Прививки. ZA 26-X и против

Повинна ли индийская вакцина ZA 26-X  в смерти краматорского старшеклассника, неизвестно до сих пор. Тем временем в обществе зреет другой вопрос: нужна ли нам массовая вакцинация вообще?

Related video

12 мая 17-летнему Антону Тищенко из Краматорска сделали прививку от кори и краснухи. Через три часа у него поднялась температура; ночью он скончался в реанимации. Вскоре после такого старта массовой кампании иммунизации в больницах оказались еще несколько десятков школьников. Спустя пару дней их число почти достигло сотни. В Украине разразился скандал.

Послесмертие
"Эта смерть не связана с вакциной", – заявил главный санитарный врач Украины Николай Проданчук на третий день после трагедии. Но Минздрав все же приостановил вакцинацию. Тысячи ампул с препаратом изъяли из региональных поликлиник и отправили на карантин.

– Сейчас вакцина хранится в специальных условиях при температуре минус восемьдесят градусов, – рассказывает Фокусу главный иммунолог Киева Олег Назар, – потом ее проверят на иммуногенность, выяснят, в каких условиях она хранилась, не испорченная ли она, и решат, что с ней дальше делать. Пока этот процесс затормозили до выяснения причин смерти школьника: есть четкие правила проведения вакцинации, и будут проверять, соблюдались ли они.

Олег Назар не исключает, что Мин­здрав может возобновить вакцинацию. Однако провести кампанию массовой иммунизации теперь удастся едва ли – украинцы не доверяют импортной вакцине и намерены отказываться от прививок.

– Ежедневно в СМИ появляются новые факты, которые лишь усиливают недоверие. Либо говорят, что вакцина некачественная и просроченная, либо утверждают, что к страшным последствиям она непричастна. Думаю, многие не знают, чему верить. Но факт налицо: дети в Донецкой области до сих пор лежат в больницах, – говорит киевлянка Евгения Губина. – Впредь, если передо мной встанет вопрос о вакцинации, я буду отказываться. Не хочется рисковать своим здоровьем или самочувствием близких мне людей. Я сомневаюсь, что развитые страны, как, например, Франция или Германия, разрешили бы проводить вакцинацию на таком уровне, как у нас.

Частный предприниматель из Краматорска Алексей Лавриненко говорит, что не позволит делать прививки своим детям:

– Последним примером с насильно проводимой вакцинацией наш Минздрав полностью уничтожил остатки доверия к себе. Никто и не думал проводить многоуровневые лабораторные исследования препарата! Один летальный исход – это по официальным данным, которым уже мало кто верит, – и несколько десятков подростков в реанимации! Впору задуматься: насколько велик риск болезней, которых мы избегаем такой ценой?

Колоть или болеть
Риск велик, убежден известный детский врач и руководитель харьковского медицинского центра "Клиником" Евгений Комаровский. По его словам, отказываться от вакцинации – то же, что отказываться от ремней безопасности.

– Ремни, безусловно, необходимы, – говорит врач, – но в одном случае из миллиона, когда загорится машина, вы не успеете их отстегнуть и погибнете. Другое дело, что есть качественные ремни, которые сами отстегнутся, а есть некачественные. Вакцины тоже есть качественные и некачественные. Нельзя над детьми проводить эксперименты неведомо какой вакциной. Но и не прививать вообще – нельзя, иначе мы скатимся в пропасть, в Африку.

В 2006 г. в Украине от кори умерли пять детей. А в мире, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – полмиллиона. По мнению Евгения Комаровского, отказ от массовой вакцинации неминуемо приведет к вспышке эпидемии.

– Я высказываю независимое мнение: у меня нет начальников в Минздраве, но я за прививки, – говорит врач. – Проблема в том, что в Украине нет государственной политики в сфере вакцинации. Хотелось бы услышать от Президента и Премьер-министра: "Мой ребенок попадает в контингент, который надо прививать, он привит от кори индийской вакциной". Вот это позиция! А народу предлагают черт знает что – вакцину, которую в качестве гуманитарной помощи подарила ВОЗ. Страна, которая тратит миллиарды на выборы, не может купить для своих детей качественную вакцину! Страна с собственной интеллектуальной базой, со своими разработками берет подачку в виде индийской вакцины. Это же национальный позор! А особенности национальной медицины, национального характера, национальной журналистики – все это приведет к тому, что мы не признаемся в собственной неполноценности, а скажем, что во всем виноваты прививки. Не индийские, а вообще. Так мы нейтрализуем один из главных инструментов сдерживания инфекции. Вот это будет ужасно. Тогда нас не только в ЕС, но и в СНГ не пустят.

Далеко не все эксперты согласны с г-ном Комаровским. Доцент кафедры инфекционных болезней Национального медицинского университета им. Богомольца Андрей Шкурба на недавней пресс-конференции заявил, что Украина вовсе не нуждается в массовой иммунизации населения. "Роль нашей страны, по материалам ВОЗ, в распространении кори в Европе очень невелика, – сказал он. – К примеру, в 1997 году у нас было зарегистрировано 986 случаев заболевания. В Швейцарии, Великобритании – более тысячи. При этом в некоторых странах наблюдается эпидемия кори, но даже там не вакцинируют".

В ВОЗ оперируют другими цифрами и считают совсем по-другому. В ответе этой организации на запрос Фокуса сказано: "Более 80% всех случаев заболевания корью в Европейском регионе зарегистрированы именно в Украине. Официально доказано, что во время вспышки вирус кори был завезен украинцами в 12 европейских стран. Ежегодно около 20 тыс. молодых людей болеют краснухой. Решение о проведении массовой кампании иммунизации было принято еще в 2007 году в рамках региональной инициативы ВОЗ искоренить корь в Европейском регионе к 2010 г. 53 страны, включая Украину, взяли на себя обязательства достичь этой цели".

Белая халатность и заговор
В свою очередь председатель Комитета социальных вопросов Национального совета женщин Украины, доктор медицинских наук, иммунолог, профессор Екатерина Гаркавая сообщила, что еще в феврале 2008 г. украинские ученые предупреждали Министерство здравоохранения Украины о нецелесообразности проведения массовой вакцинации, и в Минздраве обещали отложить ее сроки до проведения исследований качества предложенной вакцины.

Сегодня известно, что в Украине качество вакцины не исследовали: препарат не проходил у нас клинических испытаний. Как заверили Фокус в ВОЗ и ЮНИСЕФ (детском фонде ООН, закупавшем и поставлявшем вакцину в Украину), клинические испытания проводятся в стране-производителе. То есть Украине остается лишь полагаться на сертификат ВОЗ. Впрочем, этой организации украинцы доверяют сегодня не больше, чем чиновникам из собственного Минздрава. Дело в том, что среди главных спонсоров массовой вакцинации фигурирует имя владельца телекомпании CNN, основателя фонда United Nations Foundation Теда Тернера. А ему приписывают мнение: Земля перенаселена, ресурсов не хватает – значит, необходимо сократить рождаемость, разрешить аборты и каждой семье позволить заводить не более одного ребенка. Разумеется, немногие готовы доверить здоровье своих детей тому, кто стоит на таких позициях.

Киевлянка Галина Ежова не верит во "всемирный заговор", но прививки боится больше, чем кори.

– Судя по последним новостям, это опасно! – говорит она. – Поскольку вакцинация массовая, проводится она как-то безалаберно.

О безответственности говорит и главный иммунолог Киева Олег Назар:

– Чтобы предупредить эпидемию, необходимо вакцинировать большую часть населения, и сделать это быстро – только так можно создать в обществе иммунную прослойку, лишить вирус питательной среды. Но при этом на каждого пациента нужно потратить не менее десяти минут: выяснить, болен он или нет, можно ли его вакцинировать сейчас или сделать это позже. Тогда риск поствакцинальных осложнений значительно снизится. Увы, у нас к этому условию, мягко скажем, пофигистское отношение. И качество вакцины здесь ни при чем.