринимать факты неперсонального голосования как факты совершения преступлений.

"Речь идет о фальсификации результатов голосования по законодательным актам. В Украине существует проблема "кнопкодавства", но без него, с другой стороны, многие решения не были бы приняты. Параллельно существует проблема низкой эффективности работы Верховной Рады. Нужно принимать решения, которые дали бы возможность поддерживать законопроекты большинством от депутатов, присутствующих на заседании при соблюдении партийной дисциплины", – утверждает Кошель, напоминая о том, что введение в действие системы сенсорного голосования откладывалось при председательстве в Верховной Раде и Арсения Яценюка, и Владимира Литвина, и Владимира Рыбака, и Владимира Гройсмана, и Андрея Парубия.

"Вопрос откладывался, потому что спикеры понимали, что, внедрив сенсорное голосование, будет проблематично найти 226 голосов. Вспомните, сколько было заявлений в адрес Парубия, что кнопка для голосования не сработала. Нужно обновить сенсорную кнопку в частности и разрешать проблему неличного голосования комплексно", – предлагает Кошель.