Плацкарт forever

33 года понадобится «Укрзализныце» для модернизации всех пассажирских вагонов, если ведомство сохранит нынешние темпы развития.  А ускорить их пока  не представляется  возможным

Related video

Алина Алехнович, IT-cпециалист, занимается велотуризмом и часто ездит с велосипедом в поездах. В Украине это занятие не из простых. "Нужно упаковать велосипед в специальный чехол – получается эдакий "контрабас", потом загрузиться с ним в вагон, попутно выслушивая, что о тебе думают пассажиры, расположить велосипед на третьей полке – тут уже как повезет, летом и третьи полки часто нарасхват", – перечисляет Алина.

А дальше – все привычные "прелести" плацкартного вагона, так как в купейном железного коня никак не разместишь. Например, неделю назад Алине пришлось затыкать щель в окне простыней, ужинать без чая, потому что тот, по словам проводника, "не накипел", и ловить пьяного соседа, упавшего с верхней полки. "Мечтаю о том дне, когда у нас будут специальные вагоны для велосипедов. В Западной Европе это уже стандарт, – говорит Алина. – И, конечно, нормальные вагоны для людей – чем мы хуже европейцев?"

На износ
Сменяющие друг друга транспортные чиновники обещают привести украинские железные дороги к евростандартам уже 17 лет. Вот и сейчас министр транспорта Иосиф Винский и гендиректор "Укрзализныци" Василий Мельничук трудятся над воплощением в жизнь концепции реформирования, утвержденной правительством еще в декабре 2006 г. К основным задачам этой концепции относится отделение грузовых перевозок от пассажирских и переход на скоростное движение.

Если верить этому документу, украинские поезда поедут со скоростью 200 км/ч в 2012 г. – то есть к чемпионату Европы по футболу. Только в течение ближайших двух лет "Укрзализныця" планирует приобрести семь скоростных поездов "Пендолино" стоимостью около $170 млн. каждый. Скоростные линии, оснащенные этими поездами, должны соединить Киев с пятью городами, в которых будут проходить матчи футбольного чемпионата. Железнодорожники рассчитывают, что это позволит сократить время в пути примерно в 1,5 раза. И если сейчас путь от Киева до Харькова или Днепропетровска занимает 6–7 часов, то благодаря нововведению время поездки сократится до 3–4 часов.

Однако эксперты настроены скептически. "Вдумайтесь, концепция была принята в 2006 году, программу на ее основе разрабатывали полтора года. Если только документ пишется столько лет, то какими темпами будет проходить реформа?" – задается вопросом научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Наталья Сысенко.

"В течение двух десятилетий "Укрзализныця" толком не реформировалась и всегда была непрозрачной. Ее можно сравнить с еще одним монополистом – "Нефтегазом Украины", который тоже использовался в качестве дойной коровы, например, во время выборов", – поясняет ситуацию аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ильдар Газизуллин.

Одна из основных проблем "Укрзализныци" – изношенность вагонов. По данным Министерства транспорта, физический и моральный износ оборудования составляет 82%, превышая предельный уровень эксплуатации едва ли не втрое. "Износ подвижного состава катастрофический: пассажирские вагоны исчерпали свой ресурс на 73%, грузовые – на 80%, – сказали Фокусу в Минтрансе. – И это при том, что срок эксплуатации вагонов составляет 25–30 лет". Такая же ситуация с электровозами – около 75% из них уже превысили предельный срок работы. "Если ничего не будет меняться, то к 2012 г. износ составит 90%", – прогнозируют в министерстве. Но тут же добавляют: при Иосифе Винском меняться ситуация будет, причем только к лучшему.

Впрочем, сам министр уже не первый месяц занят кадровыми вопросами: он пытается уволить гендиректора "Укрзализныци" Василия Мельничука по обвинению в коррупции. Поводом для этого стали нарушения, обнаруженные Главным контрольно-ревизионным управлением (КРУ) Минтранса в деятельности компании. Ревизоры заявили о махинациях на сумму 880 млн. грн., но в самой "Укрзализныце" обвинения отвергают.

Скоростные деньги
Но чем бы ни закончились кадровые войны, ситуация остается плачевной. В этом году "Укрзализныця" планирует приобрести 200 новых вагонов и модернизировать 239 старых. Капля в море, если учесть, что всего в распоряжении ведомства – 7,7 тыс. пассажирских вагонов. Простые подсчеты показывают, что при сохранении нынешних темпов для модернизации всего вагонного парка "Укрзализныце" понадобится 33 года.

"В Украине эксплуатируется 6 200 пассажирских вагонов. Объем ежегодного списания – от 250 до 300. То есть нужно закупать около 400 штук ежегодно", – объясняет Фокусу Дмитрий Пидтуркин, руководитель аналитической группы консорциума "Менеджмент консалтинг групп", который сотрудничает с "Укрзализныцей".

Но даже если бы ведомство решилось на такую масштабную закупку, приобрести вагоны было бы попросту негде. "Сейчас машиностроительные мощности Украины работают на Россию, где тоже сотни тысяч изношенных вагонов, которые нужно менять", – говорит Ильдар Газизуллин. Например, Крюковский вагоностроительный завод на пять лет вперед забит заказами "Российских железных дорог".

Плохи дела и со средней скоростью движения поездов. Сейчас она составляет 63,1 км/ч, и повысить ее трудно. Ведь к началу 2007 г. в стране эксплуатировалось более 6 400 км путей с просроченной датой ремонта, а за весь прошлый год было модернизировано всего 1 450 км.

Самым главным препятствием на пути улучшения качества пассажирских перевозок является их убыточность. Но это нельзя назвать украинской особенностью – пассажирские перевозки приносят убытки в большинстве стран мира. До настоящего времени "Укрзализныця" покрывала затраты на пассажирские перевозки за счет доходов от транспортировки грузов.

Но Дмитрий Пидтуркин утверждает, что внедрение скоростных поездов могло бы сделать выгодными и пассажирские перевозки. По его данным, экспрессы, которые уже курсируют между столицей и крупнейшими городами, приносят прибыль. "Во-первых, экспресс совершает в день два рейса. Во-вторых, один вагон в таком поезде берет 68 человек, а обычный купейный вагон – 36–40", – рассуждает эксперт. Получается, что один скоростной вагон может заменить три–четыре купейных.

Впрочем, выполнить программу введения скоростного движения в рамках подготовки к Евро-2012 удастся лишь в том случае, если "Укрзализныця" найдет 30 млрд. грн. на ее реализацию. Пока же механизмы финансирования не ясны.

Без пассажиров
Между тем цены на билеты продолжают расти. В апреле на 5% были повышены тарифы на поезда, курсирующие в страны СНГ и Балтии. В Минтрансе подорожание объясняют "объективной необходимостью", то есть повышением стоимости основных видов продукции, которая закупается для потребностей железных дорог.

Что касается повышения качества услуг, то эксперты полагают: заботиться об этом у железнодорожников попросту нет стимула. "Укрзализныця" пока не имеет серьезных конкурентов, – уверена Наталья Сысоева. – Только последние полгода она чувствует хоть какую-то конкуренцию со стороны автомобильных перевозчиков. Если реализуется модель бизнеса бюджетных авиаперевозчиков, они тоже составят конкуренцию поездам".

А значит, если "Укрзализныця" и дальше не будет принимать мер по улучшению качества пассажирских перевозок, повышая при этом цены на билеты, она рискует растерять своих клиентов. Украинцы с деньгами предпочтут low-cost авиакомпании и личные автомобили, а пассажиры победнее будут вынуждены ездить реже.

Под стук колес. Фотопутешествие>>>