Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
20+20

Дело техники. Как цифровые устройства стали частью быта украинцев

Дело техники. Как цифровые устройства стали частью быта украинцев
От цифровых детских игрушек до фоторамок-надгробий – таков след современного человека, оставляющего после себя терабайты информации, - вспоминает журнал Фокус в спецпроекте 20+20
700

«Сколько часов в неделю пользуюсь интернетом? Думаю, 50–60. Сколько электронных писем отправляю? В среднем пять в день, значит, всего 35. YouTube пользуюсь регулярно – до десяти закачек в день. Есть цифровая камера – выкладываю несколько десятков снимков в неделю. Мобильным тоже фотографирую. Теперь телефонные разговоры – думаю, за неделю набегает 10–12 часов», – 27-летний Денис Харченко старательно заполняет поля анкеты программы Personal Digital Footprint Calculator. Это калькулятор, подсчитывающий цифровой след, который человек оставляет, появляясь в сети, отвечая на звонки или же попросту оказываясь в общественных местах. Нажав на кнопку Finish, Денис получает результат: его ежедневный информационный след – 60,3 мегабайта, причём большая часть этой информации, по словам парня, не представляет интерес даже для него самого.

Денис Харченко относится к поколению, предпочитающему телевидению интернет, наличке – пластиковые карты, а бумажным книгам – электронные читалки. Девайсы сопровождают человека на протяжении всей жизни. За ним, едва родившимся, начинает присматривать цифровая видеоняня, а на его могиле когда-нибудь установят цифровое надгробие – устройство с памятью и экраном, демонстрирующее фото в режиме нон-стоп. Жизнь цифрового поколения психологи описывают множеством загадочных терминов вроде «цифровой репутации» или «цифровой неприкосновенности». Учёные всерьёз говорят о цифровых наркотиках, а остряки придумали «101 правило вежливости в цифровом мире». Одно из правил напоминает о том, что в жизни всё ещё можно встретить аналоговый компонент. Видимо, имея в виду любовь, дружбу и другие пока плохо поддающиеся оцифровке явления.

Вылетела птичка


Быстрая съёмка. По мнению Виктора Марущенко, цифровая техника превратила увлечение фотографией в разновидность фастфуда – снимать стали все, всё и помногу

Первая цифровая фототехника в Украине появилась во второй половине 90-х – вслед за персональными компьютерами, которыми тогда начала активно обзаводиться самая продвинутая часть населения. «В 96-м году отец купил супермощный по тем временам 486-й IBM, а через три года цифровую фотокамеру. На несколько месяцев он был для семьи потерян – всё свободное время экспериментировал с макросъёмкой», – улыбаясь, вспоминает Денис Харченко. Счастливых обладателей «цифры» не смущало даже то, что почти все отснятые кадры приходилось удалять сразу же после съёмки – удовольствие от процесса было важнее результата.

Становясь доступнее для потребителя, цифровая техника произвела революцию в сознании украинцев, считает историк Валентина Конкина. Съёмка для миллионов превратилась в увлечение, не требующее подготовки, а камеры стали таким же привычным аксессуаром, как часы. Спустя несколько лет революция в головах откликнулась новым телеформатом в духе «сам себе режиссёр».

К тому времени, когда в 2004-м известный фотограф Виктор Марущенко впервые взял в руки цифровую камеру, она уже давно перестала быть редкостью в Киеве. «Массовое увлечение превратило это занятие в некий фотографический макдоналдс. У всех есть авторучки, но не все становятся писателями – другими словами, знание грамматики не делает из вас писателя. Приоритетным в фотографии по-прежнему остаётся способность автора сказать что-то важное. Все остальные – просто люди с фотоаппаратами. Как люди с автомобилями, ноутбуками, айфонами», – убеждён основатель «Школы фотографии Виктора Марущенко».

Цифровое VS аналоговое


Винил против цифры. Музыкант и продюсер Евген Ступка утверждает, что волшебство звука на плёнке или виниле способны имитировать только самые дорогие цифровые системы

«В 1983 году появилась знаменитая YAMAHA DX7, стоившая две тысячи долларов, которая считается первым общедоступным цифровым синтезатором. Она-то и попалась мне первой. Мне было тогда лет 14, я был в восторге», – рассказывает Евген Ступка, музыкант и продюсер, работавший с «Океаном Эльзы», Земфирой, Дианой Арбениной, «Ундервудом».

По мнению Евгена, цифровой и аналоговый звук отличаются так же, как липовый мёд от гречишного. Стандартный аналоговый мягче, теплее и глубже стандартного цифрового. Зато хороший цифровой лучше хорошего аналогового, хотя в десятки раз дороже. «Есть такая штука – атомные часы. В них стоит микрореактор с радиоактивным элементом, который генерирует сверхточный тайм-код для цифровых систем. Если у вас такого нет, значит, у вас не очень хорошая цифровая система. Конечно, у плёнки и у винила есть некое волшебство, это правда. Но парни в цифровом мире научились его имитировать», – говорит Ступка. На вопрос, наступит ли момент, когда цифровой звук будет неотличим от аналогового, Евген отвечает, что скорее аналоговый звук исчезнет: «Да, пластинка звучит лучше компакт-диска. Но у неё есть срок годности. И он недолог. А жаль».

Виктор Марущенко признаётся: технологии ушли так далеко, что он не всегда может отличить цифровой снимок от плёночного. «Многие современные цифровые камеры полностью имитируют аналоговое изображение. Так что от цифры тоже может биться сердце», – заочно спорит он с режиссёром «Ёжика в тумане» Юрием Норштейном, утверждавшим, что компьютер не в состоянии вдохнуть в произведение искусства жизнь, вызвав у зрителя сердцебиение.

Кризис цифры

Пока самые стойкие продолжают из последних сил держаться за аналоговый мир (в том числе лауреат «Грэмми», «Оскара» и «Золотого глобуса» американский певец Принс, заявивший, что человек – существо аналоговое), учёные предупреждают о проблемах, вызванных ростом числа цифровых устройств и онлайн-сервисов. Согласно прогнозам, к 2013 году средняя продолжительность «сетевого дня» увеличится до 48 часов («сетевым днём» называют общее время обращений одного пользователя к разным серверам в течение суток).

«Все сталкивались с ситуацией, когда приходится съезжать на другую квартиру – меньшую по площади, и при этом непонятно, что делать с огромным количеством вроде бы нужных и любимых вещей. Очень скоро человечество может оказаться в такой ситуации», – прогнозирует Валентина Конкина.

Цифровой след, вычисляемый с помощью Personal Digital Footprint, – это гигабайты информации, которую каждый из нас ежедневно оставляет, пользуясь электронной почтой, скачивая фильмы и музыку или обмениваясь сообщениями в социальных сетях. Как принято считать, кроме цифрового следа существует ещё и цифровая тень – информация, которую человек создаёт о себе, не подозревая об этом. К примеру, она состоит из материалов скрытого или явного наблюдения с помощью веб-камер, камер дорожного наблюдения или охранных систем в офисах и общественных местах.

«Всё это напоминает джинна, выпущенного из бутылки. По тому, что человек качает из сети, можно сказать всё о его интересах и вкусах, а по цифровой тени – вычислить даже маршрут передвижений. Это конец эпохи конфиденциальности», – констатирует Денис Харченко, вспоминая недавний слив восьми тысяч эсэмэсок в «Яндексе». Кстати, размер своего цифрового следа настолько впечатлил его, что он сократил его почти вдвое.

С цифрой по жизни

Георгий Балясный рассказывает о том, как в середине 90-х цифровая камера спасла его от безденежья

О первой камере
В 96-м я перебивался случайными заработками – был тамадой на юбилеях, снимал свадьбы, даже гороскопы составлял. И вдруг подфартило – уехавший в Америку друг-одноклассник привёз в подарок одну из первых цифровых камер Casio. Она стоила тысячу долларов и снимала картинку с разрешением 480 на 240. Но этого было достаточно, чтобы я обскакал конкурентов и несколько лет собирал самые выгодные заказы на съёмку свадеб – всем было интересно увидеть это чудо техники.

О смене эпох
Переход к цифре произошёл как-то стремительно. За несколько лет исчезли фотостудии, где несколько поколений делали семейные портреты под восклицание «внимание, сейчас вылетит птичка!». Потом пропали киоски звукозаписи, где продавались кассеты с музыкой. Дольше продержались видеосалоны – и сегодня можно встретить отделы, где рядом с DVD пылятся видеокассеты.

О моде на плёнку
Маятник моды качнулся в другую сторону – вместо цифрового ширпотреба вновь стал популярным аналоговый винтаж. Сам я сейчас снимаю редко, но ради таких случаев достаю плёночный «Зоркий-4». Понятно, что к прошлому мы не вернёмся, но иногда приятно повозиться с плёнкой и химикатами. В конце концов цифра не отменяет настенную живопись и папирусы, хотя ими не так удобно пользоваться.

Налетай – подешевело

Большинство цифровых новинок 90-х сегодня стали привычными и общедоступными

Камеры
Авторами открытия, которое привело к созданию цифрового фотоаппарата, стали лауреаты Нобелевской премии физики Чарльз Као, Уильярд Бойл и Джордж Смит. В 1995 г. фирма Kodak выпустила первую модель цифровой камеры для потребителей. Она стоила около $1000.

Синтезаторы
Первыми цифровыми синтезаторами на Западе были Qasar/Fairlight (1975) и Synclavier (1977). Стоили они около $20 тыс. Сейчас самая дорогая модель Fairlight CME III, стоившая $100 тыс., продаётся как программа для айфона за $29,99.

CD и DVD
В 1982 г. Sony и Philips впервые представили формат CD (Compact Disk Digital Audio). На презентационном диске была записана «Альпийская симфония» Штрауса, а в производство первыми запустили альбомы ABBA и Билли Джоэла. Формат DVD (Digital Video Disc) появился осенью 1996 г., первый пишущий привод был выпущен через год и стоил $17 тыс. ($50 стоили чистые диски объёмом 3,95 ГБ).

Лариса Даниленко, Фокус

7
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.