Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Социологи: Чтобы переубедить большинство, достаточно желания всего 10% людей

Социологи: Чтобы переубедить большинство, достаточно желания всего 10% людей
Социологи выяснили, что если всего десять процентов населения будут твердо придерживаться определенных взглядов, этого достаточно, чтобы на их сторону перешла и большая часть общества.
7900

Исследуя когнитивные процессы в социуме, эксперты из Центра академических социально-когнитивных исследований (Social Cognitive Networks Academic Research Center) при Политехническом институте Ренсселира (США) построили модель формирования общественного мнения, в которой члены коллектива могут свободно обмениваться мнениями между собой, пишет Газета.ру.

В одном сценарии соцсеть строилась на основе тотального распределения связей (графов), когда каждый участник был связан со всеми остальными. В другом, более иерархическом, у некоторых участников (условных трендмейкеров, или общественных авторитетов) связей было больше. В третьем случае у каждого из агентов было ограниченное, но одинаковое число связей с другими участниками сети.

Каждый участник сетевой модели мог обмениваться мнением с другими по определенному игровому протоколу.

Если мнение «слушателя» совпадало с мнением «собеседника», точка зрения «слушателя» получала дополнительные очки (то есть он укреплялся в своем мнении). Если оно не совпадало с чужим мнением (новыми взглядами), слушатель принимал это мнение к сведению и переключался на другого «спикера». Если и на этот раз собеседник транслировал те же «новые взгляды», слушатель принимал новую точку зрения. Таким образом, модель имитировала конкуренцию личных взглядов с разными весовыми коэффициентами.

Как и все модели, имитирующие социальную активность, эта также может показаться чересчур огрубляющей сложный и непредсказуемый процесс обмена мнениями в реальной жизни.

«В общем и целом, – отмечает сотрудник SCNARC Самит Шринивасан, один из авторов статьи, выложенной на Arxiv.org и принятой к публикации в Physical Review E, – люди не склонны поддерживать непопулярное мнение и все время ищут возможность присоединиться к консенсусу».

Построив консенсно-ориентированную сеть, социологи начали потихоньку добавлять в нее «принципиальных» агентов – прозелитов, не склонных вообще менять свою точку зрения.

«Пока доля таких агентов не превышала 10 процентов, не наблюдалось никакого видимого прогресса в распространении их идей. Для того чтобы их точка зрения стала превалирующей, потребовалось бы время, сопоставимое с возрастом Вселенной», – комментирует результаты наблюдений профессор Института Ренсселира Болеслав Зимански, директор группы SCNARC.

«Но, как только 10-процентная планка преодолевалась, идея распространялась по сети, как пожар».

В качестве примера такого «фазового перехода» авторы приводят недавние события в Тунисе и Египте, где общественный консенсус, в котором долгое время не наблюдалось никаких существенных подвижек, трансформировался буквально за неделю.

Показательно также, что размер доли «принципиальных», критический для запуска фазового общественного перехода, никак не зависел от типа используемой сетевой модели. Другими словами, неважно, с каких именно сетевых позиций начинала распространяться новая идея (общественного авторитета или рядового участника с плоским набором связей).

79
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.