Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Альтернативная история. Новая выставка демонстрирует неожиданный взгляд на украинское искусство

Альтернативная история. Новая выставка демонстрирует неожиданный взгляд на украинское искусство
Неожиданный взгляд на историю украинского искусства за последние четыре века: идеологам новой выставки в Национальном художественном музее Украины удалось объять необъятное
000

На картине классика соцреализма Абрама Черкасского женщины в цветастых платках ткут полотно. За спинами у героинь художник изобразил уже готовый, вытканный чуть раньше ковёр — с колоритными красноармейцами на конях и с шашками. На соседней стене одного из залов Национального художественного музея Украины висит этот самый ковёр в оригинале. Его привезли из Музея декоративного искусства, чтобы наглядно показать тонкую связь времён в отечественном искусстве.

Во всех девяти залах второго этажа Национального художественного музея царит такая же эклектика. Здесь до 26 августа проходит выставка «Миф «Украинское барокко». «А где же, собственно, барокко?» — интересуются зрители у куратора проекта Оксаны Баршиновой. «Барочных икон XVII–XVIII веков у нас много на первом этаже, — объясняет она. — А наш проект рассматривает барокко не как отдельный стиль в искусстве, а как универсальную модель культуры». От расположения экспонатов в хронологическом порядке, как это обычно делается в музее, организаторы выставки отказались. Вместо него использовали новый для украинских музеев подход: характерные для барокко напряжённый динамизм в скульптурных и архитектурных формах, обилие позолоты в декоре, гротеск и смесь реальности с вымыслом в живописи устроители нынешней выставки проследили в отечественном искусстве от XVII века, когда в Украине случился расцвет этого стиля, до начала XXI.

Среди экспонатов — малоизвестные работы из фондов Национального музея и из запасов ещё трёх отечественных музеев, а также произведения современных художников, например, Тиберия Сильваши, Александра Гнилицкого, Николая Маценко, Жанны Кадыровой и других. «Мы хотим, чтобы зритель не пробежался по залам, а внимательно присмотрелся, подумал», — говорит сокуратор проекта Галина Скляренко. Кроме скульптур, живописи и графики на выставке можно посмотреть слайд-шоу о традициях барокко в архитектуре разного времени. Есть и теоретическая часть — цитаты о барокко из работ историков и философов разных времён, от Дмитрия Чижевского и Генриха Вёльфлина до Мишеля Фуко и Славоя Жижека.

Этот проект ещё и интеллектуальная игра: экспонаты размещены в залах не случайным образом, а так, чтобы загадать зрителю загадки и натолкнуть на переосмысление как хрестомайтиного, так и современного искусства. Для этого, к примеру, масштабное полотно Михаила Хмелько «Тост за великий русский народ», на котором Сталин с генералами празднует День Победы, соседствует с вычурными парадными портретами знати XVIII века. А утончённые работы авангардистов начала XX века Александры Экстер и Александра Богомазова расположились рядом со скандальными фото Арсена Савадова из цикла «Книга мёртвых», в которых художник в качестве моделей использовал человеческие трупы.

Разгадывать эти загадки можно не один час подряд — благо число правильных ответов на них не ограничено.


Приём. Экспозиция «Миф «Украинское барокко» начинается ещё на лестнице – с барочной по духу работы «Искушение святого Антония» молодого художника Степана Рябченко


Закрутили. Сложные динамичные формы присущи и классическим барочным работам XVII–XVIII веков, и современному искусству, например, произведениям Александра Гнилицкого


Связь времён. Размах и пафос культа личности в 1940-х годах – прямое наследие идеологии классического барокко, уверены кураторы выставки «Миф «Украинское барокко»


Гости из прошлого. В экспозиции вошли редкие полотна из фондов Национального художественного музея Украины, например, картина футуриста Виктора Пальмова «За власть Советов» 1927 года


Арт-перекличка. На картине Абрама Черкасского (на фото – слева) изображён вытканный советскими ткачихами ковёр, оригинал которого висит на соседней стене

Юлия Куприна,
Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.