Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Свесив кофе. В Украине приобретает популярность новая форма благотворительности

Свесив кофе. В Украине приобретает популярность новая форма благотворительности
Игра и благотворительность – движение «подвешенного кофе» – быстро приобретает в Украине популярность и метит на роль национального обычая
000

Посетитель заходит в кафе и покупает две чашки кофе, уточняя: «Второй подвесьте». Для него готовят один эспрессо. Выпив его, он покидает заведение. «Есть подвешенный кофе?» – интересуется через некоторое время следующий гость. Ему выдают напиток, не взяв денег. Так работает старый итальянский обычай, мотивирующий бескорыстно делать добрые дела случайным людям. Изначально слова «подвешенный» и «свесить» в новом смысле использовали только для кофе. Но в Украине эта традиция, называемая также «отложенный хлеб» или «открытая ладонь», разрослась, трансформировалась и превратилась в целое движение. Причём за небывало короткий срок.


Палка за палкой. Чтобы посетители знали, есть ли в наличии бесплатные напитки и блюда, об этом сообщают на специальных досках

Его инициатор Зураб Аласания, соучредитель популярного харьковского интернет-портала «МедиаПорт», не перестаёт этому удивляться. Изначально в задумку вообще мало кто верил. Сегодня же к «подвешенным» подключается по нескольку заведений в день. Харьков, Киев, Симферополь, Ужгород, Донецк, Днепропетровск «подвешивают» кто во что горазд. «Свесить» нынче можно напитки, обеды, книги, билеты в кино, фотосессии, проживание в отелях, юридические консультации. «Недавно обратились из Научно-реабилитационого центра для детей с ограниченными возможностями. Тоже хотят присоединиться. Но не знают, в какой форме, – рассказывает Аласания, который за последние пару недель превратился в едва ли не главного Деда Мороза страны.

Национальная гордость
Удивляет Зураба не только активность украинцев, но и то, что мы оказались в этом движении впереди планеты всей. «Считается, что этот обычай пришёл к нам из Италии. Я говорил с итальянцами. Многие из них ничего об этом не знают. Он существует только на юге страны, очень локально, – делится наблюдениями харьковчанин.


В кафе и в кино. Одесситка Светлана Рябинина с удовольствием «подвешивает» и «свешивает», не видя в этом ничего зазорного

Не приживается задумка и в Канаде. Парни из этой страны так загорелись идеей, что списались с Зурабом, создали англоязычный сайт, аккаунты во всех соцсетях, расписали концепцию, начали
ходить по заведениям, неся идею в массы. Но пока результатов мало.
Подключиться к движению решили и активисты из Беларуси и Армении. За основу они, как и канадцы, взяли логотип, разработанный харьковским дизайнером. По мнению Зураба, использование единого логотипа во всех странах важно – только так локальная идея сможет перерасти в глобальное движение. Две ладони станут чем-то вроде знака «пешеходный переход» – каждому он будет знаком.

Немало сторонников «подвешенного» есть в России. Но там идея ширится не так стремительно.
Зураб зарабатывать деньги на «подвешенном» проекте не планирует. Но сегодня, видя, как дело ширится, он хочет создать профильный сайт движения и запустить мобильное приложение. Благодаря последнему люди смогут быстро находить
«подвешенные» заведения в любом городе Украины, а в перспективе – и мира.


Идея на миллион. Харьковчанин Зураб Аласания не ожидал, что его проект станет настолько популярным.
Но зарабатывать на нём он не намерен

Шквал идей
Главной причиной популярности движения в Украине его адепты называют особенности национального менталитета. Говорят, что отзывчивость и склонность к тимуровским поступкам у нас в крови. На руку «подвешенному» сыграла и неоднозначная ситуация в стране. Общие проблемы побуждают сплачиваться и помогать друг другу.

Кроме того, для заведений примкнуть к идее – это эффективный и зачастую бесплатный пиар. Чтобы стать оплотом движения, не нужно никаких постоянных финансовых вливаний. Необходимо только распечатать логотип, прикрепить его на дверь и «подвесить» несколько товаров для затравки.

У управляющего киевского кафе «Варенье» Андрея Пинчука после того, как он присоединился к течению, количество посетителей резко возросло. Сначала люди стеснялись «подвешивать» и «свешивать», но вскоре вошли во вкус. Сегодня на доске «подвесов» Андрея – пара десятков эспрессо, какао, порция блинов и даже коньяк за 58 грн., самый дорогой в кафе. Видя интерес гостей к идее, Андрей завёл в кафе ещё одну доску для «подвешенных» напитков и блюд – раза в четыре больше первой.

«Многие уже не верят в благотворительные фонды и людей, просящих милостыню. А это новый способ сделать доброе дело», – рассуждает Андрей о причине популярности движения. Чтобы не допустить злоупотреблений чьей-то щедростью, управляющий кафе ввёл правило: в одни руки не больше одного «подвешенного» продукта.



В Украине движение уже не ограничивается кофейнями. К «подвешенным» примкнул харьковский кинотеатр «Боммер». Билеты на его показы стоят примерно как чашка кофе – 15–20 грн., это та сумма, с которой украинский средний класс согласен расстаться без лишних раздумий. Исходя из тех же расчётов в киевских магазинах косметики «подвешивают» краску для волос – по 20 с небольшим гривен. В одной из гостиниц на Азовском побережье «вешают» сутки проживания в номере. «Свесить» теперь можно даже юридические консультации.

«Я не хожу в кафе и не могу «подвесить» кофе, но я очень бы хотел подключиться к движению, – говорит «подвесивший» свои услуги адвокат Виктор Ермолаев. Он утверждает, что и раньше давал бесплатные консультации людям с небольшим достатком. Сейчас трансформировал услугу в прогрессивную оболочку. Первое «свешивание» консультации уже произошло. Обратилась девушка: в её машину врезалось авто, за рулём которого был пьяный милиционер.



Хорошо висим
Одесситка Светлана Рябинина не согласна с мнением, что «подвешенный кофе» – только для малоимущих. Свою точку зрения она активно отстаивает в социальных сетях. «Я думаю, в ближайшее время движение перерастёт в два направления. Первое – сугубо благотворительность. Второе – игра для тех, у кого проблем с деньгами нет, но кому приятно угоститься бесплатно или угостить незнакомого человека, – рассуждает Светлана, которая уже «подвешивала» и «свешивала» кофе в барах. По её мнению, полностью насладиться идеей движения украинцам мешает гордость и подозрительность. «У нас люди во всём ждут подвоха, и, к сожалению, на это есть причины, – отмечает Рябинина. – Когда на украинский рынок зашёл первый лоукост, я всех знакомых уговаривала пользоваться его акциями и летать за символическую цену. Но большинство смеялось, приговаривая: «Вот полетишь, потом расскажешь». Светлана очень рассчитывает, что ситуация изменится и «подвешенное» движение из диковинки станет модой, а затем, возможно, и нормой.

Виктор Ермолаев, «подвесивший» юридические консультации, тоже надеется на такой ход событий. Он видит множество сфер, в которых можно было бы применить идею. Например, маршрутные такси или аптеки. В транспорте это помогло бы минимизировать извечные конфликты между водителями и льготниками. Но Виктор понимает: контролировать процесс не удастся – «подвешенное» движение основано исключительно на доверии.

По мнению Зураба, на следующий виток движение выйдет, когда к нему подключатся сетевые магазины и заведения. Их локальные представители регулярно обращаются к харьковчанину, но все решения им необходимо согласовывать с центральными офисами, поэтому процесс затягивается. Вот-вот должна подключиться сеть харьковских студенческих буфетов. Среди «подвешенных» передовиков уже два крупнейших харьковских хлебокомбината. Если движение и дальше будет расширяться такими темпами, то у Украины появится шанс стать родиной нового тренда, и тогда нашу страну начнут ассоциировать не только с Femen и Чернобылем.

Анна Устенко, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.