Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Женское движение FEMEN

Игры на раздевание. Femen завоевывает симпатии мужчин и теряет поддержку феминисток

Игры на раздевание. Femen завоевывает симпатии мужчин и теряет поддержку феминисток
Движение Femen завоёвывает симпатии мужчин и теряет поддержку феминисток. Украинские бунтарки преуспели в продвижении своего бренда, однако трёх с половиной лет им не хватило, чтобы разъяснить свою идеологию
1100

Кадры последнего видеролика, размещённого в ЖЖ движения Femen, более всего напоминают рубрику «За кулисами» канала Fashion TV: девушки неглиже перед зеркалами «наводят марафет», вокруг красавиц снуют фотографы и мастера боди-арта. Так наши соотечественницы готовятся к политической манифестации против нравов мужчин в Турции. Турки встретили украинок улыбками и плакатом «Тупий жінка роздягається».

Мало кто видел выходки Femen своими глазами, но мы уже успели к ним привыкнуть. Сюжеты с девушками без бюстгальтеров, но в веночках украшают выпуски теленовостей и ленты социальных сетей. Они протестуют чуть ли ни каждую неделю: против любвеобильных иностранных туристов, против отключения горячей воды в общежитиях, против Путина, против Лукашенко, против «Газпрома», против свиного гриппа, против слабого выступления украинской олимпийской сборной, против выставок «ПинчукАртЦентра», против платных туалетов и против исламских традиций. Определить, за что борются Femen, не могут ни политики, ни гражданские активисты. Феминистки ломают головы, находятся ли Femen по одну сторону баррикад с ними. А рядовые граждане просто включают телевизоры, открывают YouTube и, выражаясь сетевым сленгом, запасаются попкорном и наблюдают за тем, как Femen «раскрывают тему сисек».


Не корысти ради. Лидер Femen Анна Гуцол утверждает, что 30% средств на деятельность движения поступает
от распространения сувенирной продукции, а 70% — помощь попечительского совета

Феминизм наоборот
СМИ называют девушек «украинскими феминистками». Однако сами они на этот счёт не определились. Поначалу на англоязычной странице Femen в MySpace значилось: «Мы планируем стать самым большим и наиболее влиятельным феминистским движением в Европе». Но позже лидер группы Анна Гуцол открестилась от этого заявления: «Нет, мы не феминистки. У феминисток в центре внимания мужчина, они хотят подражать ему и в конце концов перевести на себя все его функции, став сильным и самостоятельным женщино-мужчиной. В центре внимания общественной организации Femen женщина —
красивая, женственная, сексуальная, но в то же время сильная, решительная, готовая постоять за себя». А в беседе с Фокусом Гуцол снова декларировала феминизм: «Мы представляем провокативный феминизм. Ничто так не возмущает патриархат, как голая протестующая женщина. Наша главная цель — освобождение женщины из-под патриархального гнёта, в рамках которой мы ставим остальные задачи. Каждый раз, раздеваясь, мы освобождаем сами себя. Впрочем, нет таких тем, по поводу которых мы бы не выступили».


Стоп. Снято. Один из источников доходов девушек – интервью и съёмки на зарубежных каналах. В частности, режиссёр документального фильма о Femen Алан Марго (на фото) оплачивает поездки героинь по Европе

Активистки женских движений участниц Femen не любят и не понимают: Гуцол и её сторонницы с этими движениями не сотрудничают, ведут себя, как чужие. В Международный женский день Femen пренебрегли феминистическим маршем в Киеве. «Им важнее за границей делать акции?» — задаётся вопросом гендерный социолог Тамара Марценюк. Она сомневается, что Femen готовы сотрудничать с другими украинскими феминистскими инициативами: «Мне кажется, они недостаточно осведомлены относительно того, что такое феминизм как общественное движение».

«Femen игнорируют феминистские организации, на мероприятия не приходят, сколько ни зови. Зато всем рассказывают, что у нас женские организации ничего не делают», — говорит активистка отечественного феминистского фронта Мария Дмитриева. Как эксперт Гендерного информационно-аналитического центра «Крона» Мария не может определить идеологию Femen: «Их деятельность похожа на коленный рефлекс — молниеносна и бессмысленна: за формой не видно содержания».

Маркетинг себя
Голая грудь — испытанное оружие феменисток. Обнажая её, красивую или не очень, они декларируют равенство полов: дескать, мужчинам можно, а почему нам нельзя? А вот активистки Femen используют бюст как средство привлечения внимания, и чем сексуальнее он окажется, тем выше поднимется рейтинг у целевой аудитории. Гуцол декларирует, что грудь для её подопечных такой же инструмент маркетинга, как и для рекламистов, продающих одеколоны, автомобили и бельё: «Если с помощью сексапильных образов продают печеньки и машины, почему бы их не использовать в протесте?»


Женская логика. Гендерный социолог Тамара Марценюк сомневается, что Femen готовы сотрудничать с другими украин-скими феминистками и, вообще, понимают, что такое феминизм как общественное движение

Но что, собственно, продаёт Femen? Официальный сайт движения не содержит ни программы, ни устава, ни заявлений. Только ссылки на аккаунты в социальных сетях и роскошное фото блондинки топлес. Девушки в любом резонансном событии находят повод показать себя, но не обозначить свою позицию.

«Минус группы в том, что она действует исключительно в медийном поле», — отмечает Василий Черепанин, редактор журнала «Политическая критика», преподаватель кафедры культурологии Киево-Могилянской академии. Он же руководит Центром визуальной культуры НаУКМА, деятельность которого приостановил учёный совет Могилянки из-за проходившей там выставки «Украинское тело».

«Информация о Femen, работающих в скандальном контексте и поднимающих очень актуализированные темы, распространяется как медиавирус, — продолжает Черепанин. — При этом они не формулируют чётко свой месседж. Их акции недолговременны и не имеют общественного отклика. Скандал — хороший инструмент для привлечения внимания, но он не способствует осмыслению и решению проблемы».

Последняя пиар-акция Femen была посвящена трагедии Оксаны Макар, изнасилованной и чуть не сожжённой заживо: девушки потрясали телесами на козырьке Генпрокуратуры.


Кому выгодно. Профсоюзный активист Александр Володарский отмечает, что украинские общественники не всегда действуют по зову сердца. Зачастую акции проводятся за деньги

Орущие трусы
Гуцол, руководя Femen, воплощает в жизнь знания и навыки, полученные ею во время работы помощницей певицы Тины Кароль. «Мы работаем лучше любого информационного агентства, — говорит она. — У нас есть фотограф, оператор, дизайнер, контент-менеджер. К сожалению, в нашей стране слово «пиар» — ругательное».

Околополитическое движение раскручивается по тем же лекалам, что и «поющие трусы» отечественной эстрады. Посвящая в «творческие планы», Анна признаётся, что никакой конвертации завоёванной популярности и трансформации Femen, например, в политическую партию она не намечает. На днях группа отправляется на гастроли в Берлин, где выступит у стен крупнейшего в Европе публичного дома, и в Париж, где украинки будут протестовать против ношения паранджи. На повестке дня — продвижение бренда за рубежом и создание тренировочной базы женского топлес-протеста. Анна говорит, что дальше не заглядывает.
Феминистка Дмитриева склонна видеть в Femen чей-то личный проект. «Этот кто-то сидит очень высоко, иначе бы они сосали лапу, а не катались по Европам, —
считает она. — Мало того, что эти разъезды — занятие дорогое, я поражаюсь, с какой лёгкостью молодые, незамужние и безработные барышни получают визы, в том числе шенгенские».

За рыбу гроши?
На заре активности движения его связывали с именем Юрия Луценко. Однако во время шоу во дворе Печерского суда, когда там слушалось дело бывшего министра внутренних дел, «феменки» вербально донесли собравшимся идею спектакля: это банальная война кланов, мы хотим показать, кто настоящая оппозиция. От ассоциаций с Юлией Тимошенко девушки открестились лозунгом: «Ю и Я – одна х…ня!»

Гуцол утверждает, что 30% средств на деятельность движения поступает от распространения сувенирной продукции — календарей, кружек, футболок, а в скором времени будет продаваться бельё с изображением участниц Femen и атрибутика движения. 70% — помощь попечительского совета, самым известным человеком в котором был основатель медиахолдинга KP Media Джед Санден, который сейчас, по данным Фокуса, выбыл из числа покровителей движения. Лидер группы утверждает, что попечители руководствуются филантропическими соображениями, а имена свои предавать огласке не хотят. Впрочем, Гуцол подтвердила, что акцию в Стамбуле спонсировала турецкая фирма по производству нижнего белья. «Гламурные феминистки» не только кормят массмедиа сюжетами, но и не отказываются от их материальной поддержки. По информации Фокуса, девушки получают гонорары за интервью на зарубежных каналах и в таблоидах. Так, появление топлес в эфире итальянского телеканала пополнило казну движения на пять тысяч евро. А Алан Марго, режиссёр документального фильма о Femen, съёмки которого длятся год, оплачивает поездки своих героинь по Европе.

Профсоюзный активист Александр Володарский, прославившийся после ню-перформанса возле Верховной Рады, направленного против цензуры, сомневается, что все активистки Femen «сидят на ставке», но в полное бескорыстие некоторых из них тоже не верит. «В украинской околополитике это стандартная ситуация, когда активисты чередуют акции «за день-ги» и акции «для души», многие с этого живут», — утверждает он. А в околополитических кругах отмечают: организация вышла на такой уровень популярности, когда платят не за акции, а за то, что их не будут проводить. Кстати, за последние полгода девушки не устроили ни одного «раздевания», направленного против первых лиц украинской власти.

Не грудью единой
Известные феминистские группы политического перформанса

Pussy Riot, Россия

Внешние отличия: вязаные маски с прорезями для глаз и рта, яркие платья, цветные колготки. Имена скрывают под псевдонимами.
Группа «Бунт кисок» создана в августе 2011 года. Выступает за гендерное равенство и права секс-меньшинств. Прославились акциями против Путина. Перформансы представляют собой захват общественного пространства, исполнение на нём песни в стиле «панк» с текстами-лозунгами. Съёмки выступления используются для создания роликов, которые затем выкладываются на YouTube. Февральский панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя повлёк не только глобальную славу, но и арест двух предполагаемых участниц группы.

La Barbe, Франция
Внешние отличия: фальшивые бороды.
Группа «Борода» начала формироваться во время президентских выборов 2007 года. Сегодня, по разным оценкам, насчитывает несколько десятков-сотен членов. Протестует против недостаточного женского представительства в сферах политики, экономики и культуры. Появляясь в фальшивых бородах и скандируя лозунги, вносят сумбур в ход политических собраний, конференций и культурных мероприятий. Самая яркая акция — приклеивание цветных бород на статуи Свободы, Равенства и Брат-ства на площади Республики в Париже.

Guerrilla Girls, США


Внешние отличия: маски горилл. Имена скрывают под псевдонимами, созвучными с именами знаменитых художниц прошлого.
Группу «Партизанки» создали в 1985 году семь художниц, возмущённых непропорциональным представительством женщин на выставке самых актуальных художников в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Распавшись на три отдельные группы, в основе названий которых всё то же словосочетание Guerrilla Girls, по-прежнему борются с гендерной и расовой дискриминацией в мире искусства. Методы борьбы: перформансы, развешивание плакатов и стикеров, разоблачительные публикации.

Сергей Волохов, Фокус

11
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.