Каждому по уму. Украину ждет бум дистанционного образования

Образовательная среда вместо школ, стэнфордский дистанционный курс на дому, академия на Youtube – новые методы разрушают устоявшиеся представления о том, как и чему можно учиться

Related video

13-летний Борис Кислинский, в прошлом ученик престижной школы, уже полтора года учится по индивидуальному плану. Традиционная классно-урочная система образования для него оказалась пыткой. Итог – низкая мотивация и апатия. "Еще в начальной школе нам сказали, что у мальчика рассеянное внимание", – говорит его мама Анастасия Кислинская. Сейчас Борис проходит школьную программу с учителями из центра "Новый репетитор". Это не просто объединение учителей и репетиторов, а супермаркет знаний, где легко освоить школьный предмет в индивидуальном темпе, который гораздо выше школьного. Так, за год без особого напряжения можно пройти программу двух классов. Ежемесячная плата не превышает 3000 грн. и включает 45 академических часов интенсивного обучения.

"Появление такого предложения на образовательном рынке – это реакция общества на то, что государственная система обучения не отвечает реальным запросам общества и времени", – рассуждает Анастасия Кислинская. Она настолько увлеклась новыми подходами к образованию, что ушла с должности топ-менеджера банка и возглавила Центр развития и развлечений "Дивосвiт". В развлекательном центре Анастасия запустила проект "Открытая школа" – с мастер-классами, играми и занятиями в свободной форме.

Это еще одна тенденция – новые образовательные программы создают родители. Организатор проекта "Новый репетитор" Евгений Мирошниченко – тоже отец подростка. В какой лагерь стоит отправить ребенка? Нужно просто создать свой. Примерно так рождаются идеи Евгения. На каникулах "Новый репетитор" организует лагеря с образовательными приключениями – квестами, съемками кино, разгадыванием сложных ребусов.

Задача такого проекта – не столько передача знаний, сколько создание интеллектуальной среды. В ней каждый участник индивидуально определяется со своей образовательной задачей и конечным проектом. Аудитория, на которую рассчитан "Персоналитет", – состоявшиеся люди, уже сделавшие карьеру или построившие бизнес. Студенты, окунувшись в образовательный процесс, должны испытать некую "перезагрузку", выйти за пределы собственных стереотипов. В начале 2012 года состоится первый экспериментальный набор. Такое образование нельзя сравнивать ни с курсами переподготовки, ни со вторым высшим образованием. Это принципиально другое обучение.

Подобный проект три года назад заработал в Москве. Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", несмотря на название, не ограничивает сферу интересов только заявленной тематикой. Студенты ежегодно выбирают для исследования несколько важных для России тем – от сохранения городской среды и миграции населения до энергетики будущего и виртуального пространства.

В таких образовательных проектах, как "Стрелка" и "Персоналитет", важным элементом обучения становится нацеленность на будущее, а не ориентация на нынешний рынок. Их цель – привить талантливым молодым людям исследовательские навыки и научить создавать новые продукты и идеи.

Знания – всем
Однажды аналитика инвестиционного фонда Салмана Хана попросили позаниматься математикой с его двоюродной сестрой. Они занимались по телефону и рисовали графики и формулы в совместном блокноте Yahoo Doodle. Сестре занятия очень помогли, и Салман стал заниматься с ее братьями. Затем к ним присоединились другие родственники и друзья семьи. Салман решил вывешивать ролики с объяснениями на YouTube и тем самым определил свою судьбу. Количество учеников стало расти в геометрической прогрессии. Бывший аналитик сделал сайт под названием "Академия Хана".

К алгебре добавились тригонометрия, математический анализ, арифметика и физика. Сегодня в "Академии Хана" можно найти более 2700 лекций по биологии, химии, астрономии, истории и финансам, а также получить помощь в подготовке к основным американским тестам.
Появление "Академии Хана" заставило многих людей серьезно задуматься. Одно время популярность ресурса школьного учителя была выше популярности лекций Массачусетского технологического института, Йельского университета и Беркли.

Сейчас у большинства ведущих вузов планеты, конкурирующих между собой, есть не только бесплатные видеолекции, но и бесплатные дистанционные курсы. "Самые распространенные посвящены бизнесу или IT", – говорит экономист Антон Кулага, магистр Киевского национального экономического университета. На протяжении трех месяцев он был студентом Стэнфордского университета, прошел дистанционный курс обучения по созданию нейронных сетей, слушая лекции и выполняя задания в удобное для себя время. "Хотя это и не является моей специальностью, мне давно хотелось понять, как строятся нейронные сети", – поясняет Антон. Для него этот курс точно не будет последним.

Попытки создать подобные школьные или вузовские проекты в интернете предпринимаются и в Украине. Но чаще всего школьные учителя, создающие сайты, предпочитают выкладывать теоретический материал, а не снимать интересные ролики. Но эта ситуация наверняка изменится – примеров для подражания хоть отбавляй.

Анастасия Рингис, Фокус