Все статьиВсе новостиВсе мнения
Презентации и спецпроекты
Авторы
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Спецпроект</span> Да пребудет с нами ответственность

Спецпроект Да пребудет с нами ответственность

Ежегодно влияние на общество усиливается, что вполне естественно вызывает негативную реакцию. Чтобы нивелировать это и соответствовать ожиданиям общества, бизнес обязан иметь программу действий для соблюдения этических, юридических, экологических, благотворительных норм, которые к тому же не будут идти вразрез со стратегией развития компании. Как стать ответственным в глазах общественности и обрести многотысячную армию союзников?

000

Это должно было случиться

Франция стала первым государством в Европе, которое в 2017 году приняло закон о корпоративной социальной ответственности. Сто ведущих компаний страны обязаны анализировать риски для сотрудников и окружающей среды и, исходя из этого, внедрять социальные программы по защите прав и свобод человека и экологической среды. Теперь понятие "ведущая компания страны" — не просто маркетинговая текст, а законно утверждённый критерий. Под определение "ведущая" попадают компании с головным офисом во Франции и штатом минимум 5 тыс. человек, а также компании со штаб-квартирой во Франции и филиалами в других компаниях со штатом более 10 тыс. сотрудников.

Каждая из ведущих компаний должна утвердить документ, который содержит согласованные действия головной и дочерних компаний, в документе прописать ответственность, в том числе и сторонних контрагентов. Закон предусматривает штраф до ­10 млн евро, если такой документ отсутствует. Также на 30 млн евро оштрафуют компанию за нанесение вреда экологии и нарушение прав и свобод человека.

Принятый во Франции закон на самом деле прецедент не только для стран Европейского союза, но и для всего корпоративного сектора. Если другие страны последуют этому примеру, развитие КСО выйдет на качественно новый уровень.

Но у такого контроля со стороны государства есть противники и сторонники. Первые говорят о том, что по логике социальная ответственность — явление добровольное и вмешательство государства, а особенно контроль, приведёт к кризису в этом направлении. В такой модели взаимоотношений бизнес имеет полное право требовать преференции со стороны государства. Они могут выражаться в виде налоговых льгот или создания специальных целевых фондов, поступления и траты которого полностью контролируются бизнесом.

С другой стороны, наличие профильного КСО-законодательства — это действительно качественно новый этап развития.

Гражданин, давайте поговорим

Корпоративный член гражданского общества — этого статуса сегодня достоин далеко не каждый бизнес

Пока французы создали прецедент и все заинтересованные в теме КСО его обсуждают, развитие направления социальной ответственности бизнеса не прекращается. При поверхностной оценке ситуации может сложиться впечатление, что КСО — это некий необязательный придаток к маркетинговой и коммерческой активности бизнеса. На самом деле КСО подчинено строгой иерархии и принципам. Они формируются исходя из ожиданий общества. В последние 5 лет ожидания существенно изменились. Если ранее общество требовало решения мелких локальных задач, направленных на улучшение качества жизни, то сейчас ему небезразлично, как бизнес ведёт деятельность и как распоряжается своими доходами. Эра информационной открытости и гласности показала все карты бизнеса. Скрыть любые промахи, как и достижения, практически невозможно. Поэтому открытый и честный диалог стал первоначальным принципом в КСО-стратегиях. Социальная ответственность развитого бизнеса формируется исходя из этических, благотворительных, природных, коммерческих запросов. Синергия работы бизнеса и общества породила новый тренд — "корпоративный член гражданского общества".

Чтобы быть достойным этого статуса, бизнесу нужно придерживаться нескольких правил. С одной стороны, они кажутся очень обобщёнными, но с другой — требуют системной работы и где-то даже пересмотра стратегии развития компании.

Разберёмся предметнее. О диалоге и открытости мы уже упомянули. И пока в Украине декларируют эти ценности, в мире они must have. Первое — это открытость информации о социальных проектах, в том числе финансовой. У нас по пальцам можно пересчитать компании, которые готовы открыто озвучивать бюджеты на реализацию социальных инициатив. Второе — наличие нефинансового отчёта. Он является неотъемлемой частью общего корпоративного документа, который презентуют в конце финансового года.

"Корпоративный член гражданского общества" должен быть системным в работе. Ключевые слова здесь "регулярность" и "интегрированность". Проекты-однодневки изживают себя, долгосрочные проекты на решение системных проблем — вот чего ожидает общество. Такие проекты должны реализовываться в синергии с философией бизнеса и потребностями людей.

Третье правило, которое вытекает из предыдущего, — быть значимым. Да, бизнесу нелегко, да, общество становится требовательным. И масштабы этих требований иногда поражают. Но есть чёткая и понятная логическая связь между удовлетворённым клиентом и количеством нулей в графе "прибыль" финансового документа компании. Чтобы стать значимыми, социальные инициативы должны быть своевременными и отвечать запросам.

Пожалуй, самое сложно в наши дни правило — это бесконфликтность. Бизнесу в реализации КСО-проектов очень важно дистанцироваться от политики в любом её выражении, от вопросов религии, национальной и гендерной принадлежности. История знает немало проектов, когда тень политики наносила бизнесу непоправимый репутационный урон.

Справедливости ради стоит заметить, что единой концепции корпоративного гражданства на данный момент не существует, хотя это понятие появилось в американской бизнес-литературе ещё в 1990-е. Часто корпоративное гражданство считают синонимом КСО, но такой подход всё-таки ошибочен. Главное отличие в том, что "корпоративный гражданин" становится партнёром общества в решении социальных инициатив и не поддаётся давлению внешних институций и государственных органов.

Концепция устойчивого развития

Все эксперты по КСО, с которыми мы общались в процессе подготовки спецвыпуска, практически единогласны в том, что Украина находится лишь по пути к системному социально устойчивому бизнесу. В то время как международная общественность признала обеспечение устойчивого развития человечества "наиболее значимой проблемой, стоящей перед мировым сообществом". Это цитата из заявления Генеральной ассамблеи ООН в 1987 году. Концепция устойчивого развития принята ООН в 1992 году и с тех пор является самой распространённой КСО-моделью. Она включает в себя три направления.

Экономическое. От классического понятия "экономики" очень отличается. Экономические проекты должны в первую очередь учитывать потребности общества. Иными словами, бизнес должен делать всё возможное, чтобы в перспективе нивелировать социальные проблемы, которые очень влияют на состояние мировой экономики. Тут заложены проблемы массовой миграции, развития экономически отсталых регионов, освоения новых территорий, модернизации производственных предприятий с точки зрения экологичности.

Экологическое. Стабильность физических и экологических процессов — основное. Упадок экологии по всему миру неизменно приведёт к деградации общества.

10 млн евро штраф во Франции за отсутствие документа КСО

Социальное. Катастрофические социальные проблемы стали краеугольным камнем дальнейшего эффективного развития корпоративного сектора. КСО-проекты бизнеса должны быть направлены на сохранение и развитие социума во всех его проявлениях. Основная идея лежит в предотвращении геосоциальных конфликтов.

Глобально Концепция должна была стать моделью экономического развития, которая базируется на социальном равенстве и экологической безопасности. Однако такой подход пока остаётся лишь декларативным. В реальности бизнес всё ещё отталкивается от возможностей и собственных задач, в том числе в реализации социальных проектов.

В 2015 году 193 страны — члена ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период после 2015 года — это программа по ликвидации бедности до 2030 года и обеспечению устойчивого будущего

Документ определил 17 целей устойчивого развития

Цель 1.  Покончить с бедностью во всех её формах во всём мире.

Цель 2.  Покончить с голодом, обеспечить продовольственную безопасность и улучшение питания, способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства.

Цель 3.  Обеспечить здоровый образ жизни и содействовать благосостоянию людей любого возраста.

Цель 4.  Обеспечить комплексное и справедливое качественное образование, поощрять возможности обучения в течение всей жизни.

Цель 5.  Добиться гендерного равенства и расширить права и возможности всех женщин и девочек.

Цель 6.  Обеспечить наличие и рациональное использование водных ресурсов и санитарии.

Цель 7.  Обеспечить общий доступ к недорогому, надёжному, устойчивому и современному энерго­снабжению.

Цель 8.  Способствовать неуклонному, комплексному и устойчивому экономическому росту, полной и продуктивной занятости и достойной работе для всех.

Цель 9.  Создать гибкую инфраструктуру, способствовать всеобъемлющей и устойчивой индустриализации, поощрять инновации.

Цель 10.  Уменьшить неравенство внутри стран и между ними.

Цель 11.  Сделать города и населённые пункты открытыми, безопасными, жизнеспособными и устойчивыми.

Цель 12:  Обеспечить устойчивые модели потреб­ления и производства.

Цель 13.  Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.

Цель 14.  Хранить и рационально использовать океаны, моря и морские ресурсы в интересах устойчивого развития.

Цель 15.  Хранить и восстанавливать экосистемы суши и способствовать их рациональному использованию, рационально распоряжаться лесами, бороться с опустыниванием, остановить и повернуть вспять процесс деградации земель и остановить процесс утраты биоразнообразия.

Цель 16.  Способствовать созданию мирных и свободных от социальных барьеров обществ в интересах устойчивого развития, обеспечивать доступ к правосудию для всех и создавать эффективные, подотчётные и основанные на широком участии учреждения на всех уровнях.

Цель 17.  Укреплять средства достижения устойчивого развития и активизировать работу механизмов Глобального партнёрства в интересах устойчивого развития.

В данный момент 17 целей носят декларативный характер. Бизнес реализовывает практики КСО исходя из собственной стратегии, философии и запросов территориальных громад.

0
Делятся
Google+

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.