Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Образование

Держать дистанцию. Украинцы все чаще получают МВА удаленно

Держать дистанцию. Украинцы все чаще получают МВА удаленно
Чтобы получить степень МВА, не отрываясь от работы, и сэкономить, всё больше украинцев предпочитают учиться в бизнес-школах дистанционно
800

Управлять предприятием — непростое дело для социолога, даже если он отдаёт много времени и сил самообразованию. Именно поэтому киевлянка Виктория Зализнюк, замгендиректора по внешнеэкономической деятельности Днепровского завода минеральных удобрений, решила поступать в бизнес-школу. «Я хотела получить прогрессивное экономическое образование, иметь доступ к самым новым знаниям в области экономики и финансов», — рассказывает она.


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь
Отдалённое представление. Самые популярные дистанционные программы МВА по данным рэнкинга Financial Times Global MBA 2012

По работе Виктории приходится проводить значительную часть времени в Днепродзержинске, поэтому стационарное или вечернее обучения ей не подходило. Зато дистанционное позволяло не прерывать карьеру. Рассмотрев несколько западных бизнес-школ, Виктория всё же решила, что обучение на английском языке отнимет у неё больше времени и сил. Поэтому остановила свой выбор на дистанционной программе Moscow Business School, и в 2008 году была на неё зачислена.


Дойти до финиша. Из восьми человек, начавших учиться по дистанционной программе МВА с Викторией Зализнюк, диплом получили только двое студентов

Новые технологии, облегчающие обучение на расстоянии, а также возможность сэкономить делают дистанционное бизнес-образование всё более привлекательным. За последние пять лет количество студентов, выбирающих эту форму обучения, выросло в разы. Если в 2009 году, по данным исследования организатора выставок по бизнес-образованию QS World MBA Tour, более 82% будущих слушателей МВА планировали учиться с отрывом от работы, то в 2011-м их число сократилось до 56%. В Украине, согласно исследованию, обучаться дистанционно хотели бы 19% потенциальных магистров управления.

Со знаниями, но без связей
Рост спроса подтолкнул бизнес-школы к введению различных форматов обучения, которые позволяют слушателям совмещать работу и учёбу. Существуют программы part-time MBA, на которых обучающиеся посещают школу довольно регулярно, например, каждые вторые выходные. В некоторых вузах требуется посещение студентами учебного заведения несколько раз в год. А для очень занятых предусмотрены онлайн-программы, которые дают возможность обучаться только по интернету, вообще не посещая кампус. «Об очной форме, если мы говорим о бизнес-образовании, мы можем забыть раз и навсегда, — комментирует декан Киевской бизнес-школы Михаил Крикунов. — В странах Восточной Европы не накоплена такая жировая прослойка у населения, которая бы позволила людям жертвовать годом личного времени для обучения».


Верны традициям

По словам Ильи Глебова, специалиста по работе с МВА-программами Moscow Business School, типичный учащийся дистанционной программы МВА — это представитель среднего менеджмента или владелец среднего или малого бизнеса, который лично участвует в управлении. Осознав востребованность дистанционной формы обучения, Moscow Business School сконцентрировала на ней свои усилия, и сейчас здесь 70% учащихся получают образование заочно.

Представители школ утверждают, что при этом слушатели ничего не теряют с точки зрения качества полученных знаний. По словам Глебова, программа предусматривает регулярные вебинары и онлайн-конференции, используются видеосвязь и развёрнутая переписка. Учащийся получает все учебные материалы, которыми пользуются его «коллеги», обучающиеся full-time.

Дополнительное преимущество в том, что слушатель дистанционной формы имеет возможность сразу, а не через год-два, применять полученные знания на практике, считает менеджер по маркетингу QS World MBA Tour Татьяна Максимова. Да и обучение можно начать практически в любое время, а не ждать набора, который на очные программы проходит один-два раза в год.

Минус в том, что дистанционное образование не даёт возможности общаться напрямую с другими слушателями и тем самым расширять полезные связи. Согласно опросу, 43% украинских респондентов хотели бы учиться на очной программе именно из-за желания наладить контакты. Кроме того, некоторые слушатели хотели бы напрямую общаться с преподавателями. Правда, Зализнюк считает, что как раз в их случае общение через интернет ничуть не уступает очному. «Была очень хорошая связь с преподавателями, причём с несколькими», — говорит она.

Ещё одна сложность для заочников — выкраивать время для учёбы, иначе есть риск не завершить обучение. «Дистанционное обучение возможно только для дисциплинированных людей, — отмечает Зализнюк. — Я знала, что у меня есть это качество, поэтому изначально понимала, на что иду». Онлайн-лекции, по её словам, дают только 20% знаний, остальное — самостоятельная работа. Возможно, поэтому из восьми человек, которые были зачислены на программу одновременно с Викторией, получить диплом удалось только двум.

Бонус — надежда
Веский аргумент в пользу дистанционного обучения — его сравнительно низкая цена. Очные программы дороги даже в школах, не входящих в мировую двадцатку. Стоимость обучения на стационаре в испанской IE Business School — 58 200 евро, на дистанционной форме — 39 200 евро. Курс обучения в английской Manchester Business School в формате Full-time обойдётся в 28 709 евро, учёба в дистанционном формате — в 18 629 евро. В Moscow Business School студенты-очники платят за обучение около $20 000, а дистанционная программа может стоить в пять раз меньше. В 2008 году Виктория Зализнюк заплатила $3700.

На Западе выпускники престижных и дорогих бизнес-школ могут автоматически рассчитывать на зарплату от $80 000 в год. По словам Ильи Глебова, оклад сотрудника, получившего степень МВА, в России увеличивается в среднем на 20–40%. Но в Украине магистерская степень в области управления работодателей пока не впечатляет. По словам Людмилы Залевской, менеджера по маркетингу рекрутинговой компании «Форсаж», украинские руководители в первую очередь обращают внимание на профессиональные качества сотрудников и их репутацию на рынке, а уже потом на наличие диплома МВА.
Виктория Зализнюк, два года назад получившая степень МВА, пока занимает ту же должность, что и до учёбы в бизнес-школе, но это её не смущает. «Формальное продвижение по карьерной лестнице меня не интересует, — говорит она. — Главное — я значительно улучшила свои профессиональные качества». Бывшая студентка предполагает, что в следующем году, когда последствия кризиса будут не так ощутимы, это отразится и на её доходах.

Ирина Гамалий, Фокус

8
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.