Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Украинские художники всё лучше продаются на Западе

Украинские художники всё лучше продаются на Западе
Работы современных украинских художников всё чаще попадают на престижные западные аукционы. О буме говорить рано, но потенциальные звёзды среди наших уже есть
100

«Проходите, только осторожно – головой не ударьтесь, – приглашает на экскурсию по мастерской в просторном подвале на Печерске художник Олег Тистол. – У меня самая комфортабельная мастерская в Киеве, есть душ и туалет». Стоит даже посудомоечная машина. «Стоила 200 евро. Но когда Тистол моет посуду, это обходится дороже, ведь он тогда не рисует», – шутит художник. Аргумент достаточно серьёзный: картины Олега Тистола стоят недёшево – счёт идёт на десятки тысяч долларов.


Пальмы маслом. Полотно «Море» Олега Тистола с его фирменной пальмой будет выставлено на ближайших нью-йоркских торгах Phillips de Pury.

На февральских торгах дома Phillps de Pury & Co картина Тистола «Лампа» ушла за $26,225. На этом же аукционе, где выставлялись произведения Энди Уорхола, Дэмиэна Хёрста, Аниша Капура и других арт-звёзд, продались полотна украинцев Винни Реунова Broadcast Recycle за $16 тыс. и Анатолия Криволапа «Луна над рекой» за $48 415.

Приобретают украинцев за рубежом не только отечественные коллекционеры. «Симон де Пьюри (президент аукционного дома Phillips de Pury & Company. – Фокус) купил несколько моих работ в свою частную коллекцию, а также работы Николая Маценко, Василия Цаголова и Арсена Савадова. На аукцион он отбирает картины знакомых художников», – рассказывает Олег Тистол о законах арт-рынка.

Прорвались


По-богемному. Скульптурным головам на входе в мастерскую Олега Тистола можно тереть макушки, говорят, это приносит удачу.

Об интересе западной публики к украинскому контемпорари-арту активно заговорили в 2007 году, после продажи на Sotheby’s фотографии Арсена Савадова из серии «Донбасс-Шоколад» и снимка Бориса Михайлова из серии «У земли». Правда, оба художника тогда попали в категорию «Российское искусство». Похожая ситуация повторилась спустя полтора года, когда появилась информация о продаже полотна «Оно» Ильи Чичкана на торгах аукционного дома Phillps de Pury & Co. Картину на аукцион, впрочем, выставил её тогдашний владелец, поэтому сам автор на громкой продаже не заработал. Зато поднялись цены на остальные его произведения.

Новый виток в отношениях украинских художников с Западом произошёл в июне 2009 года, когда аукционный дом Sotheby’s отобрал 18 работ современных авторов и выставил их на торги в категории «Российское и украинское искусство». Из представленных лотов ушла половина на общую сумму 250 тыс. фунтов, и о вторых подобных торгах эксперты Sotheby’s пока молчат. Спустя три недели после торгов Sotheby’s ещё шесть украинских полотен были проданы на аукционе Phillps de Pury & Co.

В 2011 году после этого же аукциона участники украинского арт-рынка вновь заговорили о национальном прорыве. Дополнительный аргумент – предстоящие в конце весны торги Phillps de Pury в Нью-Йорке. «Вот эта картина туда поедет», – показывает Тистол уже аккуратно упакованное полотно с фирменной пальмой. Вместе с картиной Тистола в Нью-Йорк отправятся работы Реунова, Криволапа и Игоря Гусева.

На вопрос, изменилось ли отношение к украинскому искусству на Западе за последние годы, Олег Тистол рубит правду: «Я сейчас скажу страшную вещь. На Западе никогда не было отношения к украинскому искусству, оно там до сих пор не идентифицировано». Самому Тистолу, впрочем, это не мешает: его картины стали появляться в собраниях западных музеев ещё 20 лет назад. Как и работы ещё двух мастеров – Василия Цаголова и Арсена Савадова.

Наши там


Мастер цвета. Живописные пейзажи уже обеспечили Анатолию Криволапу статус классика в Украине, а теперь их оценили и зарубежные аукционные дома.

Одесситку Оксану Мась застать в Украине оказалось сложно. Из Одессы художница летит в Москву, где её знают даже больше, чем в Киеве, оттуда – в Венецию. Там Мась должна закончить работу над украинским павильоном – она будет представлять Украину на Венецианской биеннале-2011.

Молодым художникам, которые только собираются «рубить окна» в мир, Оксана советует чаще бывать на крупнейших мировых арт-выставках и «мыслить не украинскими масштабами, а планетарными». Она знает, о чём говорит: за многолетнюю карьеру Мась успела отметиться и в концептуальном контемпорари-арте, и в более понятном массовому зрителю салонном искусстве, граничащем с китчем. Результаты этой активности уже видны: художница востребована не только в России, но и на западном рынке. Её интересы в Швейцарии, к примеру, представляет известная галерея Barbarian Art.

Много работают, неплохо продаются и практически живут за рубежом Борис Михайлов (в Германии), Арсен Савадов (в США) и Роман Жук (в Голландии). Востребованными в Америке оказались работы Жанны Кадыровой и Владимира Кузнецова – этих художников представляет открывшаяся в прошлом году в Майами Black Square Gallery. И в США, и во Франции активно выставляются и продаются Виктор Сидоренко и Антон Соломуха.

«Со стороны западных коллекционеров наблюдается спрос на современных украинских авторов, – говорит галеристка Татьяна Миронова. – Но ажиотажем и стабильностью он пока не отличается. Однако есть прогресс». Уверенность галеристки поддерживают недавние продажи: в Майами, к примеру, MironovaGallery продала «Левитацию» Виктора Сидоренко коллекционерам Соломону и Элизабет Гальски за $30 тыс., а работу Оксаны Мась из серии «Нанятые видеть сны» стоимостью $25 тыс. приобрела семья американских продюсеров Киршнер. С 30 марта по 3 апреля галерея выставит стенд на «Арт-Монако», а уже в ближайшем будущем собирается активно сотрудничать с аукционным домом Christie’s.

Застолбить территорию

«Когда мы говорим о западном коллекционере, прежде всего речь идёт об инвесторе. А галереи консультируют этого инвестора и помогают ему формировать коллекцию», – рассказывает Анна Милашевич, недавно открывшая в США Black Square Gallery.

В Украине найти галерею, которая бы последовательно продвигала украинцев на Западе, сложно. В этом же направлении работает, например, PinchukArtCentre, но на некоммерческой основе. «Выход на международные аукционы был у некоторых львовских художников ещё 20 лет назад, – говорит художник Анатолий Криволап. – Но это всё носило эпизодический хаотичный характер. Всё решает массив, а массива не было».

Чтобы создать массив, нужны галереи и арт-дилеры, которые будут работать с каждым художником индивидуально. «Работать» – означает вкладывать в него деньги, например, печатать его работы в ведущих арт-изданиях, возить на ярмарки и биеннале. «Очень важно на Западе провести грамотно организованную персональную выставку, которая должна длиться как минимум месяц-полтора. Всё это выливается в большие инвестиции со стороны галереи, но иначе нельзя», – рассказывает Анна Милашевич. Её Black Squre Gallery в начале апреля готовит открытие персональной выставки Жанны Кадыровой, в сентябре покажет работы Владимира Кузнецова и параллельно начнёт сотрудничать с Алексеем Саем. «С украинскими художниками работать на первых порах убыточно, но мы на это идём, потому что видим потенциал», – объясняет свою позицию галеристка.

Не думает о быстрой прибыли и арт-дилер Игорь Абрамович. Он начинал с транспортировки произведений искусства, одновременно собирал свою первую коллекцию, сейчас представляет на Западе интересы Тистола, Реунова, Цаголова, Криволапа и ещё нескольких украинских художников. «Сегодня моя цель – сделать украинское искусство узнаваемым на мировом арт-рынке, - говорит Игорь. – Я знаю, что когда-нибудь заработаю на этом первый миллион. И картины наших художников будут стоить $200–300 тысяч». У него уже есть план: в мае – большие нью-йоркские торги Phillps de Pury & Co, в июне – участие в Sotheby’s, в следующем году – большая выставка украинского искусства в престижной Saatchi Gallery.

Юлия Куприна, Фокус

1
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.