Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Танцы плюс. Национальный оперный театр экспериментирует со светом, музыкой и пластикой

Танцы плюс. Национальный оперный театр экспериментирует со светом, музыкой и пластикой
После многих лет застоя в украинском балете грядёт настоящая революция. На сцене Национального оперного театра «Ромео и Джульетту» теперь танцуют не под музыку Прокофьева или Леонарда Бернстайна, а под хиты группы Radiohead
000

Спектакль Radio&Juliet — уникальное событие для Украины. Так смело с классикой здесь не обращались никогда. Вместо декораций — видеопроекции и игра света, костюмы — без претензий на историзм, пластика — динамичная, насыщенная эмоциями, музыка — 11 композиций лидера Radiohead Тома Йорка. Помимо всего прочего, в современном варианте история «любовников злосчастных» развивается в обратном направлении — от конца к началу.

Премьерные показы спектакля 20–21 апреля собрали полный аншлаг, за которым последовали восторженные отзывы критиков. По словам постановщика, румынского хореографа Эдварда Клюга, реакция зрителей была даже более позитивной, чем в других странах. Для Клюга стала сюрпризом и готовность украинских танцовщиков к работе над современной постановкой: «Собрать не один, а два сильных состава —
роскошь для любого театра. В Киеве это стало возможным». В первый день роли Ромео и Джульетты исполняли Денис и Анастасия Матвиенко, во второй — Сергей Сидорский и Анастасия Шевченко.


Вперед и с песней. Украинские танцовщики много лет ждали возможности поработать в современной постановке. Тем более, лично с постановщиком Эдвардом Клюгом
(в центре)

Денис Матвиенко танцевал ведущую партию и на премьере спектакля в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, состоявшейся в июне прошлого года. Сегодня же он живёт и работает в Киеве — именно с его назначения художественным руководителем балетной труппы Национальной оперы и началась новая жизнь украинского балета.

Всерьёз и надолго
Radio & Juliet — не гастрольный спектакль, а первый современный балет в репертуаре Национальной оперы Украины. Теперь отечественные зрители смогут смотреть его регулярно. По словам театрального критика Анны Ставиченко, постановка Эдварда Клюга — это огромный прорыв, прежде всего для самих танцовщиков. Потребность в современных постановках существовала в труппе уже давно: многие артисты, включая солистов основных классических балетов, таких как «Жизель» и «Лебединое озеро», мечтали попробовать себя в кардинально другой образности, эстетике, технике, но не имели такой возможности. «Увы, прогресс труппы не означает автоматически прогресс публики, — говорит Ставиченко. — К современному балету нужно быть готовым, как и к любому проявлению современного искусства. Невозможно всю жизнь любить живопись Рафаэля, а потом за один день внезапно проникнуться творениями Бэнкси (британский уличный художник. — Фокус). Да, хороший вкус помогает адаптироваться быстрее, но всё равно нужно иметь в запасе достаточное количество просмотренных современных балетов».

В Украине любители современного танца уже успели оценить спектакли «Киев модерн-балета» во главе с Раду Поклитару. Однако их публика — это скорее поклонники конкретного авторского театра. Явлением такого же уровня, как Radio&Juliet, их постановки пока не стали.
«Мы не то что отстали, мы ещё толком не стартовали, — говорит Денис Матвиенко. — То, что я пытаюсь осуществить сейчас, нужно было делать ещё 15 лет назад. Мы обновляем репертуар и вводим в него современные постановки известных хореографов, которых до недавнего времени в театре не было вообще».

Шекспир для рокеров
Идея создать постановку, сочетающую в себе классическую историю любви Ромео и Джульетты и современную музыку, не была внезапной. Том Йорк — один из любимых исполнителей хореографа Клюга. «Для меня музыка — нечто очень интимное, и решение поделиться ею с публикой было непростым, — сказал Фокусу румын. — Песни выбирались в процессе работы над постановкой. Я стал слушать привычные композиции иначе — больше вникал в слова и подбирал под них соответствующие движения». В таком спектакле, как Radio&Juliet, правильно подобранная песня — это в первую очередь поддержка для танцовщиков. Саундтрек должен создавать атмосферу конкретного момента, который они передают в танце. Большинство песен, использованных в спектакле, из поздних альбомов Radiohead — Kid A, Amnesiac и Hail to the thief (2000, 2001 и 2003 гг.). Единственную песню из раннего творчества группы — Bulletproof… I Wish I Was («Если бы я был пуленепробиваемым» — с англ.) из альбома The Bends (1995 г.), Клюг выбрал для сцены смерти Меркуцио.

Музыкант Виктор Матвеев — поклонник Radiohead, но один из немногих недовольных украинской премьерой Radio&Juliet. По его мнению, музыкальная драматургия в постановке не выстроена: танцовщики ещё не научились работать без симфонического оркестра, без потока живой музыки, который он создаёт. «В этой постановке герои не развиваются вместе с музыкой, а пытаются подстроиться под неё, под голос и аккомпанемент, — говорит Матвеев. — Хотелось какого-то внутреннего развития и потока эмоций, а не отдельно взятых сценок».

Танцорам и в самом деле было трудно приспособиться к «дискретной» музыке. «Всё очень насыщенно, и поначалу сложно собрать отдельные фрагменты в единое целое», — говорит заслуженный артист Украины Сергей Сидорский, который много лет танцует Ромео в постановке прокофьевского классического балета, а с апреля — и в современной версии Клюга. «В классическом варианте больше физической работы», — объясняет Сидорский. Что уж говорить, если первый спектакль длится три акта, а второй — всего один. «Но в новой постановке больше чистых эмоций и стилистической строгости. Когда долго танцуешь только классику, нестандартная техника даётся нелегко, но если начинает получаться, то это ни с чем не сравнимое удовольствие», — признаётся он.

В этом сезоне последний шанс посмотреть Radio&Juliet представится 2–3 июня в Национальной опере Украины. Но и в следующем сезоне спектакль со сцены не сойдёт.


Наша звезда. Денис Матвиенко уверен, что в киевской опере много талантов, но репертуар долгое время был слабым

Всегда премьер
Прежде чем возглавить балетную труппу Национальной оперы Украины, Денис Матвиенко успел поработать на лучших мировых площадках.

  • Родился 23 февраля 1979 г. в городе Днепропетровске
  • Будучи студентом Киевского хореографического училища, дебютировал на сцене Национальной оперы Украины в партии принца Дезире в спектакле «Спящая красавица»
  • В июне 1997 г. стал премьером Национальной оперы Украины
  • С марта 2001 г. по март 2002-го был ведущим солистом в Мариинском театре, Санкт-Петербург
  • С января 2003 г. по октябрь 2007-го — премьер Национального театра оперы и балета Украины
  • С октября 2007 г. до марта 2009-го — премьер Михайловского театра оперы и балета, Санкт-Петербург
  • С марта 2009 г. — премьер Мариинского театра, Санкт-Петербург
  • С ноября 2011 г. — художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины
  • Заняв должность руководителя балетного цеха, он продолжает карьеру танцовщика, оставаясь приглашённым премьером Мариинского театра, приглашённым солистом Большого театра (Россия), Ла Скала (Италия), Гранд-опера (Франция), New National Theatre (Япония) и АВТ (Нью-Йорк)

Ольга Шиленко, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.