Полцарства за идею. В Украине социальные проекты все чаще получают финансирование

Если у вас есть полезный для общества, но некоммерческий проект, найти для него финансирование в Украине теперь вполне реально

Related video

Когда у винничанки Оксаны Кирияк загорелась квартира, она не смогла ни вызвать пожарных, ни позвать на помощь — с рождения женщина немая. Чудом спасшись, она начала думать, как помочь слабослышащим и немым общаться с экстренными и справочными службами. И разработала систему SMS-связи, через которую можно вызвать такси или врача, узнать расписание поездов, выяснить, в какой аптеке есть нужное лекарство.

В апреле проект Оксаны занял первое место на конкурсе идей Innovation Lab, устроенном в Ирпене международной организацией Internews при поддержке американского Агентства международного развития. В этом году подобные конкурсы социальных проектов прошли почти в каждом регионе страны. Устраивают их и госучреждения, для которых это возможность показать близость к народу, и известные бренды — в рекламно-благотворительных целях. В среднем в каждом конкурсе принимают участие около ста человек и общественных организаций. И победителей всегда выбирают больше одного, так что шансы привлечь внимание к вашей идее вполне реальные.

Бюджет такого соревнования — от 100 000 до 1 500 000 грн. Победителям в этом году перепало от 4 000 до 65 000 грн. в зависимости от сложности заявленного проекта. Это небольшие суммы, но авторы и не стремятся к личной выгоде — все проекты не рассчитаны на получение прибыли. Зато они дают возможность хоть немного изменить мир к лучшему.

Пришел, придумал, победил
Оксана Кирияк надеется, что ее проект поможет людям с проблемами слуха и речи. "Они не могут пользоваться услугами, где связь осуществляется только по телефону, — пишет Оксана в ответ на вопрос Фокуса. — Необходимо, чтобы диспетчер специально созданной службы принимал от них SMS-сообщения". По замыслу женщины, он, в свою очередь, получает запрошенную информацию по телефону, а затем пересылает ее в SMS клиенту. За первое место Оксана получила пока только сертификат, подтверждающий победу. Выдать деньги ей обещают чуть позже, когда она до конца спланирует все этапы реализации своего проекта.

На конкурс идей Innovation Lab принимаются только социальные проекты. За три недели организаторам удалось собрать более восьмидесяти заявок. "Поданные на конкурс бизнес-планы не рассчитаны на получение прибыли, — рассказывает один из организаторов конкурса Денис Гурский. — Но если какая-то модель монетизации в них будет заложена, мы будем рады". Организаторы обещают поддержать победителя, в том числе и финансово. "Необходимая сумма для запуска у всех проектов примерно одинаковая — $10 000. Победителю эти деньги будут выделены в виде гранта", — объясняет Гурский.

Среди номинантов конкурса — проект киевлянина Дмитрия Плешакова, который предлагает построить сеть автоматов по продаже прессы, а также идея Ульяны Сидор из Ивано-Франковска — интерактивная карта, на которую украинцы будут наносить места стихийных свалок. По мнению Ульяны, такой проект поможет поднять вопрос об утилизации мусора в масштабах всей страны. Хотя победителя, Оксану Кирияк, определило интернет-голосование, жюри особо отметило проект Инны Гадзинской — конструктор для создания сайтов многоквартирных домов. "Он помог бы жителям отстаивать свои права, в том числе противостоять беспределу чиновников и застройщиков, — говорит Инна. — Жильцы смогут делиться полезной информацией и повысить качество жизни". Следующий отбор идей начнется в конце этого года.

Идеи в казну
Многие конкурсы социальных проектов финансируются из городских и государственного бюджетов. Как правило, в таких конкурсах не один победитель, а сразу несколько. Но при этом каждому из них достается небольшая сумма денег. В Харькове на конкурс был подан 81 соцпроект (в прошлом году поступило всего 58 проектов). Победителями стали 35 человек. На реализацию их идей планируют выделить около 1,5 млн грн.

54-летней харьковчанке Алле Анищенко из этой сумы перепало всего 10 000 грн. На эти деньги женщина планирует создать общественную молодежную службу хосписной помощи. "Для обслуживания одного онкобольного необходимо 10–15 волонтеров, — говорит Анищенко. — Это связано с огромной психологической нагрузкой". Добровольцев планируют набирать среди студентов. Они будут решать для больных юридические вопросы, выполнять мелкие поручения, просто беседовать с ними. "Для больных на последней стадии рака общение очень важно, — рассказывает Алла. — Среди них есть такие, кто не доживет даже до лета".

На похожем конкурсе в Черновцах из 16 участников победили 12. На всех из горбюджета выделили 100 000 грн. Проекту, занявшему третье место, например, досталось 9 000 грн. при заявленном бюджете в 24 705 грн. На эти средства автор Иван Ковалишин планирует создать службу социального такси — "Инватакси" для бесплатной перевозки людей с ограниченными возможностями движения. "По статистике, государство ежегодно предоставляет бесплатные автомобили для 0,6% от общего количества нуждающихся в них инвалидов, — поясняет Ковалишин. — Создание такой службы позволит облегчить им жизнь, а также сэкономить бюджетные средства".

Если не удалось заполучить финансирование для своей идеи на городском уровне, можно испытать свои силы на конкурсе социальных проектов, организованном Государственной службой молодежи и спорта Украины. Заявки принимаются до 1 мая. Поданные бизнес-планы должны быть молодежной направленности. К участию в конкурсе допускаются программы, разработанные молодежными и детскими общественными организациями. Максимум, на который могут рассчитывать конкурсанты, — 300 000 грн.

Социальный пиар
В отличие от государства, крупные компании предпочитают вкладывать деньги в небольшое количество проектов, но доводят их до конца. Например, украинское представительство кофейного гиганта Nescafe до 27 апреля отбирает идеи в трех номинациях: творческой, социальной и деловой. На реализацию лучшей в каждой из них выделят по 100 000 грн. Конкурс проводится уже в четвертый раз, так что можно отследить его эффективность. Два победителя, названные в прошлом году, уже воплотили свои замыслы в жизнь: Владимир Альмужный из пгт Згуровка Киевской области создал базу для репетиций молодежного клуба "Надежда", а предприниматель Георгий Стрелков построил канатный парк в Харькове. А вот победитель в творческой номинации мультипликатор Оксана Замрий так и не создала обещанный мультфильм. Выделенных Nescafe денег ей хватило только на создание фона и раскадровки. Сегодня Оксана снова в поисках спонсоров.

В этом году по голосованию пока лидируют проект Виктории Садовник из Ивано-Франковска по созданию приюта для бездомных животных и идея Ивана Козачка — обустроить спортивную площадку в Киеве. Nescafe, конечно, не преминет использовать победившие проекты для собственной раскрутки, но авторов это совершенно не смущает: где бы еще они взяли деньги на осуществление идей, на которых никто не заработает?

На зависть
Самые дорогие проекты-победители 2012 г.

  • 65 000 грн – на развитие ветеранского движения в Одессе
  • 50 000 грн – фестиваль молодежных трудовых отрядов "Киев – столица чистоты"
  • 49 800 грн - программа патриотического воспитания детей и молодежи, Киев

Сергей Одаренко, Фокус