Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Президент Владимир Путин

Путин, белка и Собчак. Президентская кампания в России стала беспрецедентной

Путин, белка и Собчак. Президентская кампания в России стала беспрецедентной
Президентская кампания в России вышла на финишную прямую. Она запомнится массовыми митингами, перепалками блогеров и скандальной вирусной рекламой
000

Девушка доверительно обращается к своему врачу: «Понимаете, доктор, я очень боюсь, хотя мой выбор сделан по любви». «Конечно, я понимаю. Первый раз всем страшно, — участливо отвечает тот. — Главное — доверять тому, кого выбираете. Потому что доверие — это любовь». Он понимающе кивает в сторону торчащего из сумочки девушки журнала Time за 2007 год с фото российского премьера Владимира Путина на обложке. Получив порцию моральной поддержки, девушка отправляется на избирательный участок, чтобы впервые проголосовать — отдать свой голос за Путина.

Серия роликов под общим названием «В первый раз» появилась за неделю до дня голосования и пополнила число скандальных рекламных акций, которыми была богата завершающаяся кампания. Авторство роликов принадлежит малоизвестному, но, как указано на сайте, перспективному креативному бюро Aldus Adv. Его руководитель Александр Нейман рассказал Фокусу, что пока это первая публичная работа его фирмы. Ролики снимали по собственной инициативе, на свои кровные. «Тот факт, что мы с вами разговариваем, свидетельствует о том, что мы всё сделали правильно», — говорит Нейман. Но тут же признаёт, что заказчики пока не обрывают телефон агентства. Никак не отреагировало на ролики и окружение премьера, хотя, с грустью признаётся Нейман, его команда на это рассчитывала.

Президентская кампания-2012, скорее всего, завершится уже в первом туре. Впервые за время правления Владимира Путина непосредственное участие в политической жизни страны приняло рекордное количество россиян. Жизнь бурлила на улицах, власть же противопоставляла митингам оппозиции собрания в поддержку действующего премьера. Уличные настроения всё время подогревались битвами виртуальными. Провластных блогеров обвиняли в продажности, спорили о том, почему некоторые российские знаменитости открыто заявили в телерекламе о поддержке Путина, и пытались пародировать их, как это сделала Ксения Собчак. В шутливом видеоролике она сердечно «поддержала» Этого Кандидата перед камерой, но после команды «Стоп!» испуганную тусовщицу связали и уволокли из кадра.

Народное творчество проявлялось не только на митингах, куда приносили белые шарики, ленты и самодельные плакаты, довольно прямолинейно указывающие, что следует делать и куда пойти главному кандидату. Самые нетерпеливые решили посадить Путина за решётку. Новостной сюжет о суде над Путиным, снятый в стиле одного из ведущих телеканалов и размещённый на YouTube, собрал десятки тысяч лайков. Премьера якобы обвинили в хищении госимущества и причастности к терактам. Развлекла интернет-публику и песня чукотского мальчика, который едет на собачьей упряжке и затягивает проникновенную оду премьеру. Мальчик уверяет, что его «не пугают Навальный с Немцовым» и «так не бывает на свете, чтоб родиной правили эти».

Развлекательный жанр иногда уступал место триллеру. Ролик «Россия без Путина» по всем законам геббельсовской пропаганды пугал народ апокалипсическим будущим в случае, если ВВП вдруг исчезнет. По версии авторов сюжета, Борис Немцов тут же приберёт к рукам «Газпром», а жена Алексея Навального — ВТБ. Ядерный арсенал РФ перейдёт под контроль США, а националисты сначала уйдут в подполье, а потом захватят власть. Страна сгинет в пучине экономического кризиса и развалится на части.

На этом фоне ролик лидера ЛДПР Владимира Жириновского, в котором он пытается погонять запряжённого в сани осла, символизирующего страну, кажется невинной шуткой. Правда, на неё бурно отреагировали защитники животных, тут же призвавшие голосовать против истязателя.
Стоит ли удивляться, что после такого пропагандистского фестиваля новость о предотвращении покушения на Путина, которое якобы готовилось в Одессе и было раскрыто украинскими спецслужбами, вызвала у многих смех и недоверие.

Всё самое важное, что происходило за последние месяцы, не имело прямого отношения к самой кампании, считает Юрий Сапрыкин, один из лидеров движения за честные выборы. Самым скучным сюжетом он называет вялые попытки изобразить конкуренцию подконтрольных и назначаемых властью кандидатов. Но в страну вернулась «уличная политика». И это главное. Хотя оппозицию новый, более жёсткий образ премьера заставляет нервничать.

«Переформатирование Путина может быть опасным знаком. Мы многое видели за прошедшие 12 лет, но так Путин проявил себя впервые, — говорит Сапрыкин и вспоминает появление премьера на митинге 23 февраля. — Его речь в Лужниках — это было выступление человека, который буквально зовёт своих сторонников на героическую смерть в борьбе со своими оппонентами. Фактически было сказано следующее: «Ребята, идите и умрите за меня».

23 февраля на митинге в Москве Владимир Путин цитировал «Бородино» Михаила Лермонтова. «Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали», — потрясая кулаком, призывал кандидат в президенты. Попытка расставить граждан одной страны по разные стороны баррикад, по словам Сапрыкина, равносильна освобождению из бутылки джинна, которого потом невозможно будет контролировать.

Оппозиционеры не верят, что власть заинтересована в прозрачности нынешних выборов. Для них показательное оснащение участков веб-камерами — это очередная фикция. Фальсифицировать результаты при желании можно с помощью открепительных талонов и в момент голосования на дому, а также во время подсчёта голосов. По сути, ни одно из требований, которые выдвигались на первых оппозиционных митингах, власть не выполнила. Анонсированные президентом Дмитрием Медведевым изменения в избирательном законодательстве тоже канули в политическую пучину: мало ли какие поправки лояльная Кремлю Государственная Дума ещё внесёт в эти законопроекты.
Если люди выйдут на улицу 5 марта, сразу после дня голосования, никто не даст гарантий, что новые стихийные митинги не закончатся силовым противостоянием сторонников и противников премьера. «Социальная ненависть — страшная штука», — говорит Сапрыкин. Он называет 5 марта точкой бифуркации (согласно теории учёных Ильи Пригожина и Изабеллы Стенгерс, в этой точке происходит резкая смена характера какого-либо процесса. — Фокус). «Ещё за секунду до наступления этой точки невозможно предсказать, по какому сценарию пойдёт развитие событий, — убеждён организатор митингов. — Но так или иначе пятого числа народ выйдет на улицы». Оппозиция не получила разрешения мэрии на митинг в Москве, поэтому предвидеть, что будет после голосования, не берётся никто. Массовые митинги протеста, санкционированные или нет, остаются единственным инструментом борьбы с властью. Из лагеря несогласных уже прозвучало обещание вывести 8 марта на улицы не менее 800 000 человек.

В режиме лайк

За время предвыборной кампании в интернете в креативе соревновались сторонники и противники кандидатов на пост президента РФ


Вас снимают. Ксения Собчак пародирует актрису Чулпан Хаматову, которая поддержала Путина. Многие считают, что сделать это Хаматову заставил Кремль, угрожая лишить поддержки её Благотворительный фонд «Подари жизнь»


Украл — в тюрьму! Противники премьера в поддельном новостном сюжете инсценировали суд над Путиным. Премьер выглядел за решёткой очень натурально


Он сказал «Поехали!» Владимир Жириновский в санях, запряжённых ослом, обещает, что в случае его победы страна пересядет на удалую тройку


По кругу. В ролике кандидата в президенты лидера «Справедливой России» Сергея Миронова его оппоненты получают довольно однозначные характеристики. Прохоров ассоциируется с элитным курортом Куршевелем, Путин — с вертикалью, Жириновский — с шутом, а коммунист Зюганов — с мавзолеем


Адская белочка. Эта белочка была героем антиалкогольной кампании в РФ. Провластные креативщики повесили на неё белую ленточку, чтобы показать неадекватность оппозиционеров


На все руки. Песню о Путине, который «может всё, что угодно», а «то, чего не может Путин, не может быть» на телеканалах не увидишь. Но в интернете она продолжает набирать лайки пользователей

Дело тёмное
За последние недели рейтинг действующего премьера, согласно данным ведущих социологических служб, «подтянулся». Но если сопоставить цифры всех актуальных опросов, в том числе нерепрезентативных, отдать свои голоса за Путина готовы от 20 до 72% россиян

72% — опрос проекта «Открытое мнение»
66% избирателей готовы отдать голоса за Владимира Путина по данным последних соцопросов «Левада-центр»
58,7% — прогнозы Фонда «Общественное мнение»
58,6% — по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения
26,2% — опрос оппозиционного движения «Солидарность»
20,3% — опрос Lenta.ru среди пользователей «ВКонтакте»
Источник: Lenta.ru, ФОМ, ВЦИОМ, открытые источники

Поговорили
Многие известные россияне на этих выборах оказались в разных лагерях

«Зачем врать, что на Болотной площади собралась вся Россия? Далеко не вся Россия надела белые ленточки, далеко не все думают так, как эти борцы с властью».
Александр Калягин, актёр

«А кто креативный класс? Весь офисный планктон?»
Станислав Говорухин, режиссёр, руководитель предвыборного штаба Путина

«Общество дремало все нулевые годы. За это время у него украли права».
Леонид Парфёнов, журналист

«Мы просим всех не заглядывать за бугор, не бегать налево, на сторону, и не изменять своей Родине».
Владимир Путин, премьер-министр РФ, кандидат на пост президента РФ

Яна Седова, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.