Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Возродятся ли в Украине рейсовые теплоходы

Возродятся ли в Украине рейсовые теплоходы
Маршрутные теплоходы в Украине уходят в историю. Владельцы речных трамвайчиков переключились на прогулки и корпоративные вечеринки – на этом можно заработать больше
000


В апреле этого года киевские газеты облетела радостная новость – в столицу возвращаются рейсовые теплоходы! Частная компания «Адмирал» обещала пустить речной трамвайчик по маршруту Русановская набережная – Гидропарк. Билеты планировали продавать по цене около 1 грн. В перспективе компания намеревалась расширить сеть маршрутов. Но теплоход «Ирина» так и не сделал ни одного рейса – он до сих пор стоит у причала и ждёт своих пассажиров.

«Оказалось, что это никому не нужно», – качает головой пожилой мужчина на пирсе, наотрез отказавшийся представиться. Скорее всего, причиной низкой популярности рейсового водного маршрута стало объявление о том, что корабль будет отправляться только после полного заполнения пассажирами. Но за четыре месяца на теплоходе так ни разу и не собралось одновременно 50 любителей речных путешествий. А везти нескольких человек за 1 грн. частной фирме, естественно, невыгодно.

Гораздо интереснее сдавать суда для проведения корпоративных мероприятий или частных прогулок, что и предложил нам сделать сотрудник фирмы. Нанять теплоход можно было за $150 в час.

Маршрутка для островитян. В Херсоне маршрутные катера нарасхват: на дачные участки, расположенные на днепровском острове, иначе просто не добраться
Маршрутка для островитян. В Херсоне маршрутные катера нарасхват: на дачные участки, расположенные на днепровском острове, иначе просто не добраться




Цены штормит

Но и при таких ценах желающих отпраздновать на воде день рождения, свадьбу или юбилей фирмы набирается немало. В этом убедилась киевлянка Анна Клименко, которой в этом году муж решил сделать подарок на день рождения, устроив празднование на теплоходе. «Пришлось заказывать корабль за месяц и за две недели полностью оплатить рейс – слишком много желающих», – делится опытом Анна.

Спрос на прогулочные рейсы действительно немалый, и в сезон, который длится с апреля по сентябрь, речные трамвайчики нарасхват. Особенно трудно зафрахтовать кораблик на выходные или праздники. И хотя цена такого удовольствия часто зашкаливает за $100 в час, клиентов это не смущает.

«Недавно мне пришлось поднять цену до 550 грн. в час, но ещё в начале сезона моё судно можно было нанять за 450 грн.», – говорит Михаил Дементьев, капитан прогулочного теплохода «Диана». Причин, по словам капитана, несколько. Одна из них – заметно возросшие цены на дизельное топливо. И всё же Михаил признаётся: даже при старой цене его бизнес был бы рентабельным. «Ведь не обязательно всем ходить по реке с одинаковой скоростью. Мы ходим малым ходом и тратим 15 литров дизеля в час, это немного», - поясняет капитан.

Основной же причиной, по которой Михаил Дементьев всё-таки поднял цену, стал намёк агентств-посредников на то, что  демпинговать на рынке не стоит. «Мне не раз звонили и говорили, что я держу слишком низкую цену. Пришлось поднять», – рассказывает владелец судна. Всю работу по обслуживанию своего теплохода капитан выполняет сам. «А там, где не справляюсь один, помогает жена», – добавляет он. По семейному принципу устроены команды большинства прогулочных кораблей. 


Обуза на плаву

Украинский речной гигант – акционерная судоходная компания «Укрречфлот» регулярные пассажирские перевозки тоже не жалует. И хотя раньше такие маршруты пользовались неизменной популярностью, в основном среди дачников, то теперь речные рейсы сохранились лишь в двух украинских городах – Херсоне и Запорожье. Да и то лишь потому, что местные власти не позволяют их закрыть. Ведь речные трамвайчики выполняют важную социальную функцию: некоторые дачные массивы на Днепре не связаны автомагистралями с «большой землёй», и горожанам иначе как на теплоходе туда не добраться.

Средняя стоимость билета на рейсовый теплоход в Запорожье составляет 18 грн., хотя ещё в прошлом году поездка обходилась втрое дешевле. Но и такая цена, по мнению экономистов речного порта, недостаточна для того, чтобы сделать пассажирские перевозки рентабельными.   «Мы не обязаны обеспечивать пассажирские перевозки. Порту они не нужны. Пассажирский флот – это обуза для него», – утверждает начальник Запорожского речного порта Иван Зискун. По его словам, в 2007г. убытки от пассажироперевозок составили 850 тыс. грн.

Специалисты утверждают, что и в советское время пассажирские речные перевозки были нерентабельными. Тем не менее тогда их количество постоянно росло, а разницу между ценой билета и себестоимостью рейсов компенсировало государство. Основной причиной высокой себестоимости пассажирских перевозок в советское время было использование судов на подводных крыльях, которые потребляли очень много топлива. И хотя цена билета на «Ракеты» и «Метеоры» была гораздо выше, чем на обычные тихоходные суда, красавицы на подводных крыльях всё равно приносили убытки.

«Свадебный» Капитан. Михаил Дементьев обслуживает праздники и корпоративы, но уверен, что маршрутные перевозки по реке тоже могут быть выгодны
«Свадебный» Капитан. Михаил Дементьев обслуживает праздники и корпоративы, но уверен, что маршрутные перевозки по реке тоже могут быть выгодны



Чужие реки
Но это вовсе не значит, что на регулярных речных перевозках можно ставить крест. «Частники на моторных лодках регулярно и почти по расписанию возят людей с Оболони в устье Десны, и им это выгодно, – приводит пример Михаил Дементьев. – А ведь расход моторной лодки в пересчёте на количество пассажиров намного больше, чем у большого двухпалубного теплохода». И если его «Диане» для тихой часовой прогулки хватает 15 литров солярки, то моторная лодка за это время съест вдвое больше.  

Разговоры о категорической нерентабельности пассажирских речных перевозок тем более удивительны на фоне успешных зарубежных примеров. Ведь во многих городах мира по рекам курсируют катера, выполняющие роль общественного транспорта.

Например, в Лондоне действует целая сеть пассажирских водных маршрутов, известная как London River Services. В Нидерландах имеется целых пять речных транспортных служб. А в Северной Америке и Новой Зеландии городской речной транспорт часто называют водным такси. Такие водные такси ходят по установленным маршрутам и перевозят немалое количество пассажиров. Водные маршрутки, курсирующие по расписанию, действуют в Нью-Йорке, Бостоне, Балтиморе, Торонто, Окленде и других городах.

В Венеции же водным такси называют небольшие катера, которые работают в том же режиме, что и обыкновенные автомобильные такси. Суда, перевозящие большое число пассажиров по определённым маршрутам, в этом городе называют водными автобусами. Кстати, выглядят некоторые водные такси так же, как и привычные автомобильные: они жёлтого цвета и с шашечками. А в российской столице по Москве-реке собираются запустить около 20 речных трамвайчиков.

В Украине регулярными речными перевозками пассажиров, скорее всего, займутся нескоро. Владельцам судов гораздо выгоднее сдавать теплоходы в аренду, чем ломать голову над восстановлением маршрутов. А чиновники упорно обходят речные перевозки своим вниманием.

Хотя Михаил Дементьев уверен: возродить пассажирские маршруты можно, надо лишь подойти к этой проблеме с умом и «немного заморочиться». «И это будет выгодно, – уверяет капитан. – Нужно просто захотеть!».

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.