Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Дисней-арт. Венецианская биеннале превратилась в парк развлечений

Дисней-арт. Венецианская биеннале превратилась в парк развлечений
На 54-й Венецианской биеннале художники из 89 стран показали, что современное искусство всё больше напоминает парк развлечений для взрослых
000

«К чёрту искусство!» – призывала надпись на футболке одной из посетительниц 54-й Венецианской биеннале, проходящей в этом году с 31 мая по 27 ноября. «Сегодня любое дерьмо может быть искусством», – было написано на крышке от унитаза, которую целый день носил на шее другой посетитель выставки. Такие заявления сегодня выглядят скорее забавными шутками, чем радикальными провокациями. Длинные очереди в некоторые национальные павильоны доказывали, что даже желающие послать современное искусство к чёрту предпочитают сначала его увидеть.


Свечи горели. Подожжённый восковый зритель и восковый арт-объект швейцарца Урса Фишера сгорят полностью за время выставки.

Интерес к самому авторитетному арт-событию в мире растёт так же стабильно, как и усиливается его критика. Главная претензия к директору Венецианской биеннале – 2011 Биче Каригер звучала так: слишком много политики, слишком мало экспериментов. Для центрального проекта биеннале – огромной выставки под названием ILLUMInation («Освещение») – были собраны экспонаты, в которых действительно нет ничего новаторского. Большая часть работ напоминает хендмейд-поделки, иногда интерактивные, как в зале, где зрителям предлагалось слепить что-нибудь из красного пластилина и приклеить своё творение на стену.

Искусство плюс политика

На лежащий гусеницами вверх танк взбирается атлетичного вида мужчина в спортивных трусах, нажимает на кнопку, гусеницы начинают с грохотом вращаться, а мужчина – бежать. К танку прилажена беговая дорожка, а всё это вместе называется «Трасса и поле» и является частью экспозиции американского павильона. Публика здесь собиралась самая звёздная – посмотреть на новое в актуальном искусстве приезжали Наоми Кэмпбелл, Леонардо ДиКаприо, Элтон Джон, Кортни Лав.


Памятник ему. Главный приз биеннале – «Золотого льва» получил немецкий павильон. В нём разместилась ретроспективная выставка Кристофа Шлингензифа, не дожившего до выставки.

«Сегодня искусство непременно должно быть политизированным», – объяснили Фокусу посетители-американцы, зашедшие в павильон США из патриотизма. Правда, работы американо-кубинского дуэта Дженнифер Аллора и Гильермо Касадильи им не пришлись по душе. Деревянные копии самолётных кресел и упражняющиеся на них гимнасты вызывали у зрителей недоумение.

Зато международное жюри в этом году решило от политики отойти. Главным претендентом на «Золотого льва» до последнего считалась Япония. Ходили слухи, что японский павильон на этот раз останется пустым – в связи с недавними событиями в стране. Однако художница Табаимо всё же представила сюрреалистический проект «Телеко-суп». Работа совмещает стилистику мультфильмов манга и традиционной японской пейзажной живописи.

Жюри же предпочло немецкий павильон. Тут в стилизованном под церковь помещении разместилась ретроспективная выставка Кристофа Шлингенсифа. Экспозиция называется «Церковь страха против Чужого внутри»: художник увековечил в арт-проекте (видео, скульптура, живопись, фото и музыка) свою борьбу с раком лёгких, от которого умер в августе прошлого года.

Всюду арт


Из того, что было. Томас Хиршхорн для швейцарского павильона сделал проект из всего, что попало ему под руку. Экспозиция «Кристалл сопротивления» символизирует борьбу искусства с дурными привычками современного общества.

Центром биеннале традиционно становятся сады Джардини – там разместились почти три десятка национальных павильонов. Впрочем, искусства хватает и на улицах города. По дороге из Джардини к Арсеналу, где расположена часть выставки ILLUMInation, человек в чёрной одежде изображает дерево. Ещё один арт-энтузиаст, обёрнутый в мусорные пакеты, неторопливо перемещается с одной скамьи на другую. В выходящих на Гранд-канал окнах старинных палаццо висят рекламные баннеры выставок из параллельной программы. Российский «Эрмитаж» привёз работы Дмитрия Пригова, американский музей Гуггенхайма традиционно представил коллекцию Пегги Гуггенхайм, итальянка Миуччиа Прада с супругом также показывает в Венеции часть своего собрания.

Украинских вечеринок в этом году было две: в официальном украинском павильоне, расположенном в церкви Сан-Фантин, и в палаццо Паподополи. Его каждый раз арендует PinchukArtCentre, и в этом году там представлены работы финалистов международной премии для молодых художников Future Generation Art Prize. Главной звездой выставки от PinchukArtCentre стал американец Рубен Очоа. Одну из его работ – огромную каменную глыбу – прямо во время официальной презентации купил Элтон Джон.

«Церковь на церкви стоит и церковью погоняет», – иронизировали зрители, собравшиеся возле украинского павильона. В нём одесситка Оксана Мась создала из разноцветных писанок копию Гентского алтаря – католической святыни, созданной в XV веке. На деревянных яйцах люди со всего мира изобразили свои грехи, желания, зависимости и комплексы – всё, от чего хотелось бы избавиться, объяснила художница.

Кстати, очередей из водных такси, которые обычно сопровождают самые интересные вечеринки, наши художники не собрали. Зато ходили слухи, что в конце вечера в украинском павильоне музыканты устроили драку. А главным отечественным арт-аттракционом стали три панно всё из тех же деревянных яиц, которые не поместились в павильон и стояли особняком на площади Сан Стае.

Нужно видеть

Фокус посетил несколько десятков национальных павильонов и выбрал самые интересные

«Я, самозванец», Майк Нельсон (Великобритания)
Художник Майк Нельсон построил лабиринт из маленьких комнат с низкими потолками и многочисленными лесенками. На входе посетителям объясняют, что «нужно искать середину», но на самом деле нужно было не поддаваться приступам клаустрофобии и искать выход.
«6000 кубических метров ароматизированного воздуха», Юань Гун (Китай)
«Нет ничего красивее простоты», – уверен художник Юань Гун. Поэтому его проект выполнен в духе буддийского минимализма – из белых горшочков, наполненных маслом сандалового дерева, и искусственного тумана.
«Любовь прошла, но шрам вылечит», Ли Юнбаэк (Корея)
Четыре видеоработы «Разбивающиеся зеркала» и серия фотографий, на которых солдаты спрятаны среди ярко-розовых цветов – самые, пожалуй, запоминающиеся в длинном списке антивоенных произведений на биеннале.
«Шанс», Кристиан Болтански (Франция)
В одной комнате установлен счётчик, показывающий количество родившихся в мире в эту минуту, счётчик в другой показывает число умерших. В третьей зритель нажатием кнопки выбирает случайную фотографию здорового или больного новорождённого. 
«Раненная вода» (Ирак)
Шестеро иракских художников представили работы на тему войны и революций на Ближнем Востоке. К примеру, в серии фотографий «Потребление войны» офисные сотрудники дерутся на заимствованных из фильма «Звёздные войны» световых мечах.

 Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.