Антиквариат в рамках спроса

Обзаведясь элитной недвижимостью и роскошным автопарком, отечественные миллионеры переключились на антиквариат и произведения искусства. Новое увлечение позволяет им  не только приобщиться к прекрасному, но и сделать неплохие инвестиции

Related video

Похвастаться наиболее выгодными вложениями могут коллекционеры, начавшие собирать антикварные картины отечественных художников еще 5–10 лет назад. Рост цен впечатляет. Если в середине 90-х полотна мастеров 1950–1970 гг. Николая Глущенко или Сергея Шишко можно было приобрести за $1–5 тыс., то сегодня счет идет на десятки, а то и сотни тысяч долларов. Причем, несмотря на высокие цены, спрос на работы этих художников не падает.

Востребованы также современники Глущенко и Шишко – Адальберт Эрдели и Татьяна Яблонская. Популярны и мастера более раннего периода: Александр Мурашко, Николай Пимоненко, Сергей Васильковский, Сергей Светославский, однако найти их произведения гораздо сложнее. Самая свежая тенденция – представители закарпатской школы Андрей Коцка, Иван Труш, Федор Манайло, Иосиф Бокшай, Антон Кашшай. Их работ на рынке все еще много, но они стремительно дорожают.

Самыми же дорогими отечественными художниками считаются представители авангарда начала ХХ века Виктор Пальмов, Василий Ермилов и Александр Богомазов. Их полотна хорошо продаются и на зарубежных аукционах. Также большим спросом пользуются работы украинского скульптора Александра Архипенко, прожившего большую часть жизни в эмиграции. Цены на его произведения достигают $300–500 тыс. Но и на Западе активнее всего работы украинцев покупают их соотечественники или ближайшие соседи.

В Украине старинное искусство вообще стоит в три-четыре раза дороже, чем в Европе. Но при этом оценить объем отечественного антикварного рынка никто из его игроков точно не берется. "Примерно 200–300 миллионов долларов", – называет возможную цифру Александр Брей, основатель салона "Антик-Центр". Однако все подсчеты в области антиквариата приблизительны, поскольку никто из продавцов старины не афиширует свои самые удачные сделки, да и их покупатели предпочитают особо не светиться. "Нельзя оценить то, чего нет легально. А у нас, к сожалению, антикварный рынок на 99% находится в подполье", – категоричен совладелец галереи "Эстамп" Виктор Федчишин.

Основная причина – несовершенство законодательства. К примеру, при ввозе предмета старины в Украину коллекционер вынужден отдать половину его стоимости в качестве НДС и пошлинного сбора. Тем не менее даже такая неблагоприятная система не останавливает многих отечественных миллионеров. А в скором будущем, уверены антиквары, ситуация изменится к лучшему.

Александр Брей

Основатель антикварного салона и аукционного дома «Антик-Центр», эксперт
«Вся моя сознательная жизнь связана с искусством», – признаётся основатель одного из старейших украинских антикварных салонов «Антик-Центр» Александр Брей. В 1974 году 20-летнего Александра в мир собирателей старинного искусства ввёл дядя, коллекционер ещё советской закалки. «У него дома собирались другие коллекционеры, поэты и писатели. Войдя в этот круг, я полюбил искусство. До этого я был и фарцовщиком, и кем ещё только не был, а это увлечение меня спасло», – откровенничает один из самых опытных отечественных антикваров.

Увлечение сначала просто позволяло заполнить свободное время и завести интересные знакомства. Инженер по первому образованию, г-н Брей параллельно с основной деятельностью собрал неплохую коллекцию живописи Серебряного века – от мастеров «Мира искусства» до художников объединения «Бубновый валет».

Потом хобби превратилось в работу. «Я стал организовывать выставки, сотрудничал с музеями, в том числе с Музеем истории Киева, объездил весь Союз и познакомился со многими собирателями», – рассказывает антиквар.

В настоящий бизнес любимое дело превратилось в 1991 году, одновременно с провозглашением независимости Украины. В 93-м в «Антик-Центре» состоялся первый в Киеве аукцион. «Это был фурор. Собрались старые коллекционеры, искусствоведы, первые бизнесмены», – описывает мероприятие его инициатор, к тому времени получивший ещё и искусствоведческое образование.

Сегодня «Антик-Центр» – это аукционный дом, выставочный центр и салон. «У нас есть антикварный магазин, где продаётся мебель, бронза, фарфор, есть отдельный магазин советской живописи, а в выставочном зале проходят выставки и аукционы», – обрисовывает широкую специализацию своего предприятия г-н Брей.

И в будущем сужать рамки антиквар не планирует. Ведь интерес к старинному искусству среди отечественных коллекционеров постоянно растёт, а качественных, породистых, как называет их г-н Брей, предметов становится всё меньше. Доверять же собиратели могут лишь авторитетам на этом рынке, и «Антик-Центр» – один из них.

«Все лучшие работы в частных коллекциях – из моего салона, – убеждён антиквар, не менее уверенно заявляя: – Все, кто работает на этом рынке, – или мои ученики, или как-то со мной связаны. И все, кто пришёл после меня, – хуже. Я по-прежнему работаю лучше всех».
Виктор Федчишин

Совладелец галереи «Эстамп», эксперт и лицетатор (ведущий) аукционного дома «Корнерс»


Архитектору по образованию Виктору Федчишину увлечение старинной живописью и антиквариатом досталось по наследству от родителей. «С детства, находясь в окружении красивых вещей, начал интересоваться», – говорит он.

Интерес 34-летнего галериста и аукциониста приносит неплохие дивиденды. Относительно молодая галерея «Эстамп» (основана в 2002 г.) и ещё более молодой аукционный дом «Корнерс» (действует с 2006 г.) уже успели завоевать авторитет среди коллекционеров, неравнодушных к классической украинской и российской живописи XIX–XX веков.

Главным секретом своего успеха Виктор Федчишин считает любовь к искусству. «Бизнес без любви к своему делу невозможен», – категорически утверждает он. Просто хорошо продавать недостаточно. «Нужно интересоваться, изучать книги, ходить в музеи, – говорит г-н Федчишин. – Чем, между прочим, многие пренебрегают, а потом удивляются, почему у них ничего не получается. На мой вопрос: «Когда вы в последний раз были в музее?» отвечают: «А зачем мне туда ходить? Там же ничего не продаётся».
Сергей Табалов

Арт-дилер, директор галереи «Арткапитал»


Галерея «Арткапитал» существует всего год, а её директор – самый молодой на отечественном антикварном рынке. И практически единственный с профильной подготовкой: 22-летний галерист окончил факультет искусствоведения в британском Университете Эссекса и отучился в Институте искусств при Sotheby’s по специальности «теория и практика арт-дилерства».

Ныне г-н Табалов – снова первокурсник, на этот раз Кировоградского педагогического университета. «Изучаю специальность учителя рисования младших классов. Это полезное образование для искусствоведа: нужно понимать структуру работы, использование красок, все нюансы», – объясняет он свой выбор.

При таком системном подходе, конечно, не обошлось без родительского влияния. Отец Сергея Александр Табалов – владелец корпорации «Формула смаку» и коллекционер антиквариата с многолетним стажем. Именно он организовал «Арткапитал», специализирующийся на русской и украинской живописи и декоративно-прикладном искусстве XIX–XХ вв.

Теперь при галерее строится аукционный дом. «Там будут представлены разные сегменты искусства, планируется отдел логистики. Всё как в лучших домах Парижа и Лондона», – описывает Табалов-младший амбициозный семейный проект.
Фёдор Зернецкий

Основатель и владелец антикварного салона и аукцион­ного дома «Эпоха»


Основанная в 1993 году антикварная фирма «Эпоха» возникла не на пустом месте. Базой для салона, а затем и аукционного дома стала реставрационная мастерская. Идея заняться старинной мебелью, ставшей главным коньком «Эпохи», также появилась не из воздуха. «У меня семья потомственных архитекторов, а антиквариат – это и есть архитектура: мебель, аксессуары, люстры – раньше это всё создавали архитекторы, это только сейчас появилось слово «дизайн»», – объясняет свою позицию владелец «Эпохи» Фёдор Зернецкий.

«Сегодня «Эпоха» – монополист на рынке старинной мебели», – уверяет г-н Зернецкий. Его фирма не только реставрирует и продаёт антикварные предметы интерьера, но и строит дома, обставляет их мебелью, специально изготовленной по старинным образцам. Последнее достижение фирмы – проект реставрации Митрополичьего дома на территории Софийского собора. «Это первый в истории Украины проект, где в отреставрированной музейной обстановке будут использованы аутентичные антикварные вещи», – с гордостью рассказывает г-н Зернецкий о том, над чем сейчас работает.

Достижения антикварной фирмы признают и коллеги Зернецкого. «Один уважаемый человек оценил меня и мой бизнес в $50 млн., – без лишней скромности делится антиквар. – Я спросил: «Почему»? И он мне ответил: «Я оценил твои мозги, твою позицию на рынке и бренд».
Леонид Комский

Основатель антикварного салона и аукциона «Дукат»


Леонид Комский – основатель одного из самых авторитетных антикварных салонов Киева. Антикварным бизнесом он занялся в середине 1990-х, а до этого работал в музыкальной школе и в издательском деле. «Мы издавали книги по философии, культурологии, искусствоведению, так что к искусству перешёл легко и органично», – рассказывает г-н Комский о смене деятельности.

Впрочем, говорить о радикальной смене профиля не приходится, ведь антиквариат долгое время был увлечением г-на Комского. «Первый толчок дал отец. Он собирал монеты, был крупнейшим в стране специалистом-нумизматом. А я сначала интересовался часами, потом иконами», – говорит коллекционер и антиквар. Его салон «Дукат» сегодня специализируется именно на иконах, а также на старинной украинской живописи.

Свою работу г-н Комский до сих пор называет увлечением. «Антиквариат даёт невероятные положительные эмоции, но коллекционирование – это наркотик, неизлечимая болезнь», – предостерегает он. Да и для того, чтобы достичь успеха в сфере старинного искусства, нужно быть фанатом своего дела. «У меня так бывает: просыпаешься, скажем, в воскресенье с мыслью: «Ага! Я понял, что это за ваза!» – и быстрее бежишь на работу», – приоткрывает дверь своей профессиональной кухни антиквар.
50 самых влиятельных людей роскошной Украины