Зона красоты. Украинская пенитенциарная служба выбрала свою Мисс

Украинская служба исполнения наказаний взялась доказать, что пенитенциарная система – не только серые камеры и колючая проволока, но и место работы интересных разносторонних людей. В авангарде борьбы за имидж – красавицы в форме

Related video

Мисс пенитенциарная служба Житомирской области Оксана Брицун ко всему относится с юмором. Говоря о своей работе, она любит цитировать Петра I, который сказал, что в тюрьме должны работать люди добрые и веселые.

"Наша Коростенская колония находится в самых благоприятных географическо-климатических условиях – в прекрасном Полесье. Это позитивно влияет на работоспособность", – рассказывает девушка. В последнее время у Оксаны появился еще один связанный с работой стимул – участие в специализированных конкурсах красоты.

Их начали проводить в этом году. В середине ноября состоялся финал первого всеукраинского состязания за звание "Мисс пенитенциарная служба". Цель у конкурсов амбициозная – помочь изменить имидж госструктуры. Менять его решили в связи с подписанным в декабре 2010-го указом президента, согласно которому веющая холодом формулировка "Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний" изменится на куда более изящную и загадочную: "Государственная пенитенциарная служба".

Игра контрастов
"Звезда лучезарная" и "служба пенитенциарная", "без протекции" и "криминальной инспекции" лихо рифмуют конкурсантки на сцене. Стихи о службе, принципах, офицерах, долге и стране льются в зал на одном дыхании. Зачитываются они одухотворенными голосами в сопровождении тяжелой музыки и видеороликов о том, как красивые молодые девушки стреляют, маршируют и закрывают тяжелые металлические решетки.

Жительница Коростеня Оксана эти решетки видит каждый день. Три остановки на общественном транспорте – и она на работе, в колонии №71, где отбывают наказание более тысячи заключенных. Собственно за тем, чтобы все эти люди свое наказание отбыли, девушка и следит. Работает в сугубо мужском коллективе, в отделе охраны. Занимается электронными системами, сигнализацией. Дома о трудовых подвигах не рассказывает – запрещено.

Говорить с Оксаной непросто: со сцены гремит музыка, а подсесть поближе не удается – представитель пенитенциарной службы окружена пышными юбками своего нежно-розового платья. Шила его сама.

"Традиционный фасон расшиваете фатином, бисером. Все очень просто", – объясняет Оксана, которая буквально только что говорила о ночных сменах и строгом режиме.

Слово "контраст", пожалуй, недостаточно выразительно для описания происходящего на сцене и за кулисами конкурса. К примеру, Ольга Левицкая из Дубенской исправительной колонии в Ровенской области с одинаковым упоением рассказывает о том, какую икону сейчас вышивает, и о том, как занимается организацией встреч родственников с заключенными.

"В наших комнатах встреч всегда очень аккуратно", – не без гордости заявляет миловидная Ольга, одетая в вечернее черное платье. По ее словам, киноистории о напильниках в пирогах – не вымысел. Чаще всего пытаются передать алкоголь, сигареты и колюще-режущие предметы. Поэтому все посылки тщательно проверяются. Говорим с Ольгой под звучащий со сцены патетичный саундтрек к "Звездным войнам". Он придает происходящему еще большую сюрреалистичность.

Все четко
О том, что конкурс красоты будет несколько нетрадиционным, можно было догадаться еще до попадания в зал. Два поста охраны на входе. Пальто в гардеробе не обмениваешь на номерок, а просто вешаешь – здесь никто ничего не украдет.

За кулисами все как при исполнении – сдержанны, немногословны, собранны. На подхвате дежурит медбригада: если кто-то из участниц не выдержит бремени славы – тут же дадут пилюлю и спасут.

Больше похожая на гостью кинофестиваля, чем на сотрудника пенитенциарной системы, Марина Гричанюк из Харькова говорит, что помощь врачей ей вряд ли понадобится: за время работы характер закалился так, что вывести ее из равновесия почти невозможно. В обязанности начальника Харьковского райотдела уголовно-исполнительной инспекции входит проведение воспитательных бесед с осужденными. Преступницам рассказывают о том, что пить-курить – плохо, что дома ждет семья и что становиться на путь исправления никогда не поздно. Воспитывать приходится как нахулиганивших подростков, так и уголовников-рецидивистов.

"Как даете понять, что вы здесь не просто красивая девушка, а командир?" Марина расплывается в улыбке. Говорит, помогает форма и общение со всеми исключительно по имени-отчеству. Показывает фото с работы: волосы заколоты, сдержанный макияж, никаких каблуков – словно другой человек.

"Где еще две?" – строго вопрошают люди в форме, руководящие конкурсом за кулисами. Девушки кокетливым строем выходят на сцену. Сдержанно улыбаясь, ждут вердикта судей.
Жюри и спонсоров конкурса пришлось подбирать долго. Потому что одно дело найти желающих выбирать красавиц в каком-нибудь вузе или на ткацкой фабрике, и совсем другое – отыскать тех, кто захочет вступить в отношения со структурой, руководящей тюрьмами. В итоге смельчаки все же объявились – конкурс судили режиссер-постановщик Национальной оперы Украины, два директора модельных агентств и полковник милиции.

Первой "Мисс пенитенциарная служба Украины" стала делегатка от Черниговской области Катерина Рубанова. Она занимается спортом, умеет стрелять из пистолета, увлекается страйкболом, ну и ко всему, конечно, исполнительный сотрудник и просто красавица.

Впрочем, в отличие от традиционных конкурсов красоты, где правят бал конкуренция и закулисные интриги, претендентки на звание главной красавицы службы исполнения наказаний разделяют олимпийский принцип, в соответствии с которым победа уступает по значимости самому факту участия. Ведь, несмотря на смелую заявку о ребрендинге их службы, в повседневной жизни прекрасных тюремщиц не так уж часто есть место и повод для праздника.

Анна Устенко, Фокус