Индиана Джонс: по черепам к бессмертию

22 мая состоится мировая премьера картины Стивена Спилберга "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа". Фокус решил выяснить, почему приключения нестареющего археолога все еще актуальны для сиквела

Related video

19 лет, прошедших со времен третьего фильма об Индиане Джонсе, – достаточный срок для интриги. Поэтому хочешь не хочешь, а посмотреть четвертый фильм из серии о профессоре археологии Генри Индиане Джонсе придется. Поскольку никто из кинопрокатчиков не рискнул тягаться с долгожданным сиквелом – все прочие премьеры перенесены на другое время. Так что четвертая часть приключенческой эпопеи будет как минимум неделю безраздельно царить на киноэкранах, в том числе и украинских.

Создателям картины это только на руку. Снимая "Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа", команда во главе с режиссером Стивеном Спилбергом превысила запланированный 125-миллионный бюджет, потратив $185 млн. При этом Спилберг, его давний друг, продюсер и сценарист фильма Джордж Лукас, а также главная звезда картины Харрисон Форд отказались от высоких авансов. Теперь ленте нужно собрать по крайней мере $400 млн., чтобы и создатели, и прокатчики получили прибыль.

Перспектива вполне реальная, ведь компания-дистрибьютор Paramount Pictures сделала рекордное количество кинокопий – 12 тысяч. А место для премьеры выбрали самое подходящее – Каннский кинофестиваль, за неделю до мирового проката.

Профессор-герой

Другим хорошим рекламным ходом оказался первый трейлер фильма, выложенный в интернете. За первую неделю его посмотрело рекордное количество пользователей – более 200 млн. Но среди миллионов любопытных не было украинского поклонника Индианы Максима Артеменко. "Я был спокоен за Индиану и знал, что трейлер замечательный, потому и не торопился смотреть", – говорит копирайтер рекламного агентства Leo Burnett-Украина. Тем не менее перед премьерой "Королевства хрустального черепа" он намерен пересмотреть три предыдущие части тетралогии.

– С одной стороны, Индиана Джонс – типичный комиксовый персонаж. Но при этом он не похож на других супергероев, – рассказывает Максим об одном из своих любимых персонажей. – Когда с Индианой что-то приключается, за ним кто-то гонится или он кого-то спасает, то у него на лице нет выражения, будто это его долг и по-другому он не может. Джонс не хочет попадать в эти приключения, они сами его находят. А он к этому относится как человек здравомыслящий, без какого-то сумасшедшего огонька в глазах. Поэтому Индиана совершенно гениален.

В качестве конкретного примера Артеменко приводит одну из своих любимых сцен из первой части эпопеи, ленты "Искатели утерянного ковчега" (1981). По сценарию Харрисон Форд должен был драться на мечах с арабом. Но у Форда, как и почти у всей съемочной группы, в то утро начался жуткий понос. Актер каждые 10 минут бегал в туалет. Поэтому он предложил внести в сценарий небольшое изменение.

– И получилась гениальная сцена: люди расступаются, выходит араб, завернутый в черное, и вертит вокруг себя мечом. Форд смотрит, не двигаясь. Потом достает револьвер, стреляет, араб падает – и все, никакого геройства. А вот если бы на месте Индианы был Супермен, он бы точно, прежде чем расправиться с этим арабом, поднял его в стратосферу, – сравнивает двух культовых героев Артеменко.

Именно за такие полупародийные сцены и талантливо разыгранные гэги зрители и ценят фильмы о похождениях археолога. "Запоминаются зрелищные эпизоды, например, как Шон Коннери, который в третьей части играет Джонса-старшего, сбивает немецкий самолет, разогнав зонтиком чаек на побережье", – приводит свой пример Дмитрий Шабеко, начальник управления телекоммуникаций компании "Эр-Джи-Дейта".

Однако еще больше его привлекла идея построения сюжета вокруг средневековых легенд, зашифрованных надписей и древних библиотек. "Возможно, у меня был чисто подростковый интерес к подземельям, потайным ходам и прочим таинственным вещам", – объясняет причины своего интереса к приключенческой саге Дмитрий. Такого же подросткового развлечения ждет он и от новой части эпопеи: "Хочется настоящего экшена, интересных историй, простых и понятных героев".

Сюжет – до сих пор тайна

Создатели нового "Индианы" постарались, чтобы ожидания зрителей оправдались и четвертый фильм оказался не хуже первых трех. "Я с самого начала решил, что новые технологии никак не изменят сути нашего фильма, – заявил в одном из недавних интервью Стивен Спилберг. – Никаких павильонных съемок, мне нужно было ходить по настоящей площадке и ставить реальные трюки. Новые приключения решили подать в традиционном ключе, не изменяя духу всей остальной трилогии".

Чтобы как следует проникнуться этим самым духом, режиссер не только сам пересмотрел ее, но и усадил в соседние кресла занятых в съемках оператора Януша Камински и актера Шиа ЛаБефа. Ну а исполнителю главной роли Харрисону Форду особой подготовки не понадобилось. "Самое удивительное, что вернуться к роли Инди спустя столько лет оказалось невероятно легко. Стоило надеть кожаную куртку, нахлобучить шляпу – и я был готов", – описал он свое быстрое перевоплощение.

Действие нового фильма происходит в 1957 году, то есть и в киношной реальности тоже прошло 19 лет. Несмотря на свои 65 лет, Форд сам исполнил почти все трюки в "Королевстве хрустального черепа". "Я в хорошей форме, – посмеиваясь, объяснил актер. – Так что физические нагрузки – не проблема".

Сюжет картины создатели и исполнители держат в тайне. Известно только, что Индиана Джонс отправляется на поиски хрустального черепа – реликвии, которая может принести своему владельцу власть и могущество. Дело происходит в разгар холодной войны, и на след черепа выходят советские спецслужбы во главе с агентом Ириной Шпалко (ее сыграла Кейт Бланшетт). Чтобы склонить Индиану к сотрудничеству, они похищают любовь всей его жизни – Мэрион Рэйвенвуд.

– Пропагандистская фигня, стилизованная под 57-й год, – иронизирует над фабулой "Королевства хрустального черепа" Сергей Ковальчук, специалист департамента мониторинга одной из киевских консалтинговых компаний. – Советские, читай – русские, спецслужбы предлагали Индиане деньги и даже газ по внутренним ценам, но он отказался. Поэтому им пришлось похитить его женщину. И тогда Джонс идет на сделку с совестью, но исключительно во имя любви и профессиональных навыков.

Старая трилогия Ковальчуку все же нравится, но сейчас он настроен скептически: "Когда вышли первые три фильма, то они были естественными, а сейчас, по-моему, продолжения снимают, чтобы поднять кассу. Так что сложно сказать, будет ли это качественное и интересное кино".

Пока среди зрителей все еще находятся сомневающиеся в потенциальных достоинствах четвертого "Индианы Джонса", команда его создателей уверена в успехе своего масштабного детища. "Я могу сказать, что мы не ошиблись, воскресив Индиану Джонса и отправив его навстречу очередным приключениям, – уверяет Спилберг. – Так что ждать столько времени имело смысл".

Лучшие фильмы Стивена Спилберга

Название Год Рейтинг imdb.com Бюджет Прокат «Оскар»
(всего
номинаций)
Список Шиндлера 1993 (8.80) $25 000 000 $317 100 000 7 (12)
Искатели потерянного ковчега 1981 (8.70) $18 000 000 $384 140 454 4 (9)
Спасение рядового Райана 1998 (8.40) $70 000 000 $440 819 491 5 (11)
Индиана Джонс
и Последний крестовый поход
1989 (8.30) $48 000 000 $494 800 000 1 (3)
Челюсти 1975 (8.30) $12 000 000 $470 600 000 3 (4)
Инопланетянин 1982 (7.90) $10 500 000 $792 910 554 4 (9)
Близкие контакты третьей степени 1977 (7.80) $20 000 000 $303 788 635 1 (9)
Мюнхен 2005 (7.80) $75 000 000 $47 379 090
(в США)
0 (5)
Поймай меня, если сможешь 2002 (7.70) $52 000 000 $351 112 395 0 (2)
Парк Юрского периода 1993 (7.70) $63 000 000 $914 691 118 4 (4)