Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Гримасы моды: украинские дизайнеры учатся развивать бизнес в экстремальных условиях

Гримасы моды: украинские дизайнеры учатся развивать бизнес в экстремальных условиях
Неделя моды проводится в Украине уже 10 лет. Однако не Ukrainian fashion week делает погоду в отечественной фэшн-индустрии. UFW лишь индикатор, показывающий, чем эта индустрия живет. О том, как украинские дизайнеры учатся развивать свой бизнес в экстремальных условиях постсовка, Фокус побеседовал с ведущими экспертами мира отечественной моды
000


Наша мода сумела избавиться от ярлыка провинциальной без рекламы в Vogue. Киев и другие крупные города медленно, но верно обрастают бутиками украинских дизайнеров. Что стоит за этими достижениями — многим покупателям дорогих обновок невдомёк. Некоторые из них искренне полагают, что Ukrainian fashion week (UFW) — склад готовой продукции украинских модных брендов.

Производство одежды в Украине облагается такими налогами, что впору схватиться за голову. Некоторые дизайнеры отчаялись добиться успеха в Украине
Производство одежды в Украине облагается такими налогами, что впору схватиться за голову. Некоторые дизайнеры отчаялись добиться успеха в Украине

— Неделя моды — неотъемлемая составляющая фэшн-бизнеса, но, разумеется, лишь парадная его сторона, — говорит Ирина Данилевская, глава оргкомитета Украинской недели моды.
По её словам, даже уверенность в том, что на UFW должны приходить байеры, которые затем реализуют коллекции, — один из мифов, в плену которых находятся журналисты и клиенты дизайнеров,  для которых показы, собственно, и предназначены.
— Дизайнер показывает коллекцию на UFW. Затем отдает ее в шоу-рум — либо свой, либо один из сотен существующих, к примеру, в Милане. Сюда и являются байеры — они редко ходят на показы. Выбирают вещи, скажем, 5-10 пиджаков. Десять байеров — уже 1000 пиджаков, вполне приличный заказ. С ним дизайнер может явиться на производство. Фабрика шьёт партию, и она разлетается по всему миру, — объясняет, как работает цепочка модной индустрии, глава оргкомитета UFW.

Импорт атакует
К сожалению, и это подтверждает г-жа Данилевская, в Украине эта стройная схема дает сбои. Под видом секонд-хенда в страну ежегодно завозится 70000 тонн одежды. Государство не защищает рынок от этого фэшн-вала и совершенно не поддерживает производителей отечественной одежды. Между тем, к примеру, Турция на 50% оплачивает участие своих дизайнеров в неделях моды за границей.

Ситуацию усугубляют другие экономические факторы.
— Чем меньше заказов у наших модельеров, тем острее две проблемы: сложно снизить себестоимость продукции, невозможно сделать заказ фабрике на тиражирование коллекции, — говорит Ирина Данилевская. — Где же дизайнеру шить? У себя в ателье. Но это обходится гораздо дороже. Отсюда головокружительные цены на одежду наших дизайнеров.

Некоторые украинские продавцы, как утверждают многие отечественные модельеры, с предубеждением относятся к производимой в стране одежде. Порой просто не хотят продавать отечественную продукцию, даже если по качеству она превосходит импортную. Известны случаи, когда владельцы торговых центров не желали сдавать в аренду помещения, предназначенные для бутиков наших модельеров. Дескать, это отпугнет клиентов от соседних магазинов, торгующих швейцарскими часами.

Индивидуальность одежды украинских дизайнеров – их козырь
Индивидуальность одежды украинских дизайнеров – их козырь


Миф о том, что украинская одежда не престижна, прочно засел в головах сограждан. Однако в последнее время он стал выветриваться.
— На то, чтобы модная индустрия в Украине укоренилась, а общество осознало, что наше ничуть не хуже западного, понадобилось 10 лет. Теперь украинская одежда продаётся все успешнее, — утверждает Ирина Данилевская. — Появились байеры, которые хотят продавать одежду наших дизайнеров, и фабрики, которые много лет работали с западными фирмами, а теперь готовы работать с украинскими.

Костяк дизайнеров
Разумеется, цены на платья наших модельеров продолжают бить по карману. Однако и эту проблему дизайнеры стараются решить, выпуская на рынок массовые линии своей одежды.

К примеру, Оксана Караванская, Алексей Залевский готовы шить и продавать одежду стоимостью 200-300  грн. Их продукция успешно конкурирует с нарядами раскрученных западных брендов, не жалеющих денег на рекламу и производящих одежду в Китае.

Оксана Караванская, дизайнер

Оксана Караванская, дизайнер
Я – член экспертного комитета Украинского совета моды. Думаю, его существование говорит о том, что украинская мода состоялась. Мы стараемся помочь молодым дизайнерам найти партнеров и инвесторов. К сожалению, конкурировать с крупными западными брендами, способными выпускать джинсы по себестоимости 10 евро, нам сложно. Производство в Украине облагается такими налогами, что одежда наших модельеров стоит дороже продукции Versace. Конечная цена моей подиумной коллекции практически не отличается от себестоимости. Если какие-то вещи не продаются, у нас совсем нет прибыли. Для сравнения: за границей продажа 20% коллекции считается большим успехом. 

Алексей Залевский представляет вторую линию своих нарядов
Алексей Залевский представляет вторую линию своих нарядов 


В одиночку дизайнер, пусть и безумно талантливый, не сможет создать полновесный бренд. Тем более — в специфических условиях «дикого» украинского рынка, поделенного, как рождественский пирог. Поэтому сообщество дизайнеров старается привлечь к себе интерес большого и среднего бизнеса.
— Не всем это удается, — говорит Ирина Данилевская. — Но у Лилии Пустовит, к примеру, есть бизнес-партнер, благодаря финансовой поддержке которого её торговая марка стала рентабельной. Общеизвестно, что инвестиции в моду малопривлекательны. Окупается этот бизнес гораздо дольше, чем другие. Пока коллекция задумывается, а затем шьется, демонстрируется и продается, проходит год-полтора.

Показ Ларисы Лобановой прошёл под знаком Samsung. Мода дизайнера – для мобильных людей
Показ Ларисы Лобановой прошёл под знаком Samsung. Мода дизайнера – для мобильных людей


— Украинская мода страдает от недофинансирования, — соглашается с г-жой Данилевской Антонина Головко, гендиректор сети бутиков «Модный квартал», специализирующейся на продаже изделий украинских модельеров. — Многие талантливые модельеры — все ещё мастера индпошива, работающие на богатых клиентов. Им гораздо выгоднее, да и проще, брать несколько заказов на крупную сумму, нежели заниматься промышленным выпуском одежды. Тем более что инвесторы обходят их стороной — у нас нет известных домов моды, а существует лишь костяк дизайнеров, которых по умолчанию считают ведущими.
— Одежда — на пятом месте человеческих потребностей после еды, жилья, энергии и медикаментов. Инвесторы об этом знают. Нужны лишь дизайнеры, способные создавать коммерческий продукт, — убеждена г-жа Головко. — Только они могут привлечь денежные мешки. Но такие самородки — большая редкость. Зачастую наш дизайнер — многостаночник, которому некогда оглядеться по сторонам. Он и закупщик тканей, и портной, и менеджер, и продавец, и специалист по связям с общественностью.

Чемоданное настроение Виктории Гресь
Чемоданное настроение Виктории Гресь

Кристина Бобкова, дизайнер, автор костюмов для телешоу «Танцы со звездами»  

 Кристина Бобкова дизайнер, автор костюмов для телешоу «Танцы со звездами»

 — Для того чтобы себя раскручивать, я, как и большинство украинских  дизайнеров, не покупаю полосы рекламы в СМИ и не делаю рекламных роликов на радио и телевидении. Выбрала другой путь — принимаю участие в съёмках видеоклипов, фильмов, в телепроектах. Часто прихожу на прямые эфиры, даю интервью в прессе. Как правило, популярность и успешное сотрудничество с новыми клиентами — это результат хороших рекомендаций тех, с кем я уже работала: Натальи Могилевской, Ирины Билык, группы «Алиби». Прямой рекламы избегаю. Хотя, конечно, провожу акции для своих постоянных клиентов: раздаю дисконтные карточки и сувениры.



 Д’Артаньяны индпошива
Имеет ли наша лёгкая промышленность шансы на рост? На этот вопрос модельеры и бизнесмены, с которыми общался корреспондент Фокуса, отвечают практически единодушно: «Только если появится достаточное количество желающих раскручивать украинский модный бизнес».

 — В конце концов, на Западе мода — прибыльный бизнес, а не развлечение для избранных. К тому же производство одежды, текстиля традиционно для Украины, — говорит гендиректор сети бутиков «Модный квартал». — В стране прекрасная производственная база, есть дизайнеры, улавливающие современные тенденции. Хочется создать масштабный украинский проект, который бы соответствовал уровню запросов отечественного потребителя. Сделав технико-экономические расчеты, мы поняли: с продуктом, соответствующим качеству вторых линий западных марок, можно без опаски выходить на украинский рынок и успешно конкурировать на нём, делая упор на эксклюзивность, индивидуальность одежды от украинских дизайнеров.

«Модный квартал» — пожалуй, первая попытка организованного продвижения на рынок продукции вторых линий отечественных модельеров. И довольно успешная: бутики «Квартала» открылись в Донецке и Полтаве. Существует у торгового дома и собственная бизнес-стратегия.

Так выглядит шоу-рум на UFW. Продаються платья «с крыльями»
Так выглядит шоу-рум на UFW. Продаються платья «с крыльями»
от Олеси Телиженко


— Поскольку тратить деньги на рекламу, подобно западными китам фэшн-индустрии, мы не можем, решили сделать ставку на узнаваемые личности, — говорит Антонина Головко. — Некоторые из них уже стали лицами «Модного квартала». К примеру, бывшая команда КВН «95-й квартал» во главе с Владимиром Зеленским и знаменитая гимнастка Лилия Подкопаева. Их любят, им доверяют. Стало быть, интерес к одежде, которую мы продаём, будет расти.

Антонина Головко считает: производство одежды – традиционный украинский промысел
Антонина Головко считает: производство одежды – традиционный украинский промысел


Разумеется, среди украинских дизайнеров есть и такие, кто отчаялся добиться успеха в Украине. Другие решили, что переросли UFW, и отправились демонстрировать свой креатив прямо в Париж. Должно быть, уверовали в миф о д’Артаньянах индпошива, делающих головокружительную карьеру за рубежом. По мнению Ирины Данилевской, показываться на неделях моды за границей скороспелым дизайнерам бесполезно.
— Выходить на зарубежные подиумы нужно, когда есть репутация на родине, несколько успешных коллекций, какой-то опыт продаж, — говорит глава оргкомитета Украинской недели моды. — Придётся постоять хотя бы три сезона в шоу-руме, чтобы байеры присмотрелись, поверили в тебя. А уж потом хватать звёзды с неба.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.