Юбилей дядюшки Оскара

Юбилейный, 80-й раз в лос-анджелесском театре «Кодак» раздавали призы Американской киноакадемии. Абсолютным триумфатором стал режиссерский тандем Джоэла и Итана Коэнов – их лента «Старикам тут не место» получила четыре «Оскара» из восьми возможных

Related video

С тех пор как огласили оскаровский шорт-лист, братья-режиссеры считались главными фаворитами. Уверенность подпитывал щедрый дождь наград от профильных гильдий: Коэнов признали лучшими американские режиссеры и актеры (три победы и еще шесть номинаций премии BAFTA Awards). Учитывая тот факт, что эти же люди составляют Киноакадемию США и раздают золотые статуэтки, шансов на победу у какой-нибудь темной лошадки почти не оставалось.

В результате картина "Старикам тут не место" (No country for old men) была названа фильмом года. Итан и Джоэл Коэны получили "Оскары" за лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий (братья переложили на киноязык одноименный роман современного американского писателя Кормака Маккарти). Трижды поднимаясь на сцену, братья выдали пару шуток вроде: "Секрет нашего успеха кроется в нашей избирательности. Мы адаптировали для кино только великих – Гомера и Кормака Маккарти". Впрочем, их спокойствие неудивительно, ведь Коэнам уже приходилось выходить за статуэткой. В 1991 году они получили "Оскар" за оригинальный сценарий к ленте "Фарго".

Еще одну статуэтку – за лучшую мужскую роль второго плана – в копилку Коэнов положил испанец Хавьер Бардем. "Оскар" стал для него неплохой компенсацией за насмешки над прической его персонажа – жестокого киллера по имени Антон Чигур. По поводу стрижки колоритного злодея не пошутил только ленивый, но на самом деле она была разработана стилистом Полом Лебланом: "Мы хотели, чтобы Чигур выглядел странным и пугающим. Такие прически могли носить как в XVII веке, так и в 70-е годы". Коэны задыхались от смеха, когда представляли Бардема с такими волосами. Когда разозлившийся актер уже был готов отказаться от роли, Джоэл, оценив реакцию испанца, сказал брату: "Похоже, у нас появился персонаж".

Иностранные актеры лучше
Еще одним фаворитом предоскаровской гонки считался Дэниел Дэй-Льюис, сыгравший роль нефтедобытчика-мизантропа в исторической драме Пола Томаса Андерсона "Нефть" (There will be blood). Перед "Оскаром" мастерство актера успели отметить и Гильдия киноактеров США, и иностранные кинокритики, присудившие Дэй-Льюису "Золотой глобус".

Но в последние годы эта премия не сулит ничего хорошего оскаровским номинантам. Как доказательство – провал на нынешнем "Оскаре" картины "Искупление" британца Джо Райта. Иностранные кинокритики назвали фильм лучшей драмой прошлого года. А киноакадемики отдали "Искуплению" лишь одну статуэтку, да и то за саундтрек, а ведь лента выдвигалась в семи номинациях.

В категории "Лучшая актриса" киноакадемики (а среди пяти с половиной тысяч академиков более трети – актеры) отметили Марион Котийяр за роль Эдит Пиаф в байопике "Жизнь в розовом цвете" (La vie en Rose). Француженка явно не ожидала, что придется выходить на сцену, и вместо размеренной благодарственной речи смогла лишь сказать: "Спасибо, жизнь, спасибо, любовь! В этом городе и правда живут ангелы!" Ее волнение вполне объяснимо: в последний раз соотечественница Котийяр получала "Оскара" в далеком 1960 году. Тогда киноакадемики отдали награду Симоне Синьоре за роль в американском фильме "Комната наверху".

Приз иностранке Котийяр – скорее правило, чем исключение на нынешнем "Оскаре", поскольку среди победителей в актерских номинациях нет ни одного американца. Кроме француженки и упомянутого выше испанца Бардема, награды получили двое британцев – уроженцы Лондона Дэниел Дэй-Льюис и Тильда Суинтон. Последней статуэтка досталась за лучшую женскую роль второго плана в детективном триллере "Майкл Клейтон", еще одном фильме-неудачнике юбилейной церемонии: из 7 номинаций лишь один "Оскар" Тильды Суинтон.

Декларация независимости
Настоящим прорывом, а заодно и блестящим дебютом этого года стала картина "Джуно" (Juno) – смесь комедии и драмы взросления. История о школьнице, которая случайно забеременела и ищет приемных родителей для еще не родившегося ребенка, номинировалась на четыре "Оскара". Исполнительница главной роли Эллен Пейдж и режиссер Джейсон Райтман уступили своим более удачливым коллегам, а вот сценаристка Диабло Коди статуэтку все же получила.

29-летняя Коди успела поработать в рекламном агентстве, в службе "Секс по телефону" и в баре стриптизершей. Сценарий "Джуно" – ее первая проба пера. И удачной она оказалась не только для автора, но и для продюсеров ленты. Отснятая всего за $7,5 млн. картина собрала в прокате $130 млн. и по-прежнему входит в десятку самых кассовых фильмов 2007–2008 гг. Подобный прорыв в прошлом году удалось совершить оскароносной трагикомедии "Маленькая мисс Счастье". При весьма скромном бюджете в $8 млн. фильм собрал $60 млн.

Благодаря коммерческому успеху "Джуно" стала единственным, да и то весьма условным блокбастером в списке основных претендентов на "Оскар". Ведь "Старикам тут не место" и "Майклу Клейтону" в прокате удалось двукратно перекрыть бюджет. А "Нефть" и "Суини Тодд" едва вышли в ноль.

Подобное внимание кино­академиков к некоммерческому независимому кино стало тенденцией. В прошлом и позапрошлом годах в номинации "Лучший фильм" не было высокобюджетных блокбастеров. Перемена разительная по сравнению с 2004-м, к примеру, когда среди кассовых номинантов исключением стал инди-фильм "Трудности перевода". Эта лента Софии Копполы ("Оскар" за лучший сценарий и еще три номинации в 2004 году) была невероятно успешна в прокате. Но ее до сих пор трудно представить в одном ряду с такими монстрами, как "Титаник", "Властелин колец: возвращение короля" и "Гладиатор", которые признавались фильмами года на "Оскаре".

Но не стоит торопиться приравнивать "Оскар" к фестивалям, где независимое кино традиционно любят, а к коммерческому снисходительны. В Канне или Венеции многое, если не все, зависит от личного вкуса председателя и членов жюри, которых всего-то несколько человек, и каждый год они меняются. А киноакадемики вручают статуэтки не столько за художественную ценность, сколько за профессиональные достижения.

Перемены, происходящие с престижной премией в американской киноиндустрии, связаны с переменами в самой индустрии. Сегодня многие студии-мейджоры обзавелись инди-подразделениями вроде Fox Searchlight у 20th Century Fox, Picturehouse у HBO и New Line Cinema или Warner Independent у Warner Bros. Они-то и занимаются некоммерческим кино, пока мейджоры зарабатывают деньги на блокбастерах. "А это означает средний бюджет, независимо спродюсированные картины, без суперзвездного состава, но снятые именитыми режиссерами, взрослые темы и слегка эксцентричный стиль", – описывает типичный продукт инди-подразделений американский кинообозреватель Эндрю О"Хир. Собственно, к таким и относится прорыв этого года "Джуно", к производству которого причастна как раз Warner Independent.

Если тенденция, проиллюстрированная номинантами на "Оскар"-2008, сохранится, то через пару лет тем, кто презрительно относится к Голливуду, придется поменять свое мнение. На "Фабрике грез" появится мощный цех по производству независимых фильмов.

"Оскар"-2008: номинанты и победители



«Старикам здесь не место» – 8 номинаций, 4 «Оскара»

«Нефть» – 8 номинаций, 2 «Оскара»

«Майкл Клейтон» – 7 номинаций, 1 «Оскар»

«Искупление» – 7 номинаций, 1 «Оскар»

«Джуно» – 4 номинации, 1 «Оскар»

«Жизнь в розовом цвете» – 3 номинации, 2 «Оскара»

«Суини Тодд» – 3 номинации, 1 «Оскар»

«Скафандр и бабочка»4 номинации

«Рататуй» – 5 номинаций, 1 «Оскар»

«Ультиматум Борна» – 3 номинации, 3 «Оскара»