Рейтинг 2018

100 самых влиятельных украинцев

6198

Жизнь Украины, как и раньше, опеределяют взаимоотношения между политическими и экономическими группами влияния. Поэтому костяк рейтинга Фокуса составили потенциальные участники президентской гонки, топ-чиновники, главы парламентских фракций, серые кардиналы и менеджеры госкомпаний. Впрочем, есть и перемены

Главный соблазн, с которым пришлось бороться при составлении этого рейтинга, — желание представить Украину такой, какой бы нам хотелось ее видеть, а не такой, какая она есть. Согреть сердце мыслью, что, сформировав рейтинг влиятельных людей, ядро которого состоит из реформаторов, общественных активистов и предпринимателей новой волны, можно произвести магическое действо — подтолкнуть страну к изменениям, которые ждет каждый из нас. К примеру, редакция Фокуса долго дискутировала, стоит ли включать в рейтинг покойную Катерину Гандзюк. Но в итоге мы решили отказаться от этого намерения. Понес ли хоть один чиновник наказание за отсутствие подвижек в расследовании ее дела? Продвинулось ли следствие дальше громких заявлений? Это наиболее яркий и вопиющий пример того, что даже резонансное убийство пока неспособно существенно повлиять на действия политических элит. Риторика — это одно, а реальные действия — совсем другое. Более того, если копнуть глубже, то большая часть украинских реформаторов и даже стартаперов окажутся не более чем раскрученными пиар-проектами, призванными показать идущие семимильными шагами изменения в стране.

На деле же жизнь Украины, как и раньше, определяют конфликты между политическими и экономическими группами влияния и их попытки найти временный компромисс в борьбе за тающие из года в год ресурсы. Поэтому костяк нашего рейтинга по-прежнему составляют потенциальные участники президентской гонки, топ-чиновники, главы парламентских фракций, серые кардиналы и менеджеры госкомпаний.

Как и в прошлые годы, в рейтинг влиятельных вошли известные украинские спортсмены — если об Украине в мире говорят не только в ключе затяжного политического кризиса и коррупции, во многом это происходит именно благодаря их достижениям.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Впрочем, есть и перемены — в этом году в состав сотни влиятельных попало куда больше культуртрегеров, чем в прошлые годы. При этом список актеров, режиссеров и музыкантов пополнился довольно большим числом культурных чиновников. Это госслужащие новой волны — они управляют культурными институциями точно так же, как их европейские коллеги. Финансируют съемки более чем пристойных фильмов и издают нужные книги. Культуру можно назвать лайт-версией госуправления. Там нет больших денег (точнее деньги, которые там крутятся, большие с точки зрения обывателя, но несопоставимы с "потоками" в энергетике или здравоохранении), а потребители услуг культурных чиновников — весьма зубастые и социально активные люди. Поэтому любая попытка подковерного решения вопросов неизбежно приведет к скандалу.

Это дает определенную надежду. То, что получилось в одной из сфер госуправления, при желании можно осуществить в масштабах всей страны. Более того — процесс изменений уже не остановить, пусть пока он идет очень медленно. Но рано или поздно Украина станет другой. И тогда верхние строчки этого рейтинга займут новые лица. И это не будет искажением реальности.