Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Кадры решили всё. Каннский кинофестиваль раздаст пальмовые ветви

Кадры решили всё. Каннский кинофестиваль раздаст пальмовые ветви
Несмотря на гламурно-устричный имидж, Каннский фестиваль, который 22 мая назовёт победителей, уверенно держит руку на пульсе кинопроцесса
000

«Тарковский – это вдох!» – «Если Тарковский – вдох, то Сокуров – выдох».

Через приоткрытое окно гостиницы слышен диалог на повышенных тонах двух российских киноманов в Каннах в ночь после церемонии открытия.


На фестивале был представлен долгожданный голливудский мультфильм «Кот в сапогах». Кота озвучил Антонио Бандерас, а его подружку – Сальма Хайек

Если, вернувшись в отель, через несколько часов беспокойного сна вы проснётесь от подобных диалогов или нетрезвых «Подмосковных вечеров» за окном. Если круглосуточно вас не покидает мысль о том, что, пока вы смотрите это скучное кино (умываетесь, гуляете по набережной, берёте интервью, пишете репортаж), где-то рядом показывают шедевр. Если, ожидая кофе в ресторане на набережной (в меню обязательно имеется страница на ломаном русском – в ассортименте «салат сырцовых овощей» и «картофельное пюр»), вы видите за соседним столиком человека, похожего на нечёсаного Кустурицу – председателя жюри конкурса «Особый взгляд», а внимательно присмотревшись, понимаете, что это и есть нечёсаный Кустурица. Если непроизвольно начинаете понимать все языки одновременно и делить людей по цвету их карточки аккредитации (розовая – три раза «ку»), значит, вы на Каннском фестивале и жизнь удалась.

Классики и современники

В этом году официальным постером фестиваля стала фотография Фэй Данауэй, сделанная в 1970 году во время съёмок фильма «Загадка незаконнорождённого». Реставрированную картину показали на киносмотре, а сама Данауэй присутствовала на церемонии открытия, встреченная аплодисментами во Дворце фестивалей. Ещё более щедрой овацией встретили обладателя почётной «Золотой пальмовой ветви» Бернардо Бертолуччи – он получил награду из рук председателя жюри Роберта Де Ниро, когда-то снимавшегося у итальянца в киноэпопее «Двадцатый век». Классик в красных кроссовках выехал на сцену в инвалидной коляске и пообещал в ближайшее время начать работу над новым 3D-кинопроектом. По словам Бертолуччи, его на это подвигли «Аватар» Джеймса Кэмерона и показанная на последнем «Берлинале» трёхмерная картина Вима Вендерса «Пина» – о хореографе Пине Бауш.


Ключевые места в жюри главного конкурса Каннского фестиваля заняли американцы – режиссёр Роберт Де Ниро (слева) и актриса Ума Турман (вторая слева)

Тему киноклассики на церемонии открытия подхватил 14-минутный фильм изобретателя игрового кино Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». Реставрация фильма, возвращённого на экраны 109 лет спустя после премьеры, обошлась в рекордную для таких проектов сумму – более 400 тысяч евро. А завершился вечер привычным брюзжанием гениального зануды Вуди Аллена на тему «когда мы были молодыми». Его фильм «Полночь в Париже» – о голливудском сценаристе, который переносится в Париж 20-х, где общается с Хемингуэем и отбивает любовницу у Пикассо. «Я никогда не снимал выдающегося кино», – с неподражаемыми интонациями нью-йоркского еврея поведал Аллен журналистам.

Умное или доброе

Спешить к началу утренних показов (первый сеанс в 8.30) вместе с общительным итальянским кинокритиком Карло Чиано – то ещё удовольствие. 110-килограммовый Карло, не снижая темпа, успевает поинтересоваться впечатлениями от вчерашней программы, поделиться свежими сплетнями и ядовито пройтись по здешней публике. «Каннский фестиваль уникальный, он не для зрителей, – по-английски, но с итальянской скорострельностью негодует Карло. – Попасть на просмотры человеку с улицы невозможно, только по аккредитации. Зато известные бренды возят сюда постоянных клиентов – как бонус за лояльность. Что же удивляться реакции зрителей?».

Жёлчность итальянца объяснима – его возмутила реакция публики на фильм американского режиссёра Терренса Малика «Древо жизни» (в ролях Шон Пенн и Брэд Питт), герои которого в течение 138 минут ищут ответы на главные вопросы бытия – о рождении и смерти, Боге и вере, природе и космосе, покорности и бунте. Часть зрителей не выдержала накала «экранной симфонии» (как уже определили жанр картины критики), проводив фильм свистом и недовольным «бу-у-у». Лента Малика, скорее всего, не оставит равнодушными и членов жюри, поэтому в Каннах режиссёра ждёт либо полный триумф, либо абсолютный провал. Кстати, в пользу первого варианта говорят котировки букмекерских контор, по большей части отдающих «пальмовую ветвь» американцу.

Более дружелюбно публика воспринимала другое кино. Например, стилизованный под конец 20-х годов фильм «Артист» не слишком известного французского режиссёра Мишеля Азанавичюса – о звезде немого кино Джордже Валентайне, который становится лишним с появлением кино звукового. Из этого же ряда картина одного из каннских любимцев Аки Каурисмяки «Гавр», вызвавшая благодарную овацию зала. Фильм о чистильщике обуви, который заботится о сбежавшем от иммиграционных властей африканском мальчике, чтобы тот мог избежать депортации из Франции. «Мне всегда больше нравилась версия сказки, в которой Красная Шапочка съедает волка, а не наоборот», – объяснил самый французский режиссёр из всех финнов.

Гадание на яхтах


64-й кинофести­валь в Каннах открылся внеконкурсным показом фильма Вуди Аллена (третий слева) «Полночь в Париже»

«Скажи, сколько яхт пришвартовано в Каннском порту, недалеко от главного фестивального дворца, и я скажу, кто получит «Золотую пальмовую ветвь», – пижонит бывший киевлянин Дмитрий Болховской, шестой год живущий в курортном городке после того как женился на здешней девушке Сесиль. Наблюдение за фестивальными буднями позволило ему сделать вывод: в благополучные времена в Каннах чаще побеждают фильмы тяжёлые и социальные, в кризисные или посткризисные – всё наоборот. Сегодня в порту яхт вроде хватает, и номера в самых статусных местных гостиницах – Majestic, Martinez и Carlton – на фестивальные дни были забронированы ещё в марте. Но Дмитрий убеждён, что главные призы пройдут мимо «апокалипсических» режиссёров вроде Ларса фон Триера. С этим соглашаются и профессионалы, убеждённые, что на смену киноэпатажу и провокации приходит старое доброе кино о вечных ценностях.

«В конкурсе пока не было кровищи, которая обильно лилась в прошлом году. Никто не вкручивал коленчатые валы в причинные места, как в освистанном два года назад «Антихристе» (фильм Ларса фон Триера. – Фокус). И непривычно много позитива», – убеждён российский кинокритик Валерий Кичин.

Кстати, фильм закрытия организаторы подобрали «в десятку» – это внеконкурсная музыкальная комедия Кристофа Оноре «Любимые». Легче некуда.

КИНО И ЦИФРЫ

19 картин борются за главный приз – «Золотую пальмовую ветвь»

1715 фильмов просмотрели отборочные комиссии фестиваля

33 страны представлены в различных программах

36 часов и 15 минут – общая продолжительность конкурсных лент

10 тыс. бутылок шампанского выпивают гости отеля «Мартинес» за время фестиваля

4 тыс. журналистов присутствуют на кинофоруме

$50 тыс. – стоимость пентхауса в отеле «Мартинес» во время фестиваля

20 млн. евро – бюджет нынешнего фестиваля


КАННСКИЕ ЛЮБИМЦЫ
Отборщики фестиваля постоянны в своих симпатиях. Фильмы режиссёров из «каннской обоймы» украсили программу и на этот раз

«Мальчик  с велосипедом» – главный конкурс
Режиссёры: Люк Дарденн и Жан-Пьер Дарденн
Награды: «Золотая пальмовая ветвь» – «Розетта», 1999; «Дитя», 2005

Виртуозно рассказанная братьями-бельгийцами история 11-летнего Сирила, одержимого идеей вернуть отца, когда-то сдавшего его в приют. В действие вовлекается одинокая парикмахерша Саманта, забирающая мальчика к себе на выходные. Сюжет разворачивается под закадровую музыку Бетховена.

«У нас есть Папа» – главный конкурс
Режиссёр: Нанни Моретти
Награды: «Золотая пальмовая ветвь» - «Комната сына», 2001; Приз за лучшую режиссуру – «Дорогой дневник», 1994

Свежеизбранный Папа Римский (Мишель Пикколи) оказывается не готов взвалить на себя ответственность за грехи мира и вместо того, чтобы благословить толпу перед собором Святого Петра, сбегает в Рим общаться с народом. В роли психоаналитика, призванного вразумить понтифика, снялся сам режиссёр.

«Меланхолия» – главный конкурс
Режиссёр: Ларс фон Триер
Награды: «Золотая пальмовая ветвь» – «Танцующая в темноте», 2000; Гран-при –
«Рассекая волны», 1996

Великий и ужасный датчанин продолжает пугать зрителя апокалипсисом, определяя свой новый фильм как «красивое кино о конце света». Незадолго до того как Земля погибнет, недавно сыгравшая свадьбу Жюстин впадает в глубокую меланхолию. Из «Антихриста» в «Меланхолию» перекочевала Шарлотта Генсбур.

«Кожа, в которой я живу» – главный конкурс
Режиссёр: Педро Альмодовар
Награды: приз за лучшую режиссуру – «Всё о моей матери», 1999

Антонио Бандерас в роли пластического хирурга Ледгара, ставшего на тропу мести насильнику его дочери. Несчастному приходится стать «подопытным кроликом» в экспериментах по созданию искусственной кожи, которая стала делом жизни Ледгара после того, как его жена погибает от ожогов, полученных в автомобильной аварии.

«Не сдавайся»
– программа «Особый взгляд»
Режиссёр: Гас Ван Сент
Награды: приз за лучшую режиссуру – «Слон», 2003; специальный приз жюри – «Параноид-парк», 2007

У жизнелюбивой девушки Аннабель (Миа Васиковска) рак мозга. Юноша Энох (Хенри Хоппер – сын Денниса Хоппера) после гибели родителей в автокатастрофе и до встречи с Аннабель может думать только о смерти. Их лучший друг – призрак лётчика-камикадзе, погибшего во время Второй мировой войны. Вопреки всему этому, фильм получился светлым и лиричным.

Мария Терещенко, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.