Поколение "Тест": как обязательное выпускное тестирование отразится на будущем нации

Сегодня состоялось тестирование выпускников по всемирной истории. Через несколько дней учеников 11-х классов ждет очередной этап выпускного тестирования – впервые в этом году оно обязательно для всех.  С этих ребят в Украине начнется поколение, воспитанное на тестах. Психологи говорят, что оно будет отличаться от поколений, выросших на экзаменах

Related video

Киевская гимназистка Наталья Мизернюк, как и многие ее сверстницы, сдает тесты в первый раз. Она уверена, что такая система позволит избавиться от коррупции, но при этом отмечает: влияния человеческого фактора избежать не удалось.

– В каких-то группах все было четко – вовремя собирали заполненные тесты, не давали списывать, а в других разрешали общаться, спрашивать, – рассказывает Наталья. – Дополнительное время давали, потому что жалели нас, детей.

Подтверждает слова Натальи и абитуриент Владислав Мокриди, который также отмечает плохую организацию процесса:

– Во всех странах к тестам начинают готовиться за три года, у нас же на все про все выделили год. Я неоднократно пытался дозвониться в центр тестирования по телефонам, указанным на сайте, но все время попадал не туда, до последнего момента неясны были критерии тестов.

О плохой подготовке тестов и особой впечатлительности украинских школьников в последнее время говорят и пишут много. Детский психолог Екатерина Овчаренко рассказала Фокусу, что в тестовые дни у нее прибавилось количество клиентов, а некоторые дети даже "не хотели жить". Хотя, казалось бы, трудно чем-то испугать представителей поколения, которое подвергается различным стрессам с ранних лет.

Новые времена
Заведующий кафедрой психологии Полтавского педуниверситета Владимир Моргун выступает против тестирования как единственной системы оценки. По его мнению, нельзя исключать из этой цепочки школу и вуз.

– Вуз должен видеть, кого берет. Ведь может так получиться, что по тестам человек поступил, а потом выясняется, что у него, например, косноязычие, – говорит Моргун, имея в виду прежде всего педагогическую специальность, где это является существенным недостатком.

Кстати, вузы из процесса принятия абитуриентов полностью исключить пока и не удастся. Например, в школьных тестах нет английского языка, и если, скажем, баллы по украинскому возьмут из сертификата, то вузовский экзамен по иностранному, по сути, и станет основным испытанием.

Но в школах уже почувствовали наступление новых времен.

– У нас сейчас если полкласса ходит на уроки – уже хорошо, – признается Наталья Мизернюк.

Снижение роли аттестата и выпускных экзаменов приводит к тому, что в свой последний школьный год ребята просто перестают ходить на уроки, отдавая предпочтение занятиям с репетитором по нужному предмету.

27-летний харьковский журналист Андрей Печенежский ходил сдавать тесты со всеми просто так, но затем подумал, что если написал нормально, то, может, стоит получить второе высшее образование.

– Неправильно, что через это должны проходить все, в том числе и те, кто на второе высшее идет – это ведь разные весовые категории, – рассуждает он. – С одной стороны, в силу жизненного опыта я умнее одиннадцатиклассника, с другой – я уже не помню, например, первых строк песни, с которой начиналась "Наталка-Полтавка", а "киндер" это месяц назад учил. Да и зачем это нужно 27-летнему дядьке? Если уж я решил поступать, то четко знаю, чего хочу.

Эксперты и психологи выделяют следующие подводные камни тестов: большую роль человеческого фактора – из-за обычной описки или небрежно поставленного крестика (эта проблема уже всплыла) можно упустить уникума с нестандартным мышлением и, наоборот, взять в вуз "случайного прохожего".

Между тем ученики испытывают ностальгию по экзаменам совсем по другим причинам.

– Во время экзамена можно заболтать преподавателя, даже если ты не знаешь полного ответа на вопрос билета. Выехать на красноречии, обаянии, подсказках, наконец! – делятся хитростями студенты.

Рабочие вопросы
Если в системе образования тесты являются новинкой (кроме разве что флагманской Киево-Могилянской академии, где тестирование введено уже давно и без всяких указок сверху), то в других сферах они более распространены. После учебных тестов следуют тесты при поступлении на работу и так далее.

– Как психолог я знаю, что умный человек может обмануть тесты, – говорит Фокусу ведущий консультант по подбору кадров агентства активного рекрутинга "Навигатор" Юлия Цимбаль. – К тому же можно для этого просто натренироваться. Поэтому устраивать поголовное тестирование для потенциальных сотрудников – не всегда оправданно.

Впрочем, даже если перед рекрутером – профи по прохождению тестов, психологи уверяют, что таких можно вычислить сразу: их тесты получаются очень уж позитивными и на их решение они тратят больше времени.

Часто рекрутинговые агентства используют переводные тесты, которые абсолютно не соответствуют украинским реалиям. Поэтому серьезные компании предпочитают заказывать специализированные дорогостоящие тесты у консалтинговых агентств.

Тесты на общее развитие с вопросами вроде "назовите столицу Словении" попадаются в основном соискателям не самых высокооплачиваемых профессий. Так, специалист по PR Оксана Кравцова в свое время два раза попадала на один и тот же тест в разных местах, поскольку тестирование проводило то же агентство.

Тестирование желающих попасть на работу, например, в кампанию Procter&Gamble проходит в онлайн-режиме. Сначала на сайте заполняется форма, затем соискатель получает письмо на e-mail со ссылкой на онлайн-тестирование, потом он проходит тест на оперативность мышления (50 не самых легких вопросов за 65 минут). Сложность заданий можно оценить на примере такой задачи: "Общая стоимость ремонта автомобиля по 5 позициям составила $195. Капитальный ремонт карбюратора стоит в два раза дороже регулировки, ремонт тормозных колодок стоит треть ремонта карбюратора, а центровка и балансировка колес, каждая в отдельности, стоят треть от регулировки. В какую сумму обойдется регулировка?"

Причем не факт, что среди приведенных ниже ответов найдется правильный.

Эмоции зачеркнуть?
Впрочем, несмотря на значительную роль тестов в найме сотрудников, при выборе кандидата на солидную должность одним тестированием дело не ограничивается. Решающим фактором остается собеседование (и зачастую не одно) – видимо, в вопросах характеристики личности тестам все же не очень доверяют.

Один из бесспорных плюсов тестов – экономия драгоценного бизнес-времени. Но многие психологи бьют тревогу, предрекая незавидное будущее поколению, воспитанному на безликой системе "вопрос – варианты ответа". По их мнению, тесты подавляют индивидуальность и творческое мышление, воспитывая исключительно утилитарный подход к жизни.

– Сейчас у нас информационная эпоха, поэтому нужны люди с рациональным складом ума, у которых больше развито левое полушарие – формально-логическое мышление, – говорит психолог Наталья Кухтина. – Но этот перекос не менее негативен, чем обратный.

Кухтина уверена: если у людей не будет развиваться так называемый эмоцио­нальный интеллект, то в дальнейшем это приведет к депрессиям, синдрому хронической усталости и даже суицидам. И приводит в пример успешную Японию, лидирующую по количеству самоубийств. Владимир Моргун солидарен с ней. По его мнению, тестовый конвейер без индивидуального подхода – путь в никуда.

– Конечно, с введением тестов страдает творческое мышление, а из нас просто делают нацию покорных исполнителей, – считает он.

Но не все настроены столь пессимистично.

– Тесты учат мгновенно ориентироваться в жизни, включать логику и из минимума информации выбирать главное, – утверждает преподаватель педагогики Елена Сысоева.

Таким образом, выходит, что тесты наилучшим образом соответствуют современной прагматичной действительности. Так что их возможные недостатки – это и ее недостатки тоже.