Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Подготовка к Евро-2012

На большой дороге. Трасса Киев – Чоп соединила советское прошлое с европейским будущим

На большой дороге. Трасса Киев – Чоп соединила советское прошлое с европейским будущим
Строящаяся к Евро-2012 трасса Киев – Чоп – уникальный микс европейских стандартов и дремучего совка. Иностранные спецы следят за укладкой асфальта, а местные жители гоняют скот по главному украинскому хайвею
1900

На трассе, ведущей от западной границы к столице, кипит работа – повсюду что-то ставят, красят, развешивают, сверлят, укладывают и переукладывают. Одни из тысяч украинцев, мобилизованных на подготовку главной дороги Евро-2012, Сергей Кравченко и Владимир Белов, с граблями и оцинкованными вёдрами в руках приводят в порядок газон у новой дорожной развязки под Ровно. Чтобы работалось веселее, слушают музыку – портативное радио на шее одного из озеленителей выдаёт разухабистую попсу. Несмотря на дождь и ветер, на жизнь не жалуются. Какая ни есть – всё же работа и живые деньги. «Я, кстати, холостой. И сын у меня холостой», – бывший школьный учитель Сергей объясняет, чего ждёт от будущего футбольного чемпионата.

Фокус проехал по трассе, по которой, как ожидается, вскоре хлынет поток болельщиков из Западной Европы. Строят её всем миром, причём в буквальном смысле слова. Кредиты давал Европейский банк реконструкции и развития, за соблюдением технологий следят специалисты из десятка стран. Даже дорожная разметка наносилась не краской, а холодным пластиком, заехав на который машина начинает вибрировать. Шоссе М-06 – рекордсмен по числу пафосных определений: его называют и «дорогой в Европу», и «частью транспортного коридора Европа–Азия», и «трассой, не имеющей аналогов». Оно и неудивительно: дорогой занимаются уже десяток лет – с конца 2000 года, когда было подписано первое кредитное соглашение с Европейским банком.

Будь готов


Маркетинговый ход. Владелец придорожного комплекса Александр Ткач задолго до начала Евро украсил громадным мячом свои магазины сувениров

«Жена учит японский, я штудирую китайский, а три дочери, которые знают английский, уже в курсе, что следующее лето проведут у нас», –рассказывает владелец придорожного комплекса под Новоградом-Волынским Александр Ткач. Правда, выдержав долгую артистическую паузу, признаётся, что насчёт японского и китайского пошутил, зато всё о дочерях – чистая правда.

На входе в заведение бизнесмен установил громадный футбольный мяч из пластика. Рядом повесит экран 3 на 4 метра. Собирается транслировать, понятное дело, футбол. Кроме того, запасается сувенирами, на которые падок интурист. «Хорошо берут магниты, украинские игрушки, – вводит в курс дела Александр, одетый так, будто с минуты на минуту ожидает международную делегацию. – Во время Евро надо заработать. Иначе зачем? Почему так нарядно одет? Потому что всегда готов».

Такое чувство, что владельцы придорожных гостиниц и ресторанчиков убеждены: попав к ним на часок, фанаты-транзитники забудут обо всём и задержатся здесь надолго. Те, кто рассчитывает заработать, чаще всего называют три проблемы. Первая – целевых кредитов под Евро-2012 частным предпринимателям не дают. Вторая –с английским в Украине по-прежнему худо. Третья – для большинства туристов Украина так и остаётся «чистым листом». Европейцы знают, что такое итальянская паста, в курсе, какой на вкус французский луковый суп, но что собой представляют украинские деруны или галушки – для них загадка. Осведомлены они разве что о красоте наших девушек.

«Даже русским туристам нередко приходится объяснять, что деруны –это драники, а драники – натёртая картошка, смешанная с яйцом, сметаной и затем обжаренная на сковороде», – сетует администратор ресторанного комплекса неподалёку от Львова Наталья Левицкая. Между тем отказываться от национальных блюд в пользу глобализированных гамбургеров нельзя –именно гастроэкзотика интересует туристов в первую очередь. Проблему решили оригинально: названия блюд будут на украинском, ингредиенты –на английском. Занимаются не только новым меню – строят ещё один зал, заканчивают трёхэтажную гостиницу. Готовятся основательно, при этом признаваясь: чего ждать от чемпионата, не знают.

На дороге не валяются


Тишь. Шумозащитные заборы должны установить вдоль всей трассы. Пока что их больше всего в Ровенской области

Пока европейские туристы гадают, какие чудеса встретят их восточнее Польши, итальянцы Джузеппе и Элизео уже осваивают украинские просторы. Правда, пока только одного участка трассы. Представители компании Todini контролируют укладку асфальта между Киевом и Житомиром. То, что перед тобой иностранцы, бросается в глаза, даже если проезжаешь мимо них на скорости 80 км/ч, – наши люди по трассе в светлых рубашках не ходят. Джузеппе в Украине два дня, Элизео – две недели, ничего кроме этой дороги и Житомира не видели. Зато наши дорожники на итальянцев уже насмотрелись, как, впрочем, и на турков, англичан, французов, немцев, македонцев – на стройке века вавилонское столпотворение.

За то время, пока ремонтируют трассу, в отношениях украинцев-работяг и итальянцев-подрядчиков всякое бывало. Украинцы вяло бастовали, когда им заплатили меньше обычного. Их уличали в краже топлива. «Подо­зрительных итальянцев» задерживали украинские миграционные службы. И прочее, прочее.


Цигель, цигель. Иностранных специалистов-дорожников легко опознать на трассе по светлым рубашкам и стремительным движениям
Одного из жителей городка Макаров, расположенного рядом с трассой, итальянцы заманили новым офисом. Открыли его прямо под домом у бывшего дальнобойщика. «20 лет ездил по всему СНГ, был в Голландии, Польше, Германии. Но теперь у меня молодая жена, маленький ребёнок, не могу надолго покидать дом», – рассказывает Василий. Проходя мимо офиса неизвестной ему фирмы, он решил поинтересоваться, не нужны ли им водители. Оказалось, нужны.

Сейчас Василий работает на машине, предназначенной для транспортировки грузов. Перевозит и столовую для рабочих. «Итальянцы кормят регулярно, оплачивают съёмное жильё иногородним рабочим, за внеурочную работу платят, – говорит он. – Но за это ты обязан вкалывать с раннего утра и до вечера».

По словам рабочих, которые кладут асфальт, их зарплата – 2300–3000 грн. Температура свежеуложенного дорожного полотна – +130°, запах стоит ядрёный – через полчаса вдыхания паров хочется прокашляться. Хотя прошлым летом было ещё жёстче: под ногами – +130°, воздух – +45°. Асфальт кладут украинский – привозят с новых заводов из-под Вишнёвого и из Йосиповки. Курсируя по трассе, итальянцы регулярно заезжают в одно из этих мест. Быстро выскакивают из пикапа, моментально осматриваются, за секунды решают вопросы и так же быстро растворяются. За это наши дорожники их недолюбливают: у этих итальянцев всё слишком быстро – ни поговорить по душам, ни перекурить толком.

Люди мира

В село Соколив Житомирской области дорожники пока не дошли. Гладкое покрытие обрывается сразу за поворотом в этот населённый пункт. Будто для усиления эффекта за чёрной линией нового асфальта рассыпан навоз. Напротив села – каркас новой металлической остановки.

«Думаешь, её ещё не собрали или уже сломали?» – обсуждаем с коллегой. Решить спор берётся местная жительница Надежда Савченко. Ей о грядущем футбольном празднике думать некогда, потому что если она начнёт думать о Евро, некому будет собирать картошку на огороде. Ездить на велосипеде к родственникам в соседнее село теперь, конечно, удобнее, но на этом её отношения с международной трассой заканчиваются. Местные мужчины устраивались в дорожные бригады охранниками, женщин туда не звали.

Жизнь по соседству с главным украинским автобаном не только тешит самолюбие, но и кормит. Местные, из года в год продающие на обочинах овощи и фрукты, признаются, что с появлением нового дорожного покрытия покупателей стало больше. Те, кто раньше не решался трястись по ямам, сегодня охотно пускаются в путь. По прогнозам Укравтодора, к 2026 г. пропускная способность ключевых развязок составит почти 50 тыс. машин в сутки.

Правда, чем популярнее трасса, тем сильнее дрожат стёкла и вибрируют стены в придорожных домах. Бывает и ещё интереснее. Как утверждают жители села Тараканов Ровенской области, пока делали основную трассу, повредили сельскую дорогу. Так и оставили – на её ремонт разнарядки не было.

Кстати, что касается каркаса остановки. Правильный вариант ответа –уже сломали. Остановка была обшита сеткой. Это и сыграло роковую роль. Потому что сетка – товар стратегического значения в хозяйстве. Ею можно огородить свинарник, загон для кур или просто кому-то продать за бутылку.

По кустам


Вечные ценности. Неизменная во все времена изюминка украинских трасс – туалеты класса «М», «Ж»

Новые дорожные указатели такой популярностью не пользуются, поэтому продолжают стоять. Мчась по гладкой трассе, можно развлекаться их чтением, совершенствуя свой английский. Узнать, например, что Гай читается как Hai, а украинская милиция – это Police. Кстати, если судить по указателям, памятников истории и культуры в Украине раз-два и обчёлся. Например, с трассы виден Олесский замок, расположенный недалеко от Львова, но о том, что это именно он, можно лишь догадываться.

Таракановому форту в Ровенской области повезло ещё меньше – от глаз проезжающих его скрывают глухие заросли. Туристу, желающему им полюбоваться, придётся свернуть за кладбищем, проехать между огородами, посмотреть на недоумённые лица местных жителей, чесануть боком машины ветки деревьев. Вместо указателей в форте конца ХIХ века туристы смогут насладиться экспрессивными надписями вроде «Коля – пидор и шестёра».

С местами отдыха для водителей вдоль трассы – тоже не всё гладко. Указатели уже есть, но сами площадки пока представляют собой голые участки с красивым новым асфальтом. В их обустройстве дальше других продвинулись в Корецком районе Ровенской области. Здесь уже и беседки установлены. Правда, вокруг них разгорелся нешуточный скандал. Возник он из-за блогера и политолога Юрия Романенко, который через Facebook написал открытое письмо Борису Колесникову, утверждая, что места отдыха стоимостью 7000 грн. за штуку прошли в смете по 50 000 грн. На эти беседки можно посмотреть и сегодня: аккуратные деревянные домики, скромненькие, но чистенькие.

Юрий Романенко на трассе Киев – Чоп частый гость, минувшим летом каждую неделю мотался по ней к родным. Хорошо знаком и с зарубежными трассами – много ездил по работе. По его наблюдениям, отличие белорусских и польских от наших в том, что, ремонтируя крупные дороги, там не забывают о второстепенных. Удивляет и авральность ремонтных работ в Украине, что приводит, например, к проседанию дороги, как это произошло под Ровно.

«Инженеры говорят, что в том районе проседание было неизбежным – такая специфика грунта», – говорит Романенко. Но больше всего его интересует, почему строят турецкие и итальянские, а не украинские компании. Украинцев в основном используют на низкооплачиваемых работах. Как бы там ни было, блогер убеждён: трасса Киев – Чоп сегодня лучшая в Украине.

Кстати, одна из её достопримечательностей – новые фонари, установленные там, где М-06 проходит через населённые пункты. Правда, большинство из них пока не горят. Впрочем, и без них любому туристу известно, что девушки у нас красивые.

Анна Устенко, Фокус

19
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.