Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Киносенсации: дубль два

Киносенсации: дубль два
Впервые украинский кинематограф сравнял счёт с российским. Два заметных фильма северного соседа вышли в прокат в сентябре, столькими же картинами ответили отечественные «митці». Фильмы разные, тенденция одна: российское кино дружелюбно по отношению к зрителю, украинское — поражает тяжелой формой авторского нарциссизма
000


«Два в одном»
(в прокате с 27 сентября)

Читая рецензии на последний фильм Киры Муратовой, приходишь к выводу: заговор критиков существует. Кулуарно — одно мнение о режиссёре, на бумаге — другое. Никак не поднимается рука бросить в Киру Муратову камень у «прогрессивной» критики, особенно, если водишь личное знакомство с режиссёром. Назвать последний фильм гранд дамы постсоветского кино выдающимся произведением — значит, покривить душой. Муратова — вымирающий вид художника, которому глубоко плевать на законы киноиндустрии, да и на восприятие зрителя тоже. Разговоры о «башне из слоновой кости», откуда видно дальше, раздражают в ХХI веке, но, к примеру, почётный директор кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи продолжает уверять Фокус: «В этой картине режиссёр на год опередила и критиков, и своих коллег. Поэтому фильм и вызвал недоумение крупнейших критиков на обсуждении во время сочинского «Кинотавра». Его, наверное, надо посмотреть позднее. Со временем картина займёт подобающее ей место — в топ-сотне мирового кино».

«Два в одном» Киры Муратовой: «Отелло» – Богдан Ступка, «Дездемона» – Рената Литвинова
«Два в одном» Киры Муратовой: «Отелло» – Богдан Ступка, «Дездемона» – Рената Литвинова


Пожалуй, прав был тот, кто сказал: хорошее кино — это не когда героиня плачет. Хорошее кино — когда плачут зрители. Конечно, берёт за живое, когда персонаж Богдана Ступки срезает ножом трусы с героини Натальи Бузько. Но скуку не лечит. Если о чём и переживаешь, глядя на экран, так о реноме обнажённого Богдана Ступки в роли коллекционера-эротомана. Утомительно-неестественным кажется даже Александр Баширов, актёр, которому подвластна вся гамма чувств, а не только от А до Б. Рената Литвинова, которая была главным украшением «Трёх историй», «Увлечений» и «Настройщика» — единственная, кто органично врос в экранный мир Муратовой. Возможно по этой причине фестивальная судьба «Два в одном» не сложилась. Лишь на «домашнем» фестивале «Кино-Ялта» Кире Муратовой дали приз за режиссуру. По традиции?

«У реки» (в прокате с 7 сентября)
У матери и дочери всё в прошлом. Обе — пожилые женщины, ненужные никому, кроме друг друга. Объединяет их любовь-ненависть. Дочь (Нина Русланова), хлопочет по хозяйству и командует родительницей. Мать (Марина Полицеймако) норовит спрятаться от грубой реальности в грёзы о прошлом, и намерено валяет дурака, чтобы позлить дочь. Однажды они совершают прогулку к реке, привычно ссорясь и скандаля. Путешествие, скорее всего, последнее в их жизни.

Задолго до выхода картины за ней влачился шлейф скандалов. Старшее поколение режиссёров «Одесской киностудии» ополчилось против дебютантки. Мэтрам не нравилось всё: сценарий, созданный по рассказам писателя Фридриха Горенштейна, который они находили оскорбительным для страны, место жительство режиссёра — Германия. Но пуще всего — шефство, которое взяло над Евой Нейман Министерство культуры Украины. Поддержала новичка только Кира Муратова, при том, что Ева — отнюдь не её ученица. Тем не менее, влияние Киры Георгиевны ощутимо и в диалогах фильма, и в подборе актёров — в эпизодах мелькают муратовские Наталья Бузько и Сергей Бехтерев. Сама Ева, говоря о недоверии к критикам, ненароком обмолвилась в интервью Фокусу, кто её кумир: «Бог даст, мой фильм переживёт газетные статьи. Я не знаю, например, что когда-то писали в газетах о картине Муратовой «Долгие проводы». Зато смотрю этот фильм до сих пор».

Есть впрочем, то, что явно отличает фильм Евы от картин Муратовой — гуманизм. Но в гомеопатических дозах, недостаточных, чтобы заставить зрителя сопереживать.

«12» (в прокате с 20 сентября)
Михалков не снимал 9 лет. За эти годы, что называется, накипело. Не удивительно, что очередная его картина — социальная.

12 присяжных должны вынести единогласный вердикт: виновен подросток-чеченец в убийстве отчима или нет. Материалы следствия подтверждают: да, этот паренёк убил своего приемного отца, офицера российской армии. Но герой Сергея Маковецкого голосует против, и одиннадцать присяжных начинают заново разбирать обстоятельства дела, изливая по ходу действа друг другу душу.

Михалков задумал, ни много, ни мало современную «энциклопедию российской души». Режиссер настаивает: его «12» — ни в коем случае не римейк фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а только повод сказать о своём. У Люмета — крен в сторону всеблагого закона, у Михалкова — открытый призыв к милосердию. Устами персонажа Алексея Горбунова режиссёр говорит: русский по закону жить не может. Нет в нём ничего личного, а без личного «наш человек» — пустоцвет. Вообще, фразы сказанные героями фильма, просятся в сборник афоризмов. Ксенофоб-таксист сыгранный Сергеем Гармашем, изрекает: «евреев наполовину не бывает», а герой Михалкова, что «русский офицер не бывает бывшим». Типажи карикатурны, речи узнаваемы. Вот только верно ли называть фильм «12» криминальной драмой? Скорее уж, нравоучением.

В интервью Фокусу Алексей Горбунов подтверждает эту мысль: «Когда я смотрел фильм в Киеве, меня поразил полный зал кинотеатра. Чувствовалось, что зритель истосковался по серьёзным картинам. Ведь что происходит на экране? Два с половиной часа люди в кадре сидят и разговаривают. Ни тебе рваного монтажа, ни «клиповой подачи материала. А просто — серьёзный разговор о жизни каждого. После просмотра я видел плачущих людей, многие подолгу не вставали с места. Горе тем продюсерам, которые не понимают, что нельзя снимать только экшн, боевики или офисных людей! Люди хотят видеть истории о себе, своих чувствах и чаяниях, вместе искать ответы на вопросы, которые их волнуют».

Не всем приятен Михалков в роли проповедника. Но других нет. Пусть хоть он скажет, что чеченцы — тоже люди. Хотя, по большому счёту, это так — нежное почёсывание за ухом.  

«Монгол» (в прокате с 20 сентября)
«Монгол» Сергей Бодрова-старшего, строго говоря, русским фильмом не является — 15  млн. евро бюджета собрали в России, Казахстане, Германии, США. Актёрский состав тоже интернациональный: в роли Чингисхана — японец Таданобу Асано, его названого брата — китаец Сан Хонглей. Жену Чингисхана сыграла монгольская актриса Хулан Чулуун.

Фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол» стал одним из самых дорогих и кровавых в истории российского кино
Фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол» стал одним из самых дорогих и кровавых в истории российского кино


Заканчивая после нерадивых американцев «Кочевника» (свой первый фильм о владыках степей), Бодров-старший, что называется, съел собаку на азиатской идее. Однако перед съёмками всё же отправился к главному шаману Монголии — за благословением. Тот затею одобрил. Однако не всем — в том числе и в Монголии — пришлась по душе бодровская трактовка образа Чингисхана. Говорят, у режиссёра вышел Чингисхан-лайт. И в самом деле, образ легендарного завоевателя по?голливудски шаблонный. Бодров-старший ведёт к тому, что ничто человеческое его герою не чуждо. В итоге — имеем едва ли не нашего современника, чтящего Декларацию прав человека. Вот, например, любит Чингисхан одну-единственную женщину — свою жену. Два ребёнка, которых она родила (фатальные обстоятельства) от других мужчин, приняты Чингисханом без сомнений и колебаний. Жена — почти феминистка: и коня на скаку остановит, и за горло врага подержится, если потребуется. Как говаривал классик, натуры ни на волос.

— Но её и не может быть, — убеждает Фокус Сергей Бодров-старший, которого мы разыскали в далеком Казахстане. — О достоверности говорить не приходится, она недостижима. Мы можем, например, прочитать поэму о том, как выглядели монголы с точки зрения китайцев, но не более того. Но вы же понимаете, что такое поэма? А в летописях переписчики могли сокращать и убирать всё, что им вздумается. Наибольшего доверия заслуживают исследования великого российского историка Льва Гумилёва, у него был особый дар догадываться о деталях и дополнять картину истории. Моё дело — предложить свою версию в этих рамках, художественный взгляд на события. 

Остаётся добавить, что фильм заканчивается на самом интересном месте — Чингисхан вот-вот начнёт покорять мир. То есть, следует ждать сиквела «Монгола». Как говорят, Чингисхана в нём сыграет японец Такеши Китано.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.