Что мы едим

По известной формуле, мы есть то, что едим. И в некотором смысле это верно, если мы позволяем кормить себя гадостью

Related video

На то, что большинство продуктов в наших магазинах некачественные, жалуются многие. В том числе мать троих детей киевлянка Алена Карпухина.

– Супермаркеты перестали меня радовать. Товара много, а выбрать не из чего, – говорит Алена.

Ситуация понятна директору Лаборатории качества и безопасности АПК Украины Сергею Мельничуку. По роду своей деятельности он знает и о проблеме качества продтоваров, и о несоответствии этого качества ценам на них. Например, говорит г-н Мельничук, то, что продается под видом сметаны, вполне может оказаться смесью пальмового масла и сои, при этом на вид и на вкус лжепродукт нисколько не отличается от своего оригинала. В молоке нередко количество болезнетворных бактерий во много раз превышает допустимые нормы. В продуктах с надписью "био" очень часто отсутствуют кисломолочные бактерии, колбаса все реже имеет отношение к мясу – разве что лежала с ним на одной полке.

Каша из топора
– Все идет к тому, что химических составляющих в наших продуктах будет все больше, – считает Сергей Мельничук. – Используя новейшие технологии пищевой промышленности, можно имитировать любой вкус, а при желании – даже сварить вкусную кашу из топора.

На сегодняшний день в Украине разрешено использовать при производстве продуктов более тысячи химических компонентов. Контролировать их применение должен Минздрав, но осуществлять тотальный контроль оборота пищевой химии в министерстве не могут. Поэтому советуют выбирать продукты, сделанные по ДСТУ (Державному стандарту України), который по советской привычке именуется ГОСТом. Но еще есть ТУ.

– Пометка ТУ (технические условия. – Фокус) предполагает, что у производителя имеется собственная рецептура или нестандартное оборудование, – поясняет специалист Минздрава по детскому питанию Валентина Кульчицкая.

На деле чаще всего такое обозначение свидетельствует лишь о том, что продукт изготовлен на небольшом предприятии. В колбасе, сделанной по ТУ, почти всегда больше сои, а в тэушных конфетах – больше красителей и эмульгаторов.

– Закон не запрещает использовать добавки, которые по своим показателям не являются опасными, – объясняет Валентина Кульчицкая и рекомендует тщательно читать все, что написано на упаковке продукта, особенно если это касается детского питания.

– Государство просто не успевает контролировать производителей. Качество товара сейчас исключительно на их совести, – говорит Сергей Мельничук. – И в дешевой, и в дорогой колбасе может оказаться одинаковое количество трансгенной сои.

Фокус провел эксперимент. В одном из супермаркетов были куплены продукты широкого употребления. Покупки проводились по случайному выбору, вне зависимости от производителя. Этот набор отдали в лабораторию Сергея Мельничука. Результаты исследования подтвердили ожидаемое. Радиоактивного загрязнения ни в одном продукте выявлено не было: за это – спасибо. Но и дорогие, и дешевые сардельки, и ветчина оказались с генетически модифицированной соей (подробнее о ГМО). На упаковке об этом, естественно, не сообщалось. Зато в копченой колбасе генетических модификаций не нашли. А вот в свином фарше обнаружили следы неясно как туда попавшей говядины.

Еда как зеркало
Помимо того, что еда на полках магазинов содержит всяческие вредные для здоровья добавки, нередко попадаются продукты не первой свежести. А иногда – и вовсе контрафактного происхождения. По мнению специалистов из Главного управления по вопросам защиты прав потребителей при Киевской горадминистрации, почти половину реализуемой в столице пищевой продукции можно прямиком отправлять на утилизацию. Правда, раздобыть точную статистику вряд ли удастся. Ведь изъятые госинспекцией некачественные продукты вновь попадают в товарный круговорот.

Как говорят борцы за права потребителей, просроченные продукты с перебитой датой, переработанные в салаты, копчености, маринованные или кулинарные изделия, встречаются не только в мелких магазинах, но и в крупных торговых сетях. Косвенное свидетельство тому – простаивающие утилизационные заводы, которые раньше были в каждой области. Сегодня работают только некоторые из них: нет загрузки. И дело не только в том, что пищевики научились продлевать жизнь своим изделиям. Торговым сетям выгоднее продолжать реализацию просроченного неликвида. Вероятность того, что поймают за руку, невелика, а даже если и поймают, то единственное наказание – штраф. Такое положение дел устраивает многих высокопоставленных чиновников, имеющих свой "колбасный" бизнес. Именно с этим некоторые специалисты связывают пассивность борьбы с некачественными продуктами в нашей стране. Собственно, еда сегодня – зеркало социальных злоупотреблений.

Подайте домашнего
Вопросом, откуда продукты и какого они качества, задаются даже посетители ресторанов.

– В последнее время чаще стали интересоваться происхождением ингредиентов. Почти всегда спрашивают, откуда рыба, – рассказывает Валентина Ващенко, брэнд-менеджер сети ресторанов "Семья Бабуин". – Все больше становится посетителей, которые могут распознать, что, к примеру, картофель фри жарили на старом масле. Спрашивают, используются ли усилители вкуса и из какого молока готовят молочные коктейли. Понятно, что такие допросы устраивают не все.

Валентина не только любит вкусно поесть, она профессионально может оценить качество и правильность приготовления блюд. В рестораны г-жа Ващенко ходит, как на работу. И все чаще в меню находит блюда совсем не экзотические, а самые тривиальные, вроде паровых котлет или салата оливье.

– Ресторанная публика, видимо, устала от омаров и устриц, – рассуждает Валентина, – и хочет обычной домашней еды, исходя из принципа "чем проще, тем лучше". Лидеры продаж в этом месяце – салат греческий и салат из свежих овощей.

Публику радует, когда в меню указаны калории. Кстати, интересуются калорийностью не только женщины, но и мужчины. Популярностью пользуются блюда, приготовленные на китайской сковородке вок. Такой способ позволяет сохранить в пище больше полезных веществ.

– Люди с более высоким доходом больше пекутся о своем здоровье. Но тут действуют и иные механизмы. Человек с большим достатком, покупая дорогую еду, как бы доказывает себе: я молодец, я могу себе это позволить, я преуспел! – говорит социолог Марина Иванова, занимающаяся исследованиями в области потребления.

Она считает, что люди нередко получают больше удовольствия от принадлежности продукта к престижному брэнду, нежели от самого вкуса.

– Сейчас в моде экологически чистая продукция, – продолжает г-жа Иванова. – Но для многих компаний это всего лишь удачное словосочетание, маркетинговый ход. Я советую искать на упаковке обозначение европейского качества ISO 22000. (Подробно об экологически чистых продуктах).

Опять дефицит
Алена Карпухина, чтобы уберечь желудки своих малышей, свежее молоко покупает у молочницы из Броваров. Мясо заказывает у знакомого крестьянина. Овощи и зелень берет только у одной торговки на рынке. Такому примеру уже последовали многие ее знакомые. В новом качестве возрождается старое советское понятие "достать продукты". Только сейчас речь идет не просто о еде, а о хорошей еде – в понимании покупателя, разумеется.

Сергей Мельничук, несмотря на свою занятость, сам готовит домашние йогурты, считая магазинные непригодными.

В Европе распространяется новый способ отоваривания – "фермерская корзина", когда за определенную ежемесячную плату домой к заказчику раз в неделю привозят продукты, выращенные крестьянами близлежащих ферм.

Наши потребители – конечно, те, кого это заботит, – решают вопросы нового дефицита каждый по-своему. Потому что опыт показывает: власти не контролируют ни то, какой товар поступает в широкую продажу, ни то, сколько времени он лежит на полках магазинов.

ФокусаЖелаемое за действительное. Фото>>>