Лубок и голуби

Дмитрий Стойков, Фокус
Дмитрий Стойков, Фокус

В киевском Украинском доме открылась выставка-ярмарка «Арт-Киев 2006», на которой представлены работы из частных коллекций  украинского политбомонда

Related video

Своеобразно — таково мнение о выставке многих, кто на ней побывал. И в самом деле, впервые политики извлекли из загашников картины любимых украинских художников. Да не каких-нибудь, а "лучших украинских творцов второй половины ХХ века и наших дней" — уж в этом красочному буклету, подготовленному к открытию выставки, можно верить на все сто. А вот насчет того, что выставка "представляет сбалансированную картину развития современного искусства и демонстрирует широкий спектр его видов", можно и засомневаться. Поскольку обещанных скульптур и фотографий на ней мы так и не приметили.

Ну, а что же наши политики? Можно ли их назвать истинными ценителями искусства? К сожалению, судить об этом сложно. Поскольку не под всеми картинами, представленными на первом этаже Украинского дома, были таблички с именами их владельцев. Так и не удалось установить, какие произведения искусства принадлежат Юлии Тимошенко, Виктору Пинчуку и Виктору Черномырдину.

Среди работ без подписи владельцев — полотна талантливых представителей закарпатской школы живописи Адальберта Эрдели и Иосифа Бокшая, знаменитого украинца Николая Глущенко и Романа Сельского.

Впрочем, не все политики постеснялись заявить о своих пристрастиях. К примеру, работы Глущенко имеются в собрании жены известного банкира Натальи Тигипко.

Как оказалось, Евгения и Богдан Губские (нардеп из фракции БЮТ) владеют несколькими работами Виктора Зарецкого, Николая Пимоненко, Григория Свитлицкого, Сергея Свитославского. Марину и Анатолия Кинаха также "приватно" радует полотно Свитославского. Ну, а экс-президент Украины Леонид Кучма представил вниманию публики картину "Святий Миколай" кисти Юрия Винтаева.

Заглянул на выставку и экс-министр обороны Евгений Марчук — просто посмотреть или прицениться?.. Экспозиция впечатляет: картины более чем 100 художников разместились в нескольких тематических секциях на трех этажах Украинского дома. Немалый интерес публики вызвал третий этаж, поскольку представленные на нем работы современных художников можно будет купить на аукционе. Однако не слишком ему проигрывала и "Галерея одного мастера" этажом ниже. Не так уж часто приходится видеть живопись Владислава Шерешевского, Валерия Франчука и работы графика Андрея Чебыкина в одном месте.

"Специальный гость открытия" Оксана Мась безраздельно царила на первом этаже с проектом "PaloMAS" — по сути, конгломератом нескольких живописных картин с голубями и инсталляции, в которой были задействованы живые пернатые. По заверениям художницы, птицы не простые, а особой породы "монах" (о них, мол, имеются упоминания еще в летописях XIV века). Каждого, кто был аккредитован на выставке, снабжали каталогом с голубиным перышком, в знак добрых намерений художницы. Перьев, однако, было так много, что в гуманности автора инсталляции появились сомнения. К счастью, опасения, что голубей обидели, не подтвердились. Художница пояснила, что насобирала перья в одесских голубятнях.

Известный скульптор Олег Пинчук высоко оценил экспозицию коллеги: "Мась, без сомнения, очень талантливая художница и настоящий профессионал". Однако редактор культурологического интернет-журнала "Проза" Анатолий Ульянов высказался менее почтительно:

— Если оценивать влиятельность в современном искусстве Оксаны Мась, то это такое олигархически-буржуазное облако. Ничего общего с украинскими актуальными проектами в ее творчестве нет. Художница подходит для таких тусовок, где можно выпить шампанского и произнести слово "искусство". На самом деле, абсолютно бестолковая акция, непонятно для чего организованная.
Александр Соловьев, украинский куратор коллекции PinchukArtCentre, склоняется к мысли, что работы, имеющие отношение к актуальному современному искусству, на выставке можно пересчитать по пальцам одной руки: "Пожалуй, это не собрание современного искусства, а скорее искусство современников. В полной мере это применимо и к тому, что делает Мась. Впрочем, у нее есть и хорошие проекты. Как, например, "Ягуар". Художница балансирует на грани между салонным и подлинным искусством". Выбор ее в качестве спецгостя отвечает, очевидно, представлениям устроителей о современном искусстве. Впечатление от ярмарки Соловьев охарактеризовал кратко — "дежавю". "Первая подобная акция проходила еще в 1994 г. Тогда это действительно было впервые. Было больше интересных спецпроектов, и гораздо меньше — коммерции".