Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Кофейная гонка

Кофейная гонка
С каждым годом украинцы пьют всё больше кофе. Свою рыночную долю самый популярный в мире после воды напиток отвоёвывает у чая и пива
000


Программист Кирилл Фокин не представляет себе ни дня без чашки кофе. «У меня уже сложился ритуал: приходя утром на работу, я обязательно выпиваю кофе, без этого просто не могу взяться за дело», – говорит он. Кирилл пьёт только натуральный напиток, хотя ради этого ему приходится каждый день возиться с кофеваркой.

Но не все украинцы настолько щепетильны. Большинство из них пьют растворимый кофе, а немало людей и вовсе предпочитают напиток из пакетиков.
Причина – вовсе не в желании сэкономить. Напротив, статистика говорит об обратном. По данным консалтинговой компании ACNielsen, соотечественники за последний год существенно увеличили траты на кофе. Общий прирост рынка в денежном выражении составил 18%, при этом натуральный кофе стал популярнее на 14,8%, растворимый – на 17,5%, а кофейные миксы – на 24%.

Впрочем, цена чашки кофе зависит не только от того, растворимый он или натуральный. На цену влияют мировые тенденции, ведь кофейный рынок – второй по величине сырьевой рынок, уступающий лишь нефтяному, поэтому скачки цен на нём бывают весьма ощутимыми.

Сейчас цена арабики урожая 2006-2007 гг. самая высокая за последние восемь лет – $1,4 за фунт. Иными словами, тонна этого кофе стоит $630, что сопоставимо с ценой тонны нефти. Ежегодно в мире собирают более 6,6 млн. тонн кофейных зёрен.  


Откуда привозят кофе



«По сравнению с 2006 г. в этом году цены на сырье в мире выросли на 10–30% (в зависимости от сорта кофе-бобов). При этом цены на украинском рынке кофе повысились в целом на 10–20%», – объясняет Юрий Голянич, директор отдела маркетинга категорий кофе и солёных снеков компании «Крафт Фудз Украина». 

Поэтому причины роста популярности кофейных миксов не связаны с ценами. «У нас традиционно чайная страна. Она не может вот так сразу отказаться от этого горячего напитка и «переключиться» на натуральный кофе», – считает Юрий Голянич. Но самым главным фактором, заставляющим украинцев пить растворимый кофе, является возрастающий темп жизни. Иными словами, наличие денег на чашку хорошего натурального кофе не гарантирует, что у человека найдётся время его сварить и выпить.

Борьба за Чашки. Юрию Голяничу из «Крафт Фудз Украина» приходится продавать кофе в стране, которую он называет «традиционно чайной»
Борьба за чашки. Юрию Голяничу из «Крафт Фудз Украина» приходится продавать кофе в стране, которую он называет «традиционно чайной»

Выход подсказывают сами операторы, которые всё чаще предлагают потребителям хороший и дорогой растворимый кофе. Игроки рынка отмечают, что за последние пару лет любители растворимого кофе перешли с агломерированного (в гранулах) и порошкового на более качественный – растворимый молотый и в кристаллах.

По словам Юрия Голянича, метод сухой заморозки позволяет максимально приблизить вкусовые качества кофе к уровню свежеприготовленного, и при этом напиток остаётся намного более удобным в приготовлении. «Сегодня потребители становятся более требовательными, но в то же время они готовы платить больше за гарантированное высокое качество», – говорит Юрий Голянич.


Место встречи

Если растворимый кофе украинцы покупают на работу и домой, то для натурального тоже есть своё время и место – он переместился в кофейни.

Ещё не так давно само понятие «кофейня» в Украине практически отсутствовало. Да и сегодня кофейни в чистом виде встречаются редко – в лучшем случае это заведение общепита с лёгким уклоном в кофейную тематику, где кроме десятка видов кофейных напитков можно выпить чаю и вкусно перекусить. Весь остальной мир привык в кофейнях пить исключительно кофе, закусывая всего лишь несколькими видами сладостей.

Напиток высокого полёта

от 600 до 2500
метров над уровнем моря


Арабика

Содержание кофеина: 1-1,5%. Производство в мире: 70%
Арабика ценится за вкус и аромат, хотя её трудно выращивать из-за чувствительности к болезням, вредителям и заморозкам.
В год дерево арабики даёт обычно не более 5 кг плодов, из которых получается около 1 кг готовых зёрен


от 0 до 600 метров над уровнем моря

Робуста
Содержание кофеина: 3%. 
Производство в мире: 30%
Робуста ценится не так высоко, как арабика, зато её легче выращивать, и она даёт больший урожай. Благодаря высокой
крепости робусту используют в различных смесях, а также для производства растворимого кофе

На больших высотах кофе созревает медленнее, но его качество при этом сильно улучшается


Самыми популярными кофейнями в Украине остаются россияне из «Кофе Хауза» и «Кофе Тайма», не отстаёт от них российская же «Шоколадница» и латвийская сеть Double coffee. Объём рынка украинских кофеен составляет  более $10 млн. в год. Но масштабы их бизнеса для такой большой страны как Украина – мизерны. Так, у лидера рынка – сети «Кофе Хауз» всего 18 кафе, причём все они находятся в Киеве.

Такую напряжённую ситуацию с кофейнями в Украине сами операторы рынка объясняют её устоявшейся культурой потребления кофе не как самостоятельного напитка, а дополнения к еде. «Пока не так много настоящих ценителей кофе, которые улавливают все тонкости кофейных букетов и чистых эксклюзивных сортов», – признаётся Фокусу Наталья Гавриленко, менеджер компании «Дом кофе».

По словам операторов, потребность Украины в кофейных заведениях удовлетворена лишь на 20%, а рынок может свободно расти на 30% в год. Но эти цифры скорее относятся к Западной Украине и городам-милионникам. Участники рынка признаются, что Восток страны из-за своей близости к России, где развита чайная культура, «присадить» на кофе довольно трудно.

Кроме того, по словам Натальи Гавриленко, многие украинцы кофейням предпочитают пивные бары. Но такая ситуация вскоре может измениться. 

Во-первых, дамам в барах не всегда комфортно, а несовершеннолетних в такие заведения попросту могут не пустить. Во-вторых, бары – это традиционно вечерние и ночные заведения, а пить кофе привыкли днём и утром.

«Раньше мы с друзьями предпочитали встречаться в барах, а теперь всё чаще сидим в кафешках», – говорит Кирилл Фокин. Он объясняет, что, многие имеют свои автомобили и потому ничего крепче кофе не пьют, кроме того, в кофейнях обстановка намного приятнее. «Как правило, в баре слишком накурено и громкая музыка – не пообщаешься», – сетует Кирилл. Такие кофейные настроения украинцев уже подхватили и иностранные операторы рынка.
 
Более того, они стремятся подстраиваться под ускоренный темп жизни. Не так давно на украинский рынок вышла австралийская кофейная сеть Gloria Jean"s Coffees, которая работает по всему миру в формате coffee-to-go (кофе навынос) и предлагает натуральный кофе в картонных стаканчиках. Пока кофейня в таком формате в Украине единственная – в Киеве, но, если судить по мировой практике, не последняя.

Как правило, сети coffee-to-go имеют свойство распространяться стремительными темпами. А за австралийцами по пятам всегда следует американский Starbucks. Кстати, в соседней России Starbucks уже начал экспансию. А значит, и нам следует ожидать через пару лет массового появления мировых сетей формата кофе навынос.

Убеждённый кофеман. Столичный программист Кирилл Фокин подтверждает стереотип о том, что люди его профессии не могут жить без кофе
Убеждённый кофеман. Столичный программист Кирилл Фокин подтверждает стереотип о том, что люди его профессии не могут жить без кофе


Скандинавы  лидеры по потреблению кофе


Ждём перемен

Учитывая, что темп жизни замедляться не планирует, а растворимый кофе занимает львиную долю рынка, массового перехода украинцев на натуральный кофе операторы  рынка ожидают не раньше, чем через пять лет. Но процесс уже пошёл: даже такой традиционно «растворимый» сегмент, как кофейные автоматы, постепенно переходит с самого дешёвого растворимого кофе на более дорогой либо вообще предлагает покупателям стаканчик натурального кофе.

В то же время особой конкуренции на отечественном кофейном рынке не наблюдается. Места пока хватает всем, ведь рынок ещё очень далёк от насыщения, к тому же он давно разделён между несколькими компаниями, каждая из которых имеет свою нишу и преданных ценителей.

Лидерами рынка являются «Крафт Фудз Україна» и «Нестле». За ними следуют несколько компаний среднего калибра – либо специализирующихся на определённых сегментах, например Future Enterprises (MacCoffee) в сегменте миксов, либо занимающих средние доли рынка в нескольких сегментах одновременно, как Elite и Tchibo.

По словам специалистов, приход новых игроков возможен, но они вряд ли существенно повлияют на расстановку сил. «Новичку на рынке необходимо будет предложить что-то принципиально новое с точки зрения вкуса, технологии или качества продукта», – говорит Юрий Голянич. И это не считая высокой цены входа на рынок. Ведь необходимо наладить дистрибьюторскую сеть, запустить рекламу, охватить магазины. Да и потребитель кофе часто консервативен: если привык к определённой марке, переубедить его купить другую весьма сложно.  

Способы приготовления кофе >>>

А какой кофе предпочитаете Вы? >>>

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.