Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Театр простодушных: актёры с болезнью Дауна окрывают новые грани искусства

Театр простодушных: актёры с болезнью Дауна окрывают новые грани искусства
Гастролировавший недавно в столице «Театр простодушных» носит это название не просто так: его актёры отличаются от остальных своих коллег. Но лишь тем, что страдают синдромом Дауна
000


Театры бывают кукольные и детские, камерные и академические, большие и малые, модные и непризнанные. Каждый начинается с вешалки, у каждого своё лицо и каждый по-своему неповторим. Московский «Театр простодушных» для иных – шок, для кого-то – экзотика. Но это явление, уникальное не только для театрального мира: здесь играют люди с синдромом Дауна.

Потом – понравилось
«Театр простодушных» в 1999 году создал актёр театра и кино, выпускник ВГИКа Игорь Неупокоев. Первый спектакль, поставленный по мотивам гоголевской «Повести о капитане Копейкине» из «Мёртвых душ», готовился более двух лет: семерых человек с врождённой патологией нужно было превратить в настоящую актёрскую труппу, к тому же не было постоянного места для репетиций. Это понятно: театр задумывался как некоммерческий, и спектакли предполагалось давать бесплатно. Так что очередь из желающих вложить деньги в такой проект, да ещё и с такими странными актёрами, не выстраивалась. Впрочем, от друзей и просто отзывчивых людей помощь поступила.

Зрители не знают. Режиссёр Игорь Неупокоев и актриса Ольга Чудайкина – единственные в труппе, у кого нет врождённой патологии
Зрители не знают. Режиссёр Игорь Неупокоев и актриса Ольга Чудайкина – единственные в труппе, у кого нет врождённой патологии


Игоря Неупокоева и его коллектив приютил квартировавший в Москве в полуразрушенном старом доме на задворках Пушкинской площади «Театр.doc». На этих подмостках в мае 2002 года и состоялась премьера «Капитана Копейкина». На театр обратили внимание, появились спонсоры, «Простодушные» получили возможность выступать чаще. В 2004-м они стали лауреатами премии «Акция по поддержке российских театральных инициатив», год назад с триумфом выступили в Версале в театре «Монтансьё». В июне нынешнего года в московском театре «Эрмитаж» прошла премьера их спектакля «Зверь» – о людях, переживших Апокалипсис и бредущих по планете в поисках Любви.

Один против тысячи
Синдром, описанный английским врачом Джоном Дауном в 1886 г., – одна из форм хромосомной патологии. У страдающих этим врождённым заболеванием не 46 хромосом, как у обычного человека, а 47. Главное клиническое проявление – снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, ослабевает память. У больных своеобразная внешность: косо расположенные глазные щели, широкая уплощённая переносица, полуоткрытый рот, короткие пальцы. В среднем синдромом Дауна страдает каждый 1100-й человек.


Недавно коллектив впервые побывал в Киеве – труппа приезжала по спецприглашению украинских организаторов четырёхдневных мероприятий под названием «Люди как люди, только с синдромом Дауна». «Театр простодушных» дал два спектакля, из которых пока состоит весь репертуар театра: «Копейкин» и «Зверь».

Универсальное лекарство
– Меня осенило: люди, страдающие синдромом Дауна, к которым общество относится, мягко говоря, не очень справедливо, смогут сыграть искреннее, честнее профессионалов, – Игорь Неупокоев рассказывает о том, как он решился создать свой особый театр. – Сначала появилась мысль поставить «Копейкина», историю беспомощного человека, инвалида, который сталкивается с бездушной бюрократической государственной машиной. И все остальные герои там – «маленькие люди», винтики в империи. Когда я смотрел на своих актёров, я видел, что они и есть эти гоголевские персонажи. Им стоит надеть сюртук, мундир – и даже не надо ничего играть!

Чтобы помогать своим актёрам – если нужно, поправить незаметным жестом, просуфлировать шёпотом, Игорь Неупокоев играет на сцене вместе с ними.

Режиссёр говорит, что если в обычных театрах спектакли идут как по нотам, то у «Простодушных» каждое выступление проходит, словно в первый раз:
– Вы наверняка не заметили, но только что Маша Нефёдова, играющая в спектакле «Зверь» мою дочь, забыла часть роли. Пришлось немного поимпровизировать.

Сценография. Как и остальные актёры театра, Мария Нефёдова и Антон Дебелов осознают, что они на сцене, и что перед ними зрители

Сценография. Как и остальные актёры театра, Мария Нефёдова и Антон Дебелов осознают, что они на сцене, и что перед ними зрители


Если «Копейкин», по определению самого режиссёра, спектакль-балаган, то «Зверь» – философская притча, и более сложен в исполнении. Для него пригласили профессиональную актрису Ольгу Чудайкину. Играет она так, что от других актёров её, как и режиссёра, не отличить.
– Все удивлены, думают, что мы тоже с синдромом Дауна, – улыбается Игорь.

Он для Саимы Макаровой, матери 41-летнего Сергея, как и для родителей остальных актёров, – человек, вдохнувший в их детей новую жизнь.
– Театр – это социальная адаптация, – говорит Саима, которая хоть на сцене не играет, но на материнских правах причисляет себя к труппе. – К нам стали обращаться люди с такими же проблемами, как у нас. Они осознали, что жизнь продолжается и что и не стоит приходить в отчаяние. Мы жили в замкнутом мире, и с 1999 года он изменился. Наши дети поняли, что интересны людям. Они опровергают сложившиеся в обществе стереотипы о страдающих синдромом Дауна: играют на флейте, танцуют, поют. У Серёжи улучшилась речь, пластика, расширился кругозор.

Боль и гордость. Родители актёров в сцене видят единственный выход для своих детей
Боль и гордость. Родители актёров в сцене видят единственный выход для своих детей

Зрители, актёры, муза
Сергею Макарову повезло необычайно. В 2003 году он снялся в фильме «Старухи», повествующем о нелегкой судьбе российской глубинки. По сюжету, в заброшенной деревушке где-то на Вологодщине живут-выживают несколько старух и Миколка, один-единственный мужчина, да и тот слабоумный. За эту роль Сергей получил «Золотую розу», главный приз фестиваля «Кинотавр».
– Очень нравится играть, – говорит актёр. – Хочу сыграть Пушкина. И ещё Квазимодо.

Мария Нефёдова заявила Фокусу, что театр – жизнь, и все мы в ней актёры, и поделилась творческими планами:
– Хочу сыграть красотку в кабаре. И Бабу Ягу.

В ближайших планах Игоря Неупокоева – спектакль по пьесе Алексея Ремизова «Прения живота со смертью», написанной ровно сто лет назад. Премьера должна состояться в следующем году.

На вопрос, кому важнее такое творчество – режиссёру, реализующему свой  потенциал, или необычным актёрам, для которых оно не что иное, как арт-терапия, Игорь Неупокоев ответил так:
– Скорее всего, это творчество важнее для зрителей. Ведь после спектакля они становятся немного другими, у них меняется представление о людях с синдромом Дауна.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.