Выбери меня. "Своднические" телепроекты бьют рекорды популярности

"Своднические" телешоу бьют рекорды популярности – в новом сезоне зрителей ждет шквал проектов, в которых любовь превращается в кастинг

Related video

"Знаете, скольких седых волос и годов жизни стоил мне этот проект? Злейшему врагу не пожелаешь пережитых там эмоций и событий. После этого шоу я не люблю розы и шампанское – его главные атрибуты", – рассказывает Фокусу главная телезвезда нынешнего года Максим Чмерковский. 31-летний американский танцор родом из Одессы принял участие в шоу "Холостяк", недавно завершившемся на канале СТБ. Финальный эпизод программы посмотрели 13,5 млн. украинцев, а страсти и обсуждения не стихают до сих пор. "Почему он выбрал Сашу, а не Яну?" – этот вопрос украинских телезрителей волнует, похоже, гораздо больше, чем повышение цен на продукты.

Сегодня формат телешоу, участники которого устраивают из своей личной жизни аттракцион, собирает у экранов миллионы зрителей и побуждает тысячи молодых людей обращаться на телевидение в поисках счастья.

Счастье на виду

"Меня долго уговаривали, приезжали, общались по скайпу, телефону, и только после личной встречи я дал согласие. Если бы я на самом деле не хотел найти ту единственную, то не стал бы ввязываться в эту историю", – говорит Чмерковский, которому в качестве главного героя шоу "Холостяк" нужно было выбрать одну из 25 девушек. В результате молодой человек решил, что несмотря на обилие предложений он больше никогда не примет участия в подобных шоу.

Проекты, с помощью которых молодые люди пытаются найти свою вторую половину, появляются на украинском телевидении как грибы после дождя. "10% тех, кто приходит в такие шоу, просто хотят в телевизор. Остальные делают это от отчаяния", – утверждает Алла Липовецкая, продюсер нового проекта "Кто хочет замуж за моего сына", который выйдет в новом сезоне на телеканале "Украина". – Оказывается, даже у молодых ребят проблемы со знакомствами. Мы получили кучу анкет парней 22–23 лет, и это стало для нас откровением. Если ты студент и живешь в общежитии, то шансов встречаться с девушкой, которая тебе нравится, практически нет. Девушки хотят взрослого, сложившегося мужчину, который подарит красивые вещи, отвезет на курорт". По словам Липовецкой, впечатляет и разница в количестве кандидатов на участие в телепроекте – на одного молодого человека приходится восемь девушек. Телепродюсера совершенно не смущает тот факт, что подобные шоу сродни ярмаркам невест и женихов. "В этом есть нечто, что ранит самолюбие, но в этом и жестокая правда жизни. За хорошего, умного, самостоятельного и обеспеченного мужчину очень многие женщины готовы побороться", – считает Липовецкая.

Похоже, что люди, стремящиеся на телевидение в поисках счастья, думают так же: всего за неделю на кастинги шоу "Кто хочет замуж за моего сына" приехали 86 девушек. Чтобы выйти замуж, они готовы на протяжении нескольких недель отчаянно сражаться за внимание холостяка и его мамы под прицелом телеобъективов. Мужчин же на участие в проекте, как отмечает Липовецкая, толкают три основные причины. Во-первых, желание мамы, которая мечтает, чтобы ее сын наконец остепенился и женился. Во-вторых, стремление отомстить отвергнувшей его женщине и на ее глазах найти себе другую. Третья причина – потешить собственное самолюбие. "Ну где еще найти девушек, которые ринутся к тебе толпой? А тут они сами к тебе придут, построятся, все расскажут и покажут. И напрягаться не надо", – иронизирует Липовецкая.

Участница шоу "Голая правда" Ирина Коршунова, вспоминая о съемках, смеется. Суть шоу в том, что главная героиня должна выбрать одного из пяти участников. Претенденты на внимание предстают перед девушкой в одних трусах. Героиня должна выбрать одного из них, прослушивая аудиозаписи, сделанные кандидатами, просматривая видео, снятое в их квартирах. "Я поняла, что все, связанное с личной жизнью, лучше не афишировать и в таких шоу участвовать не стоит", – говорит 22-летняя модель. – Это интересный опыт, но любовь нельзя срежиссировать". По словам девушки, подобные проекты нужно воспринимать как развлечение и просто возможность познакомиться с новыми интересными людьми.

Этой осенью украинских зрителей ожидает еще одно шоу, в котором женщины будут демонстрировать свое очарование и способности ради внимания мужчины. В передаче "Фермер ищет жену", для которой сейчас проходит отбор участников, украинские фермеры будут выбирать себе идеальную супругу. "За две недели кастинга мы нашли огромное количество мужчин в возрасте от 19 до 60 лет, которые живут в сельской местности и занимаются сельским хозяйством", – рассказывает руководитель проекта Елена Романенко. Она уверена в том, что у этих мужчин практически нет шансов обзавестись достойной спутницей жизни самостоятельно. Впрочем, Романенко не дает никаких гарантий того, что страдающие от одиночества украинские фермеры в результате участия в шоу обретут наконец жену. Зато уверяет, что Farmer Wants a Wife, британский формат, по которому делают украинское шоу, идет в Великобритании с 2001 года и не теряет популярности.

Любовь к подсматриванию

По словам кандидата философских наук психолога Марины Препотенской, шоу с любовным подтекстом имеют свои плюсы и минусы. "Плюсы – возможность удовлетворить любопытство, природную тягу каждого нормального человека к "подглядыванию в замочную скважину", а также понаблюдать за моделями чужой жизни, что позволяет учиться на чужих ошибках, быть осмотрительнее. Минусы – превращение любопытства в болезненную зависимость от зрелища, подмена собственной жизни переживанием чужих, иногда совершенно фальшивых отношений", – объясняет психолог.

Согласно результатам исследований западных "своднических" телепроектов, всего в 2% случаев участие в подобного рода шоу приводит к желанному результату – свадьбе или отношениям. Однако суровые цифры не останавливают поток желающих налаживать личную жизнь под прицелом телекамер.

Самые популярные "своднические" шоу на украинском ТВ

"Холостяк"
Телеканал: СТБ

Оригинальный формат: The Bachelor (США)
Доля аудитории*: 29,99% (май 2011 г.)

Главный герой шоу – молодой, симпатичный и материально обеспеченный мужчина, который на протяжении проекта ищет женщину своей мечты. Претендентки на руку и сердце холостяка – 25 женщин, одна из которых в итоге должна стать его невестой

"Давай поженимся"
Телеканал: СТБ

Оригинальный формат: "Давай поженимся" (Россия)
Доля аудитории: 21,09% (май 2010 г.)

В каждом выпуске одному жениху или невесте предлагается сделать выбор из трех претендентов на его руку и сердце. Помогают определиться с выбором профессиональная сваха и астролог

Pro любoff
Телеканал: "1+1"
Оригинальный формат: Tough Love (США)
Доля аудитории: 14,65% (апрель 2011 г.)

Восемь молодых девушек, которым катастрофически не везет в любви, учатся строить серьезные и стабильные отношения с помощью опытного пикапера, тренера и психолога Николая Воробьева. Каждой участнице он помогает подобрать достойного мужчину и устроить с ним свидание

"Свидание в темноте"
Телеканал: "Интер"

Оригинальный формат: Dating in a dark (Великобритания)
Доля аудитории: 14,35% (февраль 2011 г.)

В каждой программе участвуют 3 парня и 3 девушки. Они проводят встречи в темной комнате и могут разговаривать, касаться друг друга, но не включать свет. После общения в темноте участники должны указать, с кем были на свидании

"Голая правда"
Телеканал: ТЕТ

Оригинальный формат: Nothing to Hide (США)
Доля аудитории: 1,3% (октябрь 2010 г.)

Девушка должна выбрать из пятерых парней одного, с которым она пойдет на свидание. Выбор кавалера происходит в несколько этапов

* Процент от общего числа телезрителей, которые смотрели эту программу
Источник: GFK Ukraine, Content Report

Ирина Навольнева, Фокус