Ажиотаж вокруг самых шикарных домов Лондона не утихает

Для риелтора Лондон – столица мира: здесь расположены самые дорогие дома. Любой миллиардер – не миллиардер, если у него нет усадьбы в непосредственной близости от Гайд-парка

Related video

В 2006 году Лим Бейли, глава исследовательского отдела международной консалтинговой компании и одного из самых солидных в мире агентств по продаже недвижимости Knight Frank, утверждал, что каждый пятый дом в Лондоне дороже 6 млн. фунтов, покупают русские. Два года спустя в интервью журналу Фокус мистер Бейли заявляет, что сегодня ажиотаж вокруг самых шикарных домов британской столицы по-прежнему не утихает.

Мода на Лондон
– Русские начали покупать недвижимость в Лондоне примерно с 2000 года, – рассказывает он, – но пик пришелся на 2005–2006 годы. С тех пор темп особо не менялся, хотя с россиянами вступили в конкуренцию жители бывших республик СССР, прежде всего казахи и украинцы.

Спросом пользуются дома не только в столице, но и в ближайших окрестностях. Однако свою первую виллу богатый русский покупает в центральном Лондоне. Здесь у него бизнес–контакты и развлечения: модные магазины, рестораны и клубы. И, конечно, большая русская община – тоже немаловажный фактор. Но со временем он начинает искать другие интересные места, в стороне от города, там, где позеленее и потише. Так в сферу его интересов попадают большие дома в Surrey, Berkshire и Hampshire, дорогих пригородах Лондона.

Среди лондонских районов особой популярностью пользуется St. Johns Wood. Там можно найти большие усадьбы с роскошным садом, и, несмотря на близость к центру, есть ощущение загорода ("как на дачье", – смеется Лим Бейли). То же относится к Hampstead. И, конечно, всегда привлекают районы вокруг Гайд-парка – Chelsea, Knightsbridge, Belgravia, Kensington, Mayfair. В этом русские похожи и на индусов, и на континентальных европейцев.

Несколько характерных деталей отличают русских от прочих богатых покупателей.

– Я никогда не был в Москве, – признается мистер Бейли, – но, насколько я знаю, хорошие квартиры в центре, как правило, очень просторные, с высокими потолками. В Лондоне русский также прежде всего обращает внимание на высоту потолков и общую площадь. Часто традиционные английские дома не такие уж и высокие. Поэтому русские предпочитают квартиры-люкс, построенные недавно, ведь там гораздо больше места. Впрочем, любят они селиться и в исторических зданиях, но перестроенных по их вкусу, с обязательными нововведениями типа управляемых компьютером кондиционеров, бассейнов, гимнастических залов и так далее.

С точки зрения Лима Бейли, меньше всего русского покупателя заинтересует традиционный английский terrace house, столь популярный среди британцев. В классическом британском доме – 3–4 этажа и множество маленьких комнат. Русский богач слишком ленив, чтобы целыми днями подниматься или спускаться по лестнице. Он обязательно захочет достроить лифт. Но с гораздо большей охотой он купит одноэтажную квартиру, состоящую всего из нескольких комнат. Зато эти комнаты будут огромные.

Другая вещь, к которой не могут привыкнуть русские миллионеры, это "лизгольд" – покупка недвижимости на правах аренды, когда дом приобретается на определенный срок. Несмотря на то что срок может быть весьма солидным, например 150 лет, русскому трудно примириться с фактом, что он потратит столь значительную сумму на то, что де-юре ему не принадлежит. Но, увы, лучшие дома в аристократических районах можно купить лишь на время.

Улица белой кости
В свое время Knight Frank назвала Kensington Palace Garden самой эксклюзивной улицей в мире. Частных домов здесь немного, в основном посольства (среди прочих – русское, израильское и ливанское). Один из домов (вернее, два, объединенных в один) в 2004 году купил индийский миллиардер Лакшми Миттал. А его ближайший сосед – нефтяной магнат, американец русского происхождения Леонид Блаватник.

Четыре года назад Блаватник приобрел усадьбу за 41 миллион фунтов. Ее спроектировал Джеймс Ноулс в 1854 году. В доме 10 спален, 9 ванных комнат, 4 приемные и отдельная пристройка для прислуги. Раньше усадьба по очереди принадлежала иракскому и русскому посольствам. За право обладания ею с Блаватником боролся не только сосед Миттал, но и бывший земляк Роман Абрамович.

И хотя усадьба на Kensington Palace Garden Абрамовичу не досталась, самый известный в Лондоне россиянин, владелец футбольного клуба "Челси" вряд ли остался вна­кладе. В его распоряжении имеется достаточное количество зданий в Лондоне и вне города. В апреле этого года Daily Mail опубликовала проект перестройки двух принадлежащих Абрамовичу домов на Lowndes Square в Knightsbridge. Согласно проекту, два таунхауса будут превращены в восьмиэтажный дворец (5 наземных и 3 подземных этажа) с личным кинотеатром, крытым бассейном и сауной. У всех шести спален, равно как и у двух гостиных, есть собственные ванные комнаты. Пристройка на четыре квартиры над гаражом будет отдана в распоряжение обслуживающего персонала. Когда-то эти два дома были разделены на 9 квартир. В конце 90-х Абрамович купил одну из них за 1,2 миллиона фунтов. В течение всех этих лет он терпеливо скупал остальные. Как сообщает Daily Mail, если проект по перестройке зданий осуществится, дворец Абрамовича будет стоить около 150 миллионов фунтов.

Но пока рекорд для Лондона – 80 миллионов. Недавно именно эту сумму заплатила за викторианскую виллу в Upper Phillimore Gardens Елена Франчук, дочь бывшего президента Леонида Кучмы, жена олигарха Виктора Пинчука, бизнесвумен, филантропка, приятельница Элтона Джона и с некоторых пор Пола Маккартни. До 1997 года в вилле располагалась подготовительная школа для девочек. В 2006 году за 20 миллионов фунтов ее купила строительная компания. Вложила еще около 10 миллионов в перестройку и ремонт и в конце концов продала ее Елене Франчук за 80 миллионов. Кроме как минимум десяти спален, в распоряжение новой хозяйки перешли подземный бассейн, гимнастический зал, сауна, кинотеатр и бомбоубежище.

Говорят, строительные работы немало потревожили соседей (среди которых, как сообщает Evening Standard, мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина). Справедливости ради надо отметить, что улица Upper Phillimore Gardens вообще напоминает стройку. Два соседних с виллой Франчук дома одеты в леса и окружены кранами. Возможно, в скором будущем в них въедут новые владельцы. И если верить статистике, предоставленной Knight Frank, скорее всего, их хозяева будут говорить по-русски.

Русские идут
Согласно статистике, 15% недвижимости в Лондоне ценой более 2 миллионов фунтов покупают граждане России. А из продаж недвижимости ценой свыше 8 миллионов на долю русских приходится рекордных 23%.

– Лондон будет продолжать привлекать русских, – предполагает Лим Бейли. – Здесь все замечательно, кроме погоды. Другое дело, что за 2–3 года Москва сама может стать крупным финансовым центром и вступит в конкуренцию с Лондоном. Так, скорее всего, и произойдет. Но Москва останется национальным центром, точно так же как Нью-Йорк – финансовая столица Америки. Лондон же – это финансовая столица мира.

Но в целом, считает Лим Бейли, дела с рынком недвижимости в Британии на сегодняшний день обстоят неважно. Он говорит, что в следующем году можно ожидать падения цен. Но уже через два-три года они восстановятся. Впрочем, самых дорогих домов, тех, которые стоят больше 10 миллионов, эти колебания вряд ли коснутся.

Тем временем Knight Frank ведет переговоры о продаже дома на Cumberland Terrace, спроектированного известным британским архитектором Джоном Нэшем. Дом площадью в 750 квадратных метров выходит окнами на живописный Regent Park. Помпезное здание начала XIX века было перестроено и осовременено внутри и реставрировано снаружи. Предлагаемая цена – более 15 миллионов фунтов. Разумеется, Knight Frank не называет имени потенциального покупателя, но очень может быть, что в скором времени еще одним русскоязычным жителем Лондона станет больше.