Музыканты отказываются от продаж альбомов традиционными способами

Западные музыканты хотят самостоятельно продавать свои альбомы, минуя компании звукозаписи. Правда, от этого их музыка не становится дешевле

Related video

Долгоиграющий контракт с мощной звукозаписывающей компанией – мечта всякого начинающего музыканта. Но оперившиеся артисты и уж тем более мэтры все чаще поглядывают по сторонам в поисках новых, более коротких и менее затратных путей к серд­цам своих поклонников. Музыкантов не устраивают кабальные договора с издателями и высокие комиссионные, которые они вынуждены платить.

Маккартни нон-стоп
Недавно свое почти полувековое сотрудничество с известной звукозаписывающей компанией EMI прекратил Пол Маккартни. Свой последний альбом Memory Almost Full экс-битл отдал сети кофеен Starbucks, разбросанных по всему миру. Диск крутился в этих заведениях круглосуточно, а купить его можно было вместе с чашкой кофе. Проект оказался обоюдовыгодным: Starbucks старался привлечь внимание к своей новой продукции – музыкальным дискам нового лейбла Hear Music. Но и Маккартни не остался внакладе: за месяц был продан миллион дисков. Альбом занял пятое место в британском хит-параде и третье – в чартах США.

А 5 февраля хит Beatles Across the Universe прозвучит в открытом космосе: так аэрокосмическое агентство NASA отметит свое 50-летие. Сигнал будет направлен на Полярную звезду. Неизвестно, найдутся ли на таком расстоянии от Земли новые фанаты легендарного битла, но одно можно сказать с уверенностью: примеру Маккартни сегодня следуют многие музыканты.

Стоит отметить, что крупнейший розничный торговец кофе, коим является Starbucks, уже продюсировал ряд музыкальных альбомов, занимался их продвижением и продажей. А в нынешнем году компания планирует начать сотрудничество еще с восемью артистами. В их числе и знаменитый рок-музыкант Боб Дилан. Он уже заключил договор о продаже десяти своих песен, написанных в 1962 году. Starbucks имеет эксклюзивное право на распространение ранних произведений Дилана в течение полутора лет.

Покупая любимую газету Mail on Sunday, англичане получали приложение – новый альбом американца Принса Planet Earth. Таким образом было продано более 2,8 млн. дисков, а еще 400 тыс. распространили вместе с билетами на концерты певца в лондонском зале O2. Второй по величине мобильный оператор в США Verizon Wireless порадовал своих абонентов подарком в виде песни Guitar из вышеупомянутого альбома. Благодаря такой кампании в родной Америке Принс продал 298 тыс. дисков. Причем это был единственный, но чрезвычайно успешный рекламный ход для раскрутки новинки.

Группа Radioheads не захотела продавать в магазинах новый альбом и для начала проверила своих фанов на честность. Тест стал частью промоушен-кампании. На своем сайте музыканты заявили, что поклонники могут сделать предварительный заказ MP3-версии их свежего альбома In Rainbows. Цену покупатели назначали сами, причем в графе "цена" можно было поставить и "0 фунтов". Кстати, по такой халявной цене альбом, не моргнув глазом, скачала треть пользователей. Остальные платили в среднем 4 фунта (это средняя цена на треки на сайте iTunes). Кроме того, за 40 фунтов пользователям предложили не только сам альбом, но и CD с бонус-треками, две виниловые пластинки и буклет, упакованные в эксклюзивный кейс. По словам менеджера группы Брайса Эджа, истинные фаны, которых оказалось большинство, заплатили эти деньги.

Совсем скоро в примерочных магазинов дамского белья Victoria"s Secret зазвучат песни из альбома Greatest Hits вновь воссоединившихся англичанок Spice Girls. Девушки полагают, что это станет адекватным дополнением к приятной покупке.

Spice Up Your Life. Теперь в магазине Victoria"s Secret посетительницы смогут примерять женское белье под песни знаменитых перчинок

По мнению специалистов, яркой иллюстрацией того, что формат CD постепенно себя изживает, является пример американского поп-исполнителя Джастина Тимберлейка: 80% копий его последнего альбома Future Sex/Love Sounds было продано через интернет в MP3-формате.

Некоторые музыканты даже готовы на альтруистические поступки. Марк Нопфлер, к примеру, выложил в бесплатном доступе хит Dire Straits Money For Nothing. "Я никогда не был против того, чтобы фаны делали записи для себя. Новые технологии позволяют предоставить аудитории записи высочайшего качества как память о концерте", – сказал Нопфлер.

Всем "Спасибо"
Российские музыканты тоже не прочь продвигать свою продукцию нетрадиционными способами. Земфира Рамазанова временно отказалась от услуг своего издателя Real Records и предложила альбом "Спасибо" компании по продаже сотовых телефонов "Евросеть", работающей в сфере мобильной связи.
– Артистку привлекли масштабы нашей деятельности: мы владеем 5150 салонами, которые расположены во всех странах СНГ, – сообщил Фокусу пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков. – Кроме того, для России это был действительно оригинальный ход. А компании удалось привлечь новых покупателей. Судя по отзывам, поклонники Земфиры тоже остались довольны.

"Евросеть" получила эксклюзивное право на распространение "Спасибо", а издательский дом "Коммерсантъ" использовал альбом в качестве рекламного двигателя для продажи нового глянцевого журнала Citizen K. Всего было продано 177 тыс. дисков, а в сети, благодаря активности пиратов, его скачали 1,5 млн. раз. По словам Очира Манджикова, в дальнейшем "Евросеть" планирует торговать не только CD, но и DVD. Переговоры с музыкантами уже ведутся, но их имена пока держат в секрете.

Лидер группы "Ва-Банкъ" Александр Скляр выпустил DualDisk: с одной стороны – его сольный альбом "Город Х" (CD), с другой – фильм Феллини "Город женщин" (DVD). Те, кого эта идея не вдохновила, приобретали альбом не в рознице, а через интернет и уже без бонуса.

Так или иначе, кризис музыкальному рынку пока не грозит. Практически любое предложение здесь вызывает спрос. И хотя мейджоры (крупнейшие звукозаписывающие компании) недовольны, они по-прежнему сильны: после падения общего объема продаж лицензионных CD на 10%, которое констатировали в 2007 году, доля этого формата на рынке составляет 85%.


Пираты и поклонники

Пока музыканты осваивают новые способы продаж, стараясь минимизировать затраты и снизить цену, миллионы людей ежедневно бесплатно (или почти бесплатно) скачивают их композиции, украденные пиратами. На одно законное приобретение музыкальных записей через интернет приходится 20 незаконных. Причину специалисты видят в неоправданно высоких ценах на CD, которые устанавливают мейджоры.

Выбор во всемирной паутине больше, чем в самом лучшем музыкальном магазине. Хочешь – загружай на мобильник, а хочешь – в плейер. И платить за треки чаще всего не нужно. На сайте журнала Economist блоггер Джо из Портленда сообщает: "Признаюсь, что 80% музыки, которую я слушаю, это пиратские копии. За последние шесть месяцев моя коллекция увеличилась больше, чем за шесть лет".
– На сегодняшний день музыкальный каталог в сети насчитывает более 6  млн. записей, – сказал Фокусу пресс-секретарь Международной ассоциации звукозаписывающих компаний IPFI (International Federation of the Phonographic Industries) Алекс Джэкоб. – А ведь еще недавно его просто не существовало.

Пираты крадут пироги у звукозаписывающих компаний, продюсеров и музыкантов. Продюсер легендарной ирландской команды U2 Пол МакГиннес назвал их эксплуататорами чужого труда и нахлебниками. Но от гневных речей пираты не краснеют и свой бизнес закрывать не собираются.
– Долгое время торговцы пиратскими копиями попросту игнорировали жалобы музыкантов и призывы правительств, – отмечает Алекс Джэкоб, – но постепенно ситуация меняется.

В США постоянно совершенствуют закон об авторском праве, а темпераментный президент Франции Николя Саркози пообещал "отправлять в отключку" тех провайдеров, которых поймают на нелегальной продаже музыки.

Но не все торгуют искусством из-под полы. По данным IPFI, около 500 компаний предлагают пользователям музыку, предварительно заплатив за авторские права. Самая уважаемая и популярная – Apple со своим iTunes. "Раньше я был вынужден выкладывать $15-20 за диск, хотя мне нравились одна-две песни. Сейчас я сам выбираю, за что платить. И мне это удобно, и все по-честному", – пишет блоггер General Wolf.

Между пиратами и "рыцарями" идет настоящая война. Для звукозаписывающих компаний легальная продажа музыки через сеть – дополнительная статья дохода: в 2006 году они обогатились за счет интернета на $2,1  млрд., а в 2007-м – на $2,9  млрд. Артисты же все чаще срывают привычные лейблы со своего продукта. Их цель – расширить аудиторию, приблизить встречу с конечным потребителем и придать ей оригинальный оттенок. Участие издателей в продажах, без которого еще недавно карьера музыканта была немыслима, становится необязательным.