Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

По правилам Бога

По правилам Бога
Почему пасхальные яйца лучше красить в красный цвет, а причащаться – красным креплёным вином? В канун Пасхи Фокус предлагает богословскую трактовку сакральных мифов и символов
000



Голый стыд и логика
Большинство людей связывают грех Адама и Евы с сексуальностью. Но несмотря на то, что их первые дети появились после грехопадения, заповедь «плодитесь и размножайтесь» была дана нашим прародителям до того, как Ева откусила от запретного плода. То есть детопроизводство к первородному греху отношения не имеет. В результате дегустации запретного плода Адам и Ева начали стыдиться и друг друга, и Бога, давшего им «одежды кожаные». 






Яблочно-виноградный
 
Яблоко, ставшее символом запретного плода, ни разу не упомянуто в истории грехопадения. В книге Бытия речь идёт лишь о плоде от дерева познания добра и зла. И разные народы соотносили его с разными известными им фруктами. Так, наши предки-славяне небезосновательно предполагали, что Ева и Адам насладились виноградом. По крайней мере, у этой версии есть больше прав на существование: виноград – наиболее часто упоминающийся плод в Библии. А вот наша уверенность в том, что Ева вкусила яблоко, – безусловное следствие европейского гастрономического влияния. 




Манна небесная – лишайник

Среди чудес, явленных Господом своему народу, блуждающему по Синайской пустыне, особенно известна манна небесная, которая избавила иудеев, бежавших из плена египетского, от голодной смерти. Чудесная еда не является мифическим продуктом, она на самом деле существует. Это съедобный лишайник, известный ботаникам под названием «леканора съедобная» (Lecanora esculenta). Безвкусная, действительно похожая на манную крупу леканора засыпает пустыню, как снег. Кочевники, спасаясь от голода, пекут из неё хлеб. 









Хитрее всех зверей полевых
Традиционное представление о змее-искусителе не соответствует библейскому рассказу о грехопадении. Во-первых, этот змей не ползал – у него были лапы. Ведь в наказание за человеческое искушение Господь велел ему в дальнейшем «ходить на чреве», то есть пресмыкаться на брюхе. Во-вторых, распространённая версия о том, что эдемский змей и сатана – одно и то же, сформировалось гораздо позже, чем сам рассказ. В книге Бытия никакого указания на этот счёт нет. 






Все – в геенну огненную 
Рай и ад не всегда считались в христианской традиции разными местами, как мы привыкли думать благодаря Данте. Согласно св. Исааку Сирину, рай и ад – одно и то же место, и огонь, пылающий в нём, – один и тот же огонь Божественной любви. Огонь, согревающий праведника, опаляет грешника. Именно такую версию рая и ада богословы считают более корректной, поскольку важно не место, куда мы попадаем после смерти, а наши отношения с Господом.

Кстати, долина под Иерусалимом, где в древности в постоянно горящем огне сжигались трупы и приносились жертвы Молоху, называется Гай Энном: тут угадывается созвучие русскому словосочетанию «геенна огненная». 





Имя – отказ назваться
Центральное откровение Ветхого Завета – это разговор Моисея с Богом на горе Синай, где он получил не только скрижали с десятью заповедями, но и впервые услышал Имя Божье. Запрет на произнесение и написание этого имени привёл к тому, что сами иудеи забыли, как оно произносится. И лишь к ХХ веку богословам удалось договориться, что четыре еврейские буквы «йуд», «хэй», «вав», «хэй» (тетраграммотон), кодирующие Божье Имя, должны читаться как Яхве. А само это имя переводится в различных христианских традициях по-разному – например, в славянской Библии: «Я есмь Сущий». Между тем современные богословы склоняются к тому, что Бог в ответ на просьбу Моисея открыть своё имя отказал ему в этом, ответив: «Я есть Тот, кто Я есть». И сам этот отказ и стал священным именем Яхве.




Страшный суд
Что происходит с человеком после смерти, до конца не ясно и в христианской традиции. Но ждёт нас как минимум два суда. Первый – сразу после смерти; второй – тот самый Страшный суд. Он должен состояться после второго пришествия Христа и предполагает телесное воскресение праведников. Где душа человека будет находиться между персональным судом и судом окончательным, остаётся тайной.









Что с телом
Общепринятые убеждения о теле как источнике греха и о спасении как об окончательном освобождении от тела не соответствует ни духу, ни букве христианского учения. В символе веры христиане надеются на телесное воскресение. Начиная с апостола Павла, человеческое спасение понимается как преображение не только души, но и тела. Как раз этим, а не умерщвлением плоти занимались монахи-пустынники. Более того, они считали тело храмом Божьим. Именно поэтому возникло поклонение мощам святых – как свидетельству преображения тела, хотя бы частично поправшего разложение. 



Гастроэнтеро 
Вопреки популярному мнению о том, что пост – это древняя диетическая практика, призванная поддержать здоровье, он не имеет никакого отношения к здоровому образу жизни. В отличие от диеты, заканчивающейся праздничным взвешиванием, пост заканчивается праздником. Например, пасхальный стол, завершающий Великий пост, традиционно включает в себя 49 мясных блюд (по количеству дней поста), что идёт вразрез с практиками похудания. А всё потому, что пост – способ подготовки к празднику, и без праздника с его праздничным столом в конце – бессмыслен. 



Не важно учение, важен учитель
В отличие от буддизма, для которого личность Будды Гаутамы не важна (не имеет значения, чей он сын, где родился и как умер), для христиан учение Христа – лишь способ узнать в нём Спасителя. Всё, чему учил Христос, можно найти и в Ветхом Завете. А вот принципиальная новизна – в самом учителе: в том, что он был Сыном Божьим, умер и воскрес. Если бы Будда никогда не существовал, буддизм не утратил бы своей истинности. А вот если допустить, что Христос не воскрес, то, по слову апостола Павла (1 Кор. 15, 13–14), все мы лжецы. Христианство – лишь верность воскресшему Христу, победившему смерть. 






Мы на седьмом
Завершая каждый из шести дней творения, Господь видит, что всё сотворённое им «хорошо весьма» (Бытие, 1). И только седьмой день, когда Бог «почил от всех дел своих, которые делал», не завершается такой констатацией (Бытие, 2). Богословы трактуют это умолчание как признак того, что седьмой день творения ещё не завершён. То есть мы в нём живём. 

 


Автор - Александр Филоненко,  кандидат философских наук, доцент Харьковского национального университета им. Каразина, исследователь богословского факультета Кембриджского университета, преподаватель Высшего института религиозных наук им. св. Фомы Аквинского


Без мракобесия

Христиане отмечают Пасху в тысяча девятьсот семьдесят пятый раз: столько лет, как они верят, прошло после смерти Христа и его чудесного воскресения. Срок, прощающий недоразумения  в сегодняшних массовых представлениях о пасхальных обрядах

Жанна Шевченко, «АиФ в Украине»

По просьбе Фокуса о сложившихся стереотипах рассуждает преподаватель Киевской духовной академии и семинарии, кандидат богословских наук священник Николай Данилевич.


Церковное вино – обязательно красное и креплёное. И разговляться после Великого поста можно только креплёным вином.


Христос во время Тайной вечери сказал: «Вино – это кровь моя», и даже уточнил, что оно должно быть «от плода лозного», то есть виноградным. Но он не обозначал, белым оно должно быть или красным, сухим или креплёным. Католики, например, решили служить на белом вине, а православные предпочли красное, поскольку оно по внешнему виду напоминает кровь. Что касается крепости, вино, содержащее около шестнадцати процентов спирта,– это традиция, характерная для нас. Возможно, она, как и культура винопития в целом, связана с климатическими условиями. Чем ближе к северу, тем крепче напитки. В средиземноморских странах, например в Греции, в храмах служат не только на креплёном, но и на сухом красном вине, поскольку в жару оно лучше утоляет жажду.  


Заздравные и заупокойные свечи нельзя ставить в один подсвечник – чтобы не свести в могилу живого.


В церковном уставе нет правила, в котором бы говорилось, что заздравные свечи нельзя ставить рядом с заупокойными. Поэтому, даже если вы поставите свечу за здравие в подсвечник, у которого до вас молились об умершем, – это не только не навредит тому, за кого вы молитесь, но и пойдёт ему на благо. Молится ведь не свеча, а человек. Важно, какую молитву вы читаете, а не месторасположение подсвечника. Хотя я догадываюсь, откуда пошёл этот предрассудок. Дело в том, что по традиции панихиды служат в специально отведённом месте – в левой части храма. Там же стоят специальные принадлежности. Видимо, для людей непосвящённых, которые являются не прихожанами, а «захожанами», это служит определённым сигналом.  



Таинство крещения может совершать только священник.
 

Церковь воистину лишена гордыни, если оставила нам, смертным, возможность крестить друг друга без участия священника. Правда, это таинство мирянам позволяется совершать лишь в экстренных случаях, когда жизнь некрещёного человека висит на волоске. При этом важно, чтобы было соблюдено два условия: тот, кто крестит, сам должен быть крещёным, а процедура крещения должна сопровождаться правильной молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа крещается раб божий…». Если эта формула произнесена, крещение считается легитимным, и такого христианина уже не перекрещивают. Любопытно также, что церковь не имеет ничего против того, чтобы человека крестили песком. Вдруг путники потерялись в пустыне – для спасения все средства годятся.    


Вода, которой на Пасху в храмах окропляют яйца и куличи, – не святая: её набирают из-под крана, поскольку запасы крещенской воды к этому времени уже иссякают. 


Если бы в церковной службе использовалась исключительно крещенская вода, приходским храмам пришлось бы потесниться в пользу многотонных цистерн. На практике всё происходит так: в святую воду, набранную на Крещение и хранящуюся в специальных сосудах, по мере использования доливается обычная вода. При смешивании всё содержимое ёмкости освящается, и святая крещенская вода никогда не иссякает. Кроме того, во всех храмах время от времени совершается малое освящение воды, когда священники читают водосвятный молебен. В результате получается такая же благодатная вода, как и крещенская, ведь не существует харизмотометра (от греч. харизма – благодать). Насколько мне известно, каждый пришедший в храм на Пасху, старается подойти поближе к священнику, чтобы быть окроплённым святой водой. Это хорошо, хотя в данном случае вода – лишь символ сошествия благодати на человека. 

О вине, яйцах и смысле. Священник Николай Данилевич многое знает о заблуждениях мирян
О вине,  яйцах и смысле. Священник Николай Данилевич многое знает о заблуждениях мирян




 
Пасхальные яйца должны быть только куриными и только красными.


На самом деле для крашенок годятся яйца не только куриные, но и гусиные, утиные, лебединые, голубиные, страусиные. Разве что яйца крокодила не подходят, поскольку эта тварь – рептилия, а не птица. А вообще, первое яйцо, подаренное со словами «Христос воскрес!», было куриным. Когда Мария Магдалина, придя с Евангельской проповедью к императору Тиберию, обнаружила, что ей нечего преподнести ему в дар, она протянула ему яйцо. Император тут же заметил, что воскресение из мёртвых так же невозможно, как и превращение этого яйца из белого в красное. Однако не успел Тиберий договорить, как произошло чудо: на глазах у всех яйцо стало краснеть. Какие яйца нести на Пасху в храм – утиные или гусиные, как их расписывать – в горошек или в цветочек, – личное дело каждого христианина. Желательно, чтобы несколько яиц были красными. 



Человеку, который не постился, нет смысла выстаивать Всенощную на Пасху.


Есть смысл. Ведь, как гласит обращение Иоанна Златоуста, которое обычно в храмах читается на Пасху, «Богатые и бедные, постившиеся и непостившиеся, воздержные и беспечные, все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!». Конечно, люди, которые приходят в храм раз в год, не почувствуют той радости, которую способен пережить глубоко верующий человек. Однако зачем отказываться от своей порции благословения божьего, которое к тому же можно принести к себе в дом? Например, в виде частички божественного чуда – благодатного огня.


Один в двух
У УПЦ появился специальный контейнер, в котором горящую лампаду с Благодатным огнём официально разрешено проносить на борт самолёта


От авиаторов. Чтобы гореть в небе

От авиаторов. 
Чтобы гореть в небе

Контейнер, выполненный из негорючего материала – прозрачного авиационного пластика, подарен Киевским авиазаводом

От ювелиров.

От ювелиров. 
Чтобы гореть на земле

«Авиант». Также прилагается документ, в котором говорится, что изделие гарантирует безопасность транспортировки огня: без такой бумаги рейс не станет обслуживать ни одна авиакомпания мира. «Теперь ни у кого не возникнет желания, как в прошлом году, утверждать, будто священники ещё в Израиле в аэропорту затушили лампаду, а потом зажгли её от зажигалки уже в Киеве», – говорит замгендиректора «Авианта» Анатолий Баранов.  

Впрочем, на борту частного «Фалькона», которым делегация УПЦ улетела в Израиль, чтобы в Иерусалиме взять чудо-огонь, есть ещё одна лампада: в неё Благодатный огонь перемещается после приземления в Киеве.  Создатели «Неугасимой лампады» – мастера ювелирного дома «Лабортас и Карпова» не пожалели на изделие ни фантазии, ни средств. Материалы применили изысканные: редкие и дорогие породы дерева  (венге, амарант, бразильский орех) и латунь, покрытую золотом и серебром.



К Пасхе ограниченным тиражом выпущены копии уникальной книги: первого известного историкам перевода евангельских текстов на украинский язык, сделанного в XVI веке. Это знаменитое Пересопницкое Евангелие. Фокус наблюдал за всеми этапами многомесячного процесса изготовления книги 

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.