Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Органические продукты. Спрос без закона

Органические продукты. Спрос без закона
Тот, кто боится пищи с генетическими модификациями и химическими добавками, ищет и находит органические продукты
000


По привычке архитектор Светлана Егорова, беря что-нибудь съестное с магазинной полки, пристально рассматривает этикетку, тщась обнаружить на ней маркировку organic. Еду с этой пометкой она покупала несколько лет, пока училась в Лондоне. На родине такую пищу разыскать удаётся нечасто, вернее – почти никогда.

Едоки биологии
Organic или bio – так в западном мире называются экологически чистые продукты. Их производят без всякой химии и каких-либо химических добавок, на специально сертифицированных чистых землях. Собственно, это такая же еда, которая была полтора века назад – до изобретения ядохимикатов и «тяжёлых» удобрений. 

Натурпродукты в среднем обходятся европейцам на 10–50% дороже обычных, но спрос на них растёт.

– В Лондоне популярны не только органические супермаркеты, но и смуси-бары, где подают коктейли из органических фруктов и овощей, – почти с благоговением  рассказывает Светлана Егорова.  

Широкий выбор органики, имеющийся в Британии, не удивляет, ведь главный пропагандист продовольственного натурализма – сам принц Чарльз. Его собственному хозяйству больше двадцати лет, оно одно из самых крупных в стране. На 400 га королевской земли не только выращивают экологически чистые овощи и фрукты – там пасётся скот, идущий на экологически чистое мясо. Если коровы со свиньями и болеют, то лечат их исключительно натуральными препаратами.

Органическое питание, как в своё время бег трусцой, занимает место в ряду привычек западной цивилизации, поставившей здоровье индивида в красный угол. Среди адептов находятся и фанатики, и умеренные потребители.

– В Германии зажиточные люди, как правило, покупают экологически чистое мясо. Для некоторых это даже отдельный предмет гордости, –  с улыбкой рассказывает Наталья Полякова, руководитель немецкой риелторской компании Kennen GmbH. – В нашей семье таких заморочек нет. Порой покупаем bio, когда раскупили уже всё обычное. Из bio выбираем яблоки, томатный сок, спаржу, утиное мясо.

По словам Натальи, часто продукты с маркой bio выглядят симпатичнее, стоят значительно дороже своих «неорганических» двойников, а по вкусу – такие же. По просьбе Фокуса семья Поляковых протестировала bio-салями, bio-сыр и bio-спаржу. И сделала выводы: вкусовых отличий почти нет, разве что салями оказалась немного пресноватой. Но когда речь идёт о здоровье, даже любители вкусно поесть не сетуют на вкус. 

– Основной мотив выбора продуктов organic – это их безопасность, – говорит Фокусу специалист по органике Ульрих Хамм, профессор университета Касселя. – Потребитель хочет быть уверенным в том, что они не содержат генетически модифицированных добавок и пестицидов. 

Обещанного ждут. Руководитель Федерации органического движения Украины Евгений Милованов считает, что у нас широкий выбор экологической пищи появится  через 5–10 лет

Обещанного ждут. Руководитель Федерации органического движения Украины Евгений Милованов считает, что у нас широкий выбор экологической пищи появится  через 5–10 лет



Спрос без закона
Когда в нашей стране появится подобный «органический» выбор, неизвестно. Даже руководитель Федерации органического движения Украины Евгений Милованов в ответ на этот вопрос разводит руками. Отдельные сертифицированные органические продукты – крупы, варенья, фрукты и овощи, которые производят несколько украинских фермерских хозяйств, документированных по европейским стандартам, должны уже в конце лета оказаться на полках некоторых супермаркетов. Конечно же, экологичность у нас тоже отразится на цене: ожидается, что она будет максимум на 30% выше стоимости обычной сельхозпродукции.

– За пять лет украинцев, заинтересованных в органической продукции, стало значительно больше, – считает Евгений Милованов. – Связано это с ухудшением общего качества продовольствия. К сожалению, продукты, которые сейчас появляются в продаже, стали значительно хуже, чем были раньше. Лучше стали только наклейки.

По словам г-на Милованова, в столице Украины уже  сформировался потребительский спрос на органику, и недостатка в тех, кто готов раскошеливаться на натуральную продукцию, не будет. 

Однако если в Европе чуть ли не на государственном уровне рекламируется органическое производство, то у нас пока законодательно такое понятие отсутствует. В Федерации органического земледелия уверены, что главная преграда на пути  развития этого сектора сельского хозяйства – отсутствие закона об органическом земледелии.

– Качество продукции должно защищаться государством, и пока этого нет, то и инвестиции в этот столь привлекательный сектор экономики невелики, – говорит Евгений Милованов. 

В Федерации прогнозируют, что только через 5–10 лет в наших магазинах появится широкий выбор чистых продуктов.

Не испачкаться. Семён Антонец, глава сельхозпредприятия «Агроэкология», демонстрирует свою сертифицированную землю. Всё, что на ней растёт, – экологически чисто
Не испачкаться. Семён Антонец, глава сельхозпредприятия «Агроэкология», демонстрирует свою сертифицированную землю. Всё, что на ней растёт, – экологически чисто



Соль земли 
Зато жители села Михайлики Полтавской области такие продукты едят уже лет тридцать. Ещё в 70-е годы бывший председатель колхоза, а ныне учредитель предприятия «Агроэкология» Семён Антонец отказался от использования химических удобрений. Такое самоуправство во времена интенсивного земледелия уважаемому коммунисту позволили в качестве эксперимента. Инициатива оказалась удачной. Предприятие не использует химии и не применяет глубокой вспашки почвы, и при этом считается одним из областных лидеров по урожайности. В прошлом году, например, с каждого гектара собрали 60 центнеров пшеницы. Михайлики  поражают хорошими дорогами, жизнерадостными лицами и  изобилием. От европейской зажиточной деревушки это село отличается только нашим колоритом.

«Всё своё», – говорят местные жители. И эта крестьянская формула касается не только насущной пищи. Тут есть даже свои телевидение и газета. Среди интуристов, которые приезжают в гости, встречаются даже европейские министры сельского хозяйства: сюда едут поучиться земледелию. 

Для Семёна Антонца 6 тыс. гектаров родной земли – смысл бытия, а принципы её возделывания – целая философия. Специальные культуры удобряют почву: например, каждый третий или четвёртый год урожай отдают земле – просто оставляют в поле гречиху или люцерну. 

– Когда растения попадают в верхний слой почвы, происходит гниение, при этом растут плесень и грибы, так называемая биота. Она и насыщает землю азотом, что делает её плодородной, – рассказывает предприниматель.  

Чтобы не тревожить биоту, землю не вспахивают, а как бы расчёсывают специальными граблями-«расчёсками». Они разрыхляют грунт на 3–4 см в глубину, максимум на 8 см перед посадкой картофеля. Угодья «Агроэкологии» имеют европейский сертификат. Пару раз предприятие продавало пшеницу на экспорт. Своё сырьё сбывают по тем же ценам, что и химически удобренное: говорят, что за сверхприбылями не гонятся.  

Подобных «зелёных» предприятий в Полтавской области уже около десятка. А в целом в стране примерно 90 таких фермерских хозяйств. 

– Некоторые отказываются от химии просто потому, что нет на неё денег, другие – по убеждениям, – говорит зампред координационного совета по вопросам развития органического земледелия в Полтавской области Светлана Злобина. Она считает, что специализация на органике способна обеспечить Украине экономическое процветание. При условии, что будет понимание.

–  В Европе земли немного, и она бедная. А у нас почвы богатые, и территории достаточно, чтобы развивать подобное направление, – убеждена г-жа Злобина. – Оно может стать нашей национальной спецификой, как, например, для швейцарцев часы и банки.


Этикетки на продуктах – результат ухищрений рекламных фотографов, которые знают, как сложно снимать еду красиво. Фотографу Фокуса это тоже известно, однако он, по поручению редакции, действовал в строгом соответствии с реализмом. Желаемое за действительное. Фото>>>

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.