История с продолжением. Черновцы возглавили рейтинг самых комфортных городов Украины

Уникальная архитектура, благожелательная атмосфера, чистота и безопасность улиц позволили Черновцам стать самым комфортным городом Украины

Related video

Во внутреннем дворике ратуши Черновцов проходит выставка фотографий из семейных альбомов жителей города. Если внимательно присмотреться к черно-белым, поблеклым от времени изображениям, легко убедиться, что за 100 лет многие улицы и площади Черновцов почти не изменились. В Украине такое встречается не часто, почти каждое здание в старом городе — памятник архитектуры начала прошлого или позапрошлого столетий. Всего таких зданий в Черновцах более шести сотен.

Черновцы называют "маленьким Парижем", и те, кто приезжает сюда из других городов Украины, редко разочаровываются. Многонациональное и добродушное население в декорациях почти нетронутой довоенной архитектуры оставляет у туристов самые лучшие впечатления. Местные жители относятся к Черновцам с пиететом и, похоже, готовы мириться с мелкими бытовыми неудобствами жизни в городе с таким историческим багажом.

Кому жить хорошо
"Мне комфортно. Город меня полностью устраивает и по своей инфраструктуре, и по географическому расположению", — чеканит исполняющий обязанности мэра Черновцов Виталий Михайлишин. Хозяйским шагом расхаживая по двору ратуши, градоначальник перечисляет последние достижения городской власти: открыли дополнительные группы в детских садиках, установили новые игровые площадки, закупили форму для бригад "скорой помощи". Михайлишин гордится и беспрецедентной, по его убеждению, открытостью черновицких чиновников — недавно они стали транслировать сессии городского совета в интернете и разрешили свободный доступ во внутренний дворик ратуши всем желающим.

Однако для большинства жителей города главным предметом гордости остаются достижения предыдущих поколений — архитектурные памятники. Самый известный из них — комплекс Черновицкого национального университета имени Федьковича, построенный в XIX веке в качестве роскошной резиденции православных митрополитов. В прошлом году ЮНЕСКО включила памятник в список Всемирного наследия. Правда, горожане наслаждаются архитектурой университета из-за забора — без экскурсовода никого, кроме сотрудников и студентов, на территорию не пускают. "Идут приемные экзамены", — отрезал усатый охранник. Словно в подтверждение его слов из двора университета доносится возбужденный голос юной абитуриентки: "У кого-то есть шампанское или конфеты?"

В двух шагах от университета расположилось кафе "Лучшая кофейня на перекрестке Университетской и Сковороды". Сидя за столиком в окружении книжных полок за чашкой ароматного кофе, переводчик и писатель Александр Бойченко вспоминает время, когда был в университете доцентом: "Причин уйти было много. Но больше всего раздражало, что охрана могла не пустить на работу просто потому, что, по их мнению, я не походил на преподавателя".

Теперь Бойченко чувствует себя более свободно, занимается литературными переводами и пишет книги. Он живет в самом центре города и почти не пользуется общественным транспортом — всюду успевает пешком. По праздникам проезд в исторической части Черновцов ограничен. Бойченко это по душе, он хотел бы, чтобы так было всегда. Литератор опасается за сохранность исторических зданий, ведь постоянный поток автомобилей может им повредить.

Местные автомобилисты, наоборот, больше переживают за свои транспортные средства. "По центру ездишь, как на таратайке, — машина вибрирует так, что, боюсь, что-нибудь скоро отвалится", — жалуется водитель такси. Брусчаткой выложена примерно четверть дорог в городе. Водители по понятным причинам предпочитают асфальт.

Их чаяниям не суждено сбыться. "Это аутентичная брусчатка, она может служить целый век. Асфальтовое покрытие держится не дольше 5–6 лет", — объясняет заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Александр Шумейко. Коммунальщик, работающий пенсионер, вопрос личного транспорта решил по-своему: два месяца назад пересел на велосипед. "Потратил половину пенсии, зато теперь дорога на работу занимает 17 минут", — говорит он.

Лодка быта
Шумейко — еще и бывший директор черновицкого "Водоканала". Он объясняет, что водоснабжение Черновцов осуществляется из двух источников: 75% воды в городской водопровод поступает из Днестра, 25% — из Прута. "Вся вода соответствует санитарным нормам. В будущем планируем увеличить водозабор из Прута — он расположен намного ближе к городу, и перекачка воды из него стоит меньше. Да и по вкусовым качествам она лучше", — рассказывает Шумейко.

Сейчас в городе действует 13 жилищно-эксплуатационных контор, 4 из них — частные. Предмет гордости черновицких коммунальных служб — зеленые насаждения. В центре — клумбы повсюду, а лужайки в скверах выглядят по-европейски ухоженными. "С особой щепетильностью относимся к уборке улиц", — утверждают коммунальщики. Городская легенда гласит, что в начале прошлого века улицу Кобылянской — любимое место прогулок горожан — подметали розами. Сейчас в такие крайности не впадают, но улицы Черновцов грязными не выглядят. Хотя и до идеальной чистоты далеко.

Впрочем, старания коммунальных служб заметны далеко не всем. Василия Гринько, владельца кофейни Strauss Cоffee на Центральной площади, не устраивают как раз коммунально-бытовые условия в городе. "Месяц назад в центре неделю не было воды. Ее развозили в цистернах", — возмущается предприниматель. К концу беседы он, впрочем, смягчается: "Зато в плане бизнеса тут все спокойно, если можно так выразиться, народ уравновешенный".

Других рассерженных горожан при желании встретить несложно. На Соборной площади неподалеку от выкрашенного в розовый цвет кафедрального собора Святого Духа черновчанка Анна нянчит двухлетнюю дочь. Вопреки реляциям мэрии молодая мать считает, что власти сильно недорабатывают по части дошкольных учреждений: "В детском садике, куда мы отдали дочь, мебель вся старая, никуда не годится. Мест в садиках не хватает, а детские площадки в городе — сплошные ржавые железки".

Мест нет
В Черновцах восемь коммунальных книжных магазинов. "И это не считая частных точек. Для города с населением в 250 000 человек — совсем неплохо", — отмечает директор книжного магазина Марина Либанова. Среди других торгующих книгами точек магазин "Букинист", которым она заведует, стоит особняком. Несмотря на небольшое помещение, в нем часто проходят презентации новых изданий и литературные чтения. В прошлом году в "Букинисте" свою новую книгу представлял именитый российский писатель Владимир Сорокин.

Оттого ли, что в Черновцах много читают, или же по каким-то иным причинам, но улицы города вполне безопасны, и по ним можно гулять в любое время суток, уверяют горожане. Если кому-то не по душе пешие прогулки, можно воспользоваться общественным транспортом, который работает с раннего утра до глубокой ночи. Местным такси жители Черновцов гордятся. Утверждают, что оно стоит дешево, а отказ подать машину — невиданное дело. Маршруток в городе тоже много, ходят они регулярно. Зато стоимость проезда вполне столичная — 2,5 грн. С муниципальным транспортом сложнее: многие городские автобусы и троллейбусы нуждаются в ремонте или замене, и мэрии приходится закупать подержанные троллейбусы в Европе.

Одна из новых проблем для Черновцов — сложности транспортного сообщения с другими крупными городами. Попасть в самый комфортный город страны из столицы, равно как и уехать в направлении Киева, непросто. Виной тому — недавние нововведения на железнодорожном транспорте. В мае "Укрзалізниця" отменила 15 пар поездов в западном направлении, среди них популярный рейс Черновцы — Москва. Они якобы были нерентабельными. Проводники ночного поезда "Буковина", курсирующего между Киевом и Черновцами, предупреждают: теперь места в вагонах в большом дефиците, а билеты стоит приобретать как минимум за две недели.

Своими руками
Трое муниципальных работников Черновцов рассказывают, что и как они делают для благоустройства города

Виталий Атанасов, Фокус