Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса

Искусство быть другим. Арт-терапия позитивно влияет на пациентов

Искусство быть другим. Арт-терапия позитивно влияет на пациентов
Театр вместо запертой палаты, живопись вместо уколов, танцы вместо таблеток. Как арт-терапия влияет на людей, которых называют обидным словом «ненормальные»
2000

«Это безумие!», «Да ты сума сошёл!», «Даун!», «Псих!» – мы настолько часто используем подобные обороты в повседневной жизни, что они утратили свой буквальный смысл. Когда же мы сталкиваемся с людьми, которых обыватели называют «сумасшедшими», с теми, у кого очевидны отклонения от некой нормы, то чувствуем растерянность и страх.

Сегодня людям в белых халатах помогают художники и специалисты с театральным образованием, а тандем медицины и искусства даёт впечатляющие результаты. Посмотреть на них, а также задуматься о соотношении понятий «диагноз» и «норма» можно было на недавно прошедшем в Киеве Первом международном фестивале альтернативного искусства и арт-терапии «АРТельнатива».

На сцену 


Анализируй это. Режиссёр Сергей Эненберг (на фото справа) убеждён, что театр – лучшая терапия для пациентов «павловки», позволяющая им раскрыться

Территория киевской городской психоневрологической больницы имени Павлова, в народе прозванной «павловкой», напоминает санаторий – кругом зелень, светлые корпуса больничных зданий. Тишину нарушает лишь пение птиц и едва слышный гул дороги. Рядом со зданием нет прогуливающихся пациентов, которых можно было бы узнать по тренировочным штанам или изношенным халатам. Картину портят лишь решётки на окнах и запертые двери.

Просторный зал на несколько сотен зрителей, дощатая сцена, чёрные кулисы. Ко мне подходит высокий мужчина. Глядя на седобородого собеседника, я сперва думаю, что это помощник режиссёра или работник сцены, настолько внушительным и серьёзным он кажется. Однако после того как он заводит со мной разговор, я понимаю, что передо мной пациент. Его движения резки и порывисты, а речь спотыкается – будто слова не поспевают за мыслью.

Виктор Борисович – бывший лётчик-«афганец». Вернувшись с войны, он, следуя примеру друзей, решил заняться бизнесом. Однако дела пошли неважно. После этого начались проблемы в семье. На фоне этих событий после выхода на пенсию у Виктора случился кризис – так он попал в психоневрологическую больницу. И вот уже 18 лет мужчина кочует из одного отделения в другое. 


Другой человек. Пациент киевской психоневрологической больницы Виктор Борисович, живущий там 18 лет, играет волшебника Просперо из шекспировской «Бури»

Виктор ловит каждое слово, заглядывает в глаза, прикасается к моему плечу, беспокоясь о том, достаточно ли внимательно я его слушаю.

«У меня очень часто берут интервью, вот на прошлой неделе приезжали с телевидения» - Виктор явно гордится популярностью того дела, к которому причастен.

Безо всякого перехода Виктор Борисович принимается за обстоятельный рассказ о рок-музыке, поскольку это одно из главных его увлечений.

«Виктор Борисович! Почему вы ещё не в костюме? На сцену!» – в зале появляется режиссёр театра-клуба «Будьмо», действующего при больнице, Сергей Эненберг. В его постановке «Бури» Шекспира монументальный Виктор играет роль волшебника Просперо.

Театр при больнице появился три года назад по инициативе главврача Вячеслава Мишиева.

«Их здесь держат в четырёх стенах, за закрытыми дверями. Большую часть времени пациенты находятся под действием тяжёлых лекарств. У лекарств часто много побочных эффектов, которые действуют разрушительно. А театр – это возможность терапии игрой, радостью, это возможность социализации, полноценного общения – подлинное лечение души», - говорит Эненберг. 


Маска как спасение. Руководитель театра «Паростки» Виталий Любота считает, что его подопечным, людям с синдромом Дауна и ДЦП, игра помогает справляться с проблемами в реальной жизни

Одна из главных ролей в постановке – у юного и стеснительного Данилы. На его сутулой худой фигуре пышный чёрный костюм, и берет с пером кажутся чужими. Он будто бы стесняется их, удивляясь, что попал на сцену, в мир сказки. Дополняет это впечатление и то, что он сам будто бы стесняется себя – Данила всё время бросает взгляды на режиссёра, ища одобрения и поддержки.

Движения Данилы мягки и неуверенны. Он очень осторожно передвигается, придерживая постоянно сползающий пояс со шпагой. Сцену, в которой персонаж молодого человека, Фердинанд, встречает свою любовь, Данила играет проникновенно.

Его партнёрша – Рина, которая играет Миранду – дочь волшебника Просперо - сочетает в манере работы на сцене эмоциональность и умение держать паузу. В её глазах – иногда грустных – иногда удивлённо растерянных – бывает, появляется улыбка и тогда проявляется всё обаяние актрисы.

Не расстраиваться

Фестиваль «АРТельнатива», инициированный больницей имени Павлова, состоялся впервые. В нём приняли участие люди с психическими расстройствами, умственной отсталостью и генетическими отклонениями. Главная идея – показать, что они, по сути и в главном мало чем отличаются от людей в так называемой норме. 


Скованные одной сценой. Для многих актёров театра «Паростки» сцена – место, где они могут высказаться, не используя при этом слова

Обычный детский сад в столичном спальном районе. Здесь разместилась общественная организация «Союз матерей «Солнечный луч», объединяющая семьи с детьми, у которых генетические или психические отклонения. Здесь же работает театр-студия «Паростки». Для студийцев с синдромом Дауна, ДЦП этот театр – единственное место, где они не чувствуют себя пациентами. «Пациент – это больной человек. А они не больны», – уверен руководитель театра Виталий Любота. Когда-то он пришёл в «Солнечный луч», рассчитывая поработать месяц. С тех пор прошло десять лет.

«Театр – это для них модель общества. Студийцы могут в этом игровом пространстве проигрывать разные жизненные ситуации. И если они столкнутся с ними на деле, то уже будут готовы к их решению. И это самое важное. Хотим мы этого или нет, но эти люди когда-нибудь должны начать жить самостоятельно», – объясняет Виталий.

  «Ребятки! Золотые мои! Знакомьтесь», – представляет меня режиссёр. Его подопечные, сидевшие на диванчиках, с любопытством окружают меня. Улыбаются и косятся на диктофон. Непропорциональные фигуры, глаза, смотрящие куда-то мимо собеседника, при этом совершенно светлые и детские лица. Невысокий и коренастый 26-летний Вадим серьёзно и обстоятельно перечисляет мне, чем он занимается в «Паростках». Слова даются ему со значительным усилием, но он не теряет самообладания. «Я помогаю режиссёру ставить спектакли. Занимаюсь сценариями, помогаю с костюмами. А ещё я ставлю танцы. И сейчас делаю собственный спектакль с нашими актёрами», – с нескрываемой гордостью говорит Вадим. 

31-летняя Аня, у которой синдром Дауна, попала в «Паростки» пять лет назад и ни секунды не жалеет о том, что поддалась на уговоры подруги, которая привела её сюда. Она – одна из немногих в коллективе, кто может легко и связно излагать свои мысли.

«До того, как пришла сюда, я была совершенно другим человеком. Мало выходила на улицу, почти всё время сидела дома. Если бы не театр, не знаю, где и кем бы я сейчас была», – рассказывает Аня.

По её словам, работа в студии творит чудеса. Некоторые из её коллег стали лучше говорить, человек, который с трудом держал в руках ложку, сейчас танцует и поёт. «А ведь они, ребята, которые плохо разговаривают, – тоже люди, такие же, как и мы, они живые», – с болью говорит актриса.

Несмотря на то, что у неё есть родители и брат, девушка чувствовала себя одинокой, боялась окружающих и их неадекватной реакции. Теперь же она, по собственному признанию, стала уверенной в себе и своих силах. В её словах слышится неподдельная гордость – Аня рассказывает о том, как с театром они ездят на гастроли по всей Украине. Она перестала обращать внимание на насмешки и косые взгляды на улицах. «Мне жаль их, этих людей на улицах, которые смеются над нами. Они тратят свои жизни непонятно на что. И я бы очень хотела помочь им, но не знаю как», – вздыхает актриса.

Ирина Навольнева, Фокус 

20
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

https://www.dobovo.com/ru/
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.