Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Перед просмотром сжечь. Китайский художник создает картины из пороха

Перед просмотром сжечь. Китайский художник создает картины из пороха
Чтобы взорвать представления украинцев о современном искусстве, китайскому художнику Цай Гоцяну понадобилось две недели, 11 сортов пороха и 150 помощников
000

Центр современного искусства «Изоляция» в Донецке встречает свежими насыпями щебёнки. В первом выставочном зале гостям предлагают надеть бахилы. Справа от входа пол покрыт солью и выставлены гигантские портреты рабочих соляной шахты. Слева – на рассыпанном по полу угле – портреты добытчиков чёрного золота. Картины выглядят так, будто сделаны были в спешке, а после ещё и пережили столкновение со стихией. В следующем выставочном зале на мониторах можно увидеть, как создавались эти портреты.

Цай и его команда


Затаив дыхание. Волонтёрам, гасящим очаги возгорания на холсте, дым порохового творчества Цай Гоцяна сладок и приятен

Цай Гоцян – не последний человек в современном искусстве. В 1999-м он получил «Золотого льва» на Венецианской биеннале, и мир узнал его имя. В 2007-м на аукционе Christie’s серия пороховых рисунков Цая была продана за $9,5 млн. – и он узнал себе цену. В «Изоляции» гордятся тем, что показывают не ретроспективу Цая Гоцяна, а работы, созданные им в Украине.

Идея проекта «1040 метров под землёй» родилась в мае: тогда живущий в США художник впервые побывал на Донбассе, где за вдохновением и адреналином спускался в соляную и угольную шахты. Когда в августе вместе со своими нью-йоркскими помощниками он снова приехал в Донецк, его уже ждали 27 шахтёров, готовых позировать, 18 местных художников, желающих делать портреты, и многочисленные волонтёры. Всего в создании двух инсталляций Цая Гоцяна участвовали полторы сотни человек.

Первая инсталляция называется «Колыбельные». В полуразрушенном после пожара заводском цеху установили девять старых шахтных вагонеток. Внешние моторчики приводят их в движение – вагонетки со скрипом качаются из стороны в сторону. В каждой вместо младенца – проектор, транслирующий кадры из советских фильмов. Вместо погремушек – советское же старьё: кубки и медали, духовые инструменты из старого заводского Дома культуры. «Эти вагонетки-колыбели символизируют путь, который никогда не заканчивается», – на всякий случай уточняет Цай Гоцян. Зрители находят инсталляцию эмоциональной, но трактуют вольно.

Китайская церемония


Арт-нарезка. Чтобы портреты шахтёров можно было использовать как трафареты при нанесении пороха на холст, помощники мастера их изрядно порезали

Вторая инсталляция называется «Портреты на плечах»: холсты с лицами шахтёров установлены на рамах, с помощью которых на парадах носили лики вождей. Каждого героя рисовали трижды.

Сначала местные художники набросали эскизные портреты горняков, только что поднявшихся из забоев. Рисовать угольщиков собрались стар и млад: рядом с 13-летним учеником художественной школы – преподаватель архитектурного вуза. Один из местных добровольцев, Марат Магасумов, за 20 минут делает два эскиза сидящего перед ним забойщика. «Ещё никогда мне не приходилось рисовать таких смуглых людей», – смеётся художник. Его визави сообщает, что позировать после смены, когда «хочется домой и пивка», труднее, чем уголь добывать.

В этот же день, уже на территории «Изоляции», художники увеличили свои эскизы до монументальных размеров. Затем волонтёры с помощью ножей превратили изображения в трафареты и уложили их на холсты. Когда пришло время работы с порохом, к делу подключился сам Цай Гоцян. Он засыпал взрывчатую смесь в появившиеся на бумажных портретах прорези. Чтобы добиться разных эффектов при поджигании, были использованы 11 видов пороха.

«У человека, который видел процесс создания пороховых картин, будет совсем другой взгляд на результат, – объяснил Цай. – Именно поэтому мы приглашали всех желающих наблюдать за поджиганием, а также вели онлайн-трансляции взрывов». Пороховые картины всегда интересовали художника, прежде всего как возможность доверить творчество случайности и посмотреть, что из этого выйдет. В Украине для фирменной техники Цай Гоцян нашёл идеальную тему. Художник надеется, что энергия, «пойманная» им в результате взрывов и зафиксированная на холстах, сравнима с той, которую во глубине донбасских руд добывают шахтёры.

Гори, гори ясно

5 самых эффектных проектов Цая Гоцяна

«Проект для инопланетян №10: расширение Великой китайской стены на 10 тысяч метров», 1993, пустыня Гоби. С помощью 600 кг пороха на 15 минут к каменной стене пристроили огненно-дымовую.

«Неуместный: сцена первая», 2004, Бостон (США). Инсталляция из восьми «взрывающихся» автомобилей объехала весь мир.

Head On, 2006, Музей Гуггенхайма в Берлине. 99 волков, врезающихся с разбега в стеклянную стену, – высказывание Цая Гоцяна по поводу Берлинской стены. Абсолютный выставочный хит художника.

«Следы истории», 2008, огненное шоу для церемонии открытия Олимпиады в Пекине.
С помощью фейерверка на ночном небе изображены шаги.

«Путешествие по Средиземноморью», 2010, Музей современного искусства, Париж. Пороховые пейзажи дополнены разлившимся в выставочном зале морем из оливкового масла.

Источник: www.caiguoqiang.com

Наталья Кандаурова, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.