Душа просит. Зачем постятся верующие и атеисты

Каждый год на Великий пост заступают миллионы украинцев. Для кого-то он сводится к диете, для других становится поводом разобраться в себе.

Related video

– Ваня, устрицы – это постное или нет, как думаешь?

– Я спрашивал у батюшек. В среду и пятницу точно нельзя, а вообще-то морепродукты можно.

– Нет, я именно об устрицах. Все-таки их живыми ешь, как-то не того в пост?

– Ну не знаю. Я устриц не ем, потому таких вопросов не задавал. У каждого есть духовный отец, который благословляет по-своему. Например, не пить.

Иван Опришко, директор статусного киевского ресторана Device Cafe, пост соблюдает – не ест мясо, рыбу и молочное. За месяц поправился на 7 килограмм. Убежден в том, что от поста каждый получает то, что просит: кто диету, кто духовное очищение.

Виктор Тимчишин, шеф-повар этого же заведения, пост не соблюдает. По понятным причинам – его работа начинается с дегустации. Смысл поста, считает он, не в том, чтобы человек заменил в рационе одни деликатесы другими, а в том, чтобы отказался от самого любимого.

Чисто пост

Жареный сыр тофу со свекольным соусом и спаржей. Морские гребешки с овощным мини-рататуем и соусом на основе растительных сливок. Цукини, фаршированные рататуем, под соусом из сморчков. Эти блюда чаще всего заказывают приезжающие поститься в Device Cafe. По словам шеф-повара, таких около 10–15% от общего числа посетителей. Две трети из них – женщины от 30–35 лет: бизнесвумен либо жены успешных бизнесменов. "Наши посетители дома не готовят. А мы даже в пост обязаны держать уровень", – объясняет директор Иван Опришко.

Шеф-повар г-н Тимчишин с удовольствием вспоминает забавные случаи из жизни постящихся в ресторане. Например, заказывает человек овощной салат, картофельные зразы с грибами, гречку и 0,7 литра водки – все это сам съедает, выпивает и довольный уходит. Или поступает заказ на зеленый борщ, куда по рецепту входят мясо, бульон, яйца. "При этом требуют, чтобы блюдо было постным, – рассказывает Виктор. – Мы говорим, невозможно. Так они попросили вынуть из борща мясо и этим вполне удовлетворились". Еще одни посетители заказали постную сметану – пришлось им долго объяснять, что таковой не существует в природе.

Священнослужители к слабостям постящихся на широкую ногу относятся с пониманием. "Человек, привыкший ходить на обед в ресторан, должен иметь возможность поесть, не нарушив поста. Другой вопрос, что часто постное меню оказывается не дешевле, а то и дороже обычного. Это уже излишество, ведь постная пища должна быть прежде всего простой", – убежден священник Андрей Дудченко. Не остаются незамеченными и труды рестораторов. "Их можно считать просветителями, ибо они не только напоминают всем нам о том, что сейчас Великий пост, но и реально помогают поститься", – объяснил Фокусу протоиерей Георгий Коваленко.

Без шума и мяса

24-летняя Лариса Полищук ездит на серебристом "Ланосе", профессионально занимается фотографией и, по ее словам, "нереально любит мясо". Несмотря на то что воспитана в христианской традиции, этой весной постится впервые. Голодала и прежде, но только сейчас ощутила пост как сознательный отказ от наибольших зацепок в жизни – мяса, кофе, вина. В храмах бывает, но воспринимает их неоднозначно. Прежде всего как места с определенной энергетикой – легкой и светлой, либо, напротив, тяжелой и гнетущей. Чувствует потребность в исповеди, но убеждена, что к "первому попавшемуся батюшке идти нельзя – надо ждать своего".

Пока ждет, взялась вести в сети хронику своего поста, где ежедневно фиксирует состояния и переживания. Недобрые языки определяют этот жанр как "пиарит Бога в интернете". Добрые понимают, что дневник помогает автору пережить первый серьезный духовный опыт. Кроме того, как признается Лариса, хроника – подготовка к фотоисследованию, которое она хотела бы осуществить через год. Оно, скорее всего, так и будет называться – "Пост". В послужном списке фотографа уже есть несколько похожих проектов. Например, "14+1 день без тебя", когда в течение двух недель она фиксировала свои ощущения от разлуки с молодым человеком.

Теперешним своим состоянием она дорожит из-за чувства непривычной легкости. "Все мы живем на какой-то своей частоте, – объясняет Лариса свою эйфорию. – Пост помог мне убрать чужеродные шумы и вибрации, картинка прояснилась. Наверное, для меня в этом и есть смысл очищения".

Со следами яиц

Как показал опрос Центра Разумкова, каждый одиннадцатый украинец соблюдают Великий пост по всей строгости. Внимательно отслеживают отношения украинцев с Богом не только социологи, но и торговые сети, а также производители скоромного. Так, например, с середины февраля в сетях магазинов "Фреш", "Союз", "Квартал" и "Арсен", принадлежащих ЗАО "Евротек", продажа мяса упала более чем на 56%, яиц – на 8,5%, алкоголя – на 3,8%. В магазинах другой сети, АТБ, спрос на мясо, колбасы и молочные изделия тоже упал – от 5 до 12%. Несладко приходится и кондитерам: президент корпорации Roshen Вячеслав Москалевский недавно заявил, что из-за поста фабрики загружены в среднем на 70%.

С Евгенией Николайчук гулять между стеллажами продуктового супермаркета сплошное удовольствие. Во-первых, она представитель одной из самых популярных во время постов профессий – диетолог. Евгения шутит, что для многих ее клиенток, которых на порог храма не заманишь даже под предлогом конца света, приходится подменять батюшек, определяя меру строгости поста. Во-вторых, она и сама постится. В-третьих, по долгу службы прекрасно разбирается в уловках производителей условно постных продуктов.

"Постного майонеза не может быть, – горячится она. – Либо он не на желтках, либо не постный. Это как осетрина второй свежести, которой не бывает".

Восторг Евгении вызывает "постное" печенье, на упаковке которого значится загадочная формула: "Может содержать следы молочных продуктов и яиц". "А может и не содержать, кому как повезет", – восхищается диетолог.

"Некоторые производители действительно обращались к церкви за благословением на выпуск постных продуктов, – рассказал Фокусу глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко. – Церковь всегда рада тому, что появилась продукция для постящихся. Но при этом мы не будет рекомендовать верующим и постящимся людям, продукты каких производителей употреблять в пищу. Церковь не PR-агентство".

Не съесть человека

Когда хочешь встретиться с человеком, который пятую неделю сидит на сухофруктах и сое, сложнее всего определиться с местом встречи. Предлагать кофейни бестактно, прогулки по лужам тоже не располагают к откровенности. "Давайте в "Фуршет-Гурмане", я все равно собрался за соевым сыром", – предлагает выход Дмитрий Чибис.

36-летний киевский экскурсовод в строгом смысле православным себя не считает, а в семинедельном посте видит способ перезагрузить организм. Остальные три больших ежегодных поста он пропускает. Говорит, утопия думать, что можно сочетать ортодоксальное православие с активной жизнью в мегаполисе. "Пытаться жить в современном мире по всей строгости церковного календаря – так же странно, как, уходя в монастырь, брать с собой любимые компьютерные игры", – уверяет он.

На вопрос о том, почему из всех вариантов чистки, не будучи человеком воцерковленным, он выбрал именно пост, Дмитрий неожиданно начинает долго и путано рассуждать о сложных путях к Богу и силе молитвы. Даже если в пост входишь, чтобы избавиться от лишних килограммов, убежден он, эффект бывает гораздо более мощный, чем от самой продвинутой диеты.

Финал горячего монолога г-на Чибиса прошел под деликатным присмотром охранника, которого насторожил возбужденный собеседник Фокуса. Впрочем, он быстро оттаял душой и даже внес лепту в обсуждение животрепещущего: "А мне нравится реклама с митрополитом Владимиром. Там, где написано, что главное в пост – не есть друг друга. По делу сказано".

Михаил Кригель, Фокус